Доверие

         Однажды ко мне вся в слезах прибежала приятельница. Её дочь Галка с мужем уезжает в Самару, а ей ничего не сказали. Сразу же вспомнился двоюродный брат, который, даже уходя в магазин, всегда предупреждал свою маму, чтобы она не волновалась. Неужели это единственный случай, когда дети делятся своими планами с родителями, рассказывают им о своей жизни, говорят о сокровенном. Ведь это нужно не только матери, но и детям, даже взрослым. Рассказывая о намеченных планах, они ещё и ещё раз обдумывают о своих будущих шагах. Выслушав совет матери, они вольны поступать по-своему, но задумаются над словами сказавшего, учтут их, принимая решение. Мне стал интересно, как поступают в таких случаях мои знакомые и я вынесла этот вопрос на очередные посиделки.

  Тайком от матери
          Моя дочка Галина вышла замуж за приезжего доктора. Все завидовали такому счастью. Я тоже поначалу радовалась её везению, ведь у зятя хорошая работа, приличная зарплата, дочка тоже уважаемый человек на селе. Она учительница младших классов.
 
Одно меня огорчало, что спустя год, дочка перестала к нам приходить и намёками дала понять, что нам с отцом тоже у них делать нечего. Бывало мы вечерами с ней секретничали, совместно решали семейные вопросы. Сейчас меня сторонится. Оказывается, мой зятёк не разрешает ей меня навещать.

Всё было бы ничего, многие молодые сторонятся своих родителей, боятся, что они их жизни учить будут. Но, я то не собиралась лезть в их семейную жизнь. Пусть живут счастливо. Внуки пойдут, сами принесут их няньчить, вот и наладятся отношения. Всегда так бывает, успокаивала я себя.

        А тут прошёл по селу слушок, что Владимир Ефимович руку на Галину поднимает. Я совсем разволновалась, побежала к ним домой, но зайти не смогла, ворота были закрыты и мне их никто не открыл.

На этом я не успокоилась и поспешила в школу. Там мне сказали что Галина у них не работает, уволилась в прошлом месяце. Говорят они уезжают в город. Здесь Мария Васильевна по моему виду поняла, что я ничего об этом не знаю и замолчала.

- Как так может быть? Дочка уволилась с работы, уезжает из села, а мне даже ничего не сказала. Разве такое возможно? Ведь я родной для не человек. Неужели я бы её булавкой к своей юбке пришпилила. Мы бы посоветовались. Стоило ли срываться в город, не имея там ни жилья, ни работы…

- . - . -

        Не рассказываю ничего
Наверное, я плохая дочь, но я не делюсь с мамой своими проблемами. И, отнюдь, не из-за того, что я её не люблю и не нуждаюсь в её советах.

Когда я была маленькая, мы были очень близки. Но вот я вышла замуж и всё изменилось после одного случая. Мы крупно поссорились с мужем и я поспешила к маме за советом, как мне поступить, чтобы наладить наши отношения.
 
        Совет, конечно, я получила. Но на другой день о своём скандале с мужем я услышала от подруги, которой я не собиралась ни о чем рассказывать. Дашка изначально была против моего замужества с Петром, предстерегала, что он первостатейный бабник. Здесь следует отметить, что мы всё-таки разошлись с мужем. Но в тот момент, я хотела с Петром помириться.

         Так вот. Оказывается, моя мамочка о наших делах с мужем рассказала своей подруге, которая является матерью Дашки. Я не знаю, присутствовал при этом ещё кто-то, но сплетна пошла гулять по всему селу.

         Потом был ещё один подобный случай и я поняла, что всё мною рассказанное становится достоянием всех соседей моей мамочки. Она никак не поймёт, что моя личная жизнь касается только меня и рассказывать о ней не следует никому.

         С той поры мы обсуждаем с ней только её проблемы, о своих я ей не рассказываю. Я признаю, что она волнуется за меня и ей не хватает моих рассказов о семье, о моём новом муже. Но я убеждаю, что у меня всё хорошо и говорю с ней только о её внуках.

- . - . –

 
        Секреты дочери
Я, как и мать Полины, сама виновата в потере доверия дочери. Правда, у меня другая причина её отдалённости от меня. Прошло много лет, но я до сих пор помню её слова:
- Я тебе больше никогда ничего не буду рассказывать о себе.

Своё слово, как не печально, она держит. С той минуты она перестала со мной откровенничать. Это был какой-то глупый девчёночий секрет. Я уже и не помню о чём. Я однажды имела дурость упрекнуть её этим секретом. В ответ получила жгучие слова. Вот они-то не забываются.

Прошло много лет. Моя Катюша выросла, вышла замуж на соседнюю улицу. Она часто приходит в гости, я тоже к ней наведываюсь. Когда она вдруг начинает что-то рассказывать, я замираю, боясь прервать её откровения. Это самые лучшие мгновения моей жизни, но они бывают так редко. Я потом долго, по много раз пережёвываю её слова.

В основном мы говорим коротко: о здоровье детей, куда ездили в отпуск, как отдохнули, что купили. Дочка больше слушает, чем говорит. А мне так не хватает её рассказов.

- . - . –


        Девичий дневник
Слушая вас, я пришла к выводу, что я не одна такая. Со школьных лет у меня потерен контакт с мамой. Началось это после того, как мой младшй братишка-проныра нашёл дневник, где я откровенно высказывала своё мнение о семейных и школьных делах.

Они со старшей сестрой его прочитали и однажды ехидно посмеялись над моими философскими размышлениями, искажая их смысл. Особенно было обидно из-за того, что мама приняла в этом участие. Нет, она не смеялась, но и не остановила издевательства надо мной, не поддержала меня.

Годы шли. Случилось так, что после смерти папы, ей пришлось жить в моей семье. У неё было всё необходимое: чистая постель, вкусная свежая еда, телевизор и её любимые книги.

        Стараясь обратить на себя внимание, она постоянно жаловалась моей старшей сестре. Она говорила, что ей плохо у меня, что у неё постоянно пропадают деньги, что не соответствовало истине. Однако, ни к сестре, ни к брату, когда они её приглашали погостить, кроме одного раза, она не поехала. Свою жизнь мама доживала в моей квартире.

Сейчас я виню себя за то, что не смогла простить ей детскую обиду и не додала ей своей любви, в которой и сама нуждалась. Очень мало уделяла ей внимания. Ведь ей был нужен не только заботливый уход. Она больше нуждалась в моём участии в её жизни, в душевных разговорах. Сейчас хочется сказать:
- Прости меня, мама!

        С высоты прожитых лет, я всё поняла, но мамы уже нет… Сказать эти простые и важные, для нас обеих, слова некому.

-.-.-

        Важно внимание.
        Разговаривали о доверии детей и родителей, мы подняли вопрос о внимании к старым людям. Это не удивительно. Одно вытекает из другого.

        Так случилось, что моя свекровь остаток своих дней доживала с моей дочкой. Мой дом находился по соседству. И все пятнадцать лет я ежедневно приходила к ним, чтобы помочь по хозяйству, а главное, поговорить со свекровью. У нас были доверительные отношения, которые сложились с годами.

        Это была властолюбивая женщина и всё держала в своих руках. И только последние три года не командовала нами. Сделай так, поди туда, ты не так делаешь. Это были первые слова, которые я услышала, когда стала жить в их семье.

        Так мы прожили почти десять лет. Потом муж получил квартиру и мы переехали. Однако, домой ходили только ночевать. Утром я приходила чтобы подоить корову и управиться с другим хозяйством. Вечером всё повторялось.

        Умер свекор. Чтобы не оставить мать в одиночестве, к ней перешла семья моей дочери. Потом умер и мой муж. Но я по прежнему приходила в их дом. Но уже больше из-за того, что детям было некогда разговаривать со старым человеком. А мы со свекровью привыкли обсуждать все насущные дела.

        Прибежав с работы, дочка занималась  домашними делами и детьми. Конечно, бабушка была накормлена, чисто одета, в спальне порядок. Но ей было нужно общение. Я приходила , садилась рядом и выслушивала её советы, рассказы о болячках. Иногда она жаловалась на моих золовок, что они редко приходят. Но одна живёт в городе, у другой своя семья, работа и могла она приходить только в выходные дни. Так что свекровь жаловалась на своих дочерей зря, у них просто не было времени.

        Сейчас я тоже постарела, хотя мои внуки считают меня ещё молодой. Но последнее время стала замечать, что жду, когда мои дети придут ко мне, чтобы поделиться со мной своими новостями. И мне, как когда-то моей свекрови, нужны не только помощь, но и сочувствие, и участие, и простой душевный разговор. Наверное, я не одна такая. Матери всегда ждут своих детей.

- . - . –
        Мне не хватает общения…
Мы жили вдвоём с мамой и у меня от неё не было никаких секретов. С любой мелочью я бежала к ней, делилась своими секретами. Я знала, что мои слова лежат у неё глубоко в сердце, как в сейфе за семью замками.
 
Это с ней я обсуждала разлуку со своей первой любовью. Это она мне объясняла, как организовать семейные отношения, чтобы моего Мишеньку тянуло домой и он не заглядывался на моих подружек.

Моя мама всегда была рядом. Она помогала мне в воспитании моих детей, научила их уважительно относиться не только к себе и нам, но и к посторонним пожилым людям. Как когда-то меня, она учила внуков премудростям жизни. А они бежали к ней со своими детскими проблемами, рассказывали о своих тайнах.

И вот её не стало. Образовалась какая-то пустота. Дети заполнили её мной. Теперь они приходят ко мне и рассказывают о своих делах. Я откладываю свою работу и выслушиваю их. Только теперь я поняла, сколько своего времени тратила на меня моя мама. Ей, наверное, как и мне его не хватало. И я боюсь оттолкнуть детей, боюсь потерять их доверие. Уже сейчас задумываюсь о том, придут ли они ко мне, когда я буду старая.

И вдруг с ужасом делаю вывод, что я слишком мало говорила со своей мамой, отсылая к ней детей с очередными пирожками. Прошло всего несколько лет, как её нет, но мне её так не хватает…

- . - . –


Рецензии