Лабиринты Кенигсберга. Глава 5-2-1

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 5-2-1. Материалы, представленные Костей Беркутом. Кенигсбергская версия.

Ю. Иванов «Кенигсбергская версия. Янтарная комната: история, загадки, поиски».

Янтарная волна. Убийство в Мюнхене.

«НОВЫЙ СЛЕД ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ? В янтарный музей города Рибниц, что на севере ГДР, поступило несколько писем без подписи и обратного адреса. Их автор, гражданин ГДР, сообщил, что ему якобы известно местонахождение знаменитой Янтарной комнаты, след которой потерялся в 1945 году, когда нацисты в панике вывозили награбленное в СССР имущество». (Из газетного сообщения).

«ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ВТОРИЧНО. В 1967—1969 гг. мы в составе четырех человек по разрешению председателя горисполкома тов. Хорькова производили раскопки по поиску секретного бункера с Янтарной комнатой, упрятанной фашистами в 1945 году. Нами был раскопан забетонированный вход в бункер. Предстояла работа по вскрытию его. Но случилась беда: утром на месте раскопок произошел обвал, огромные глыбы стен от разрушенного здания сползли в бункер. Вручную мы ничего не смогли сделать. Обратились за помощью к тов. Хорькову, который прибыл на место, посмотрел, после чего потребовал свидетельство на разрешение работ и поисков, на наших глазах порвал его, сказав: «Больше чтоб я вас здесь не видел! Вас всех могло задавить, а меня бы посадили... Считаем крайне необходимым вновь начать там работы». (Из письма Н. К-ва).

«ТАИНСТВЕННАЯ СМЕРТЬ! Как стало известно из местных информационных источников, погиб известный искатель исторических ценностей, похищенных нацистами в СССР и вывезенных в Германию или укрытых в секретных бункерах в бывшей Восточной Пруссии (ныне Калининградская область), садовник из местечка Штелле, расположенного недалеко от Гамбурга, Георг Штайн, большой друг СССР, пытавшийся разгадать тайну Янтарной комнаты. Его труп с многочисленными ножевыми ранами был обнаружен в ста сорока километрах от Мюнхена, в развалинах старинного замка. Говорят, что незадолго до своей смерти он позвонил в редакцию еженедельника «Ди Цайт» и сообщил главному редактору графине Марион Дёнхофф, которая помогала Штайну в его поисках: "Я разгадал ТАЙНУ ВЕКА! На днях я приеду к вам, и мы все обсудим»... Обширный АРХИВ ГЕОРГА ШТАЙНА ИСЧЕЗ».

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА — одна из замечательных загадок двадцатого века, исчезнувшая в апреле сорок пятого года, до сих пор не дает покоя множеству людей; ее «следы» то и дело как бы появляются то в одной, то в другой стране Европы, то у нас, в СССР. Кто только ни пытался разгадать эту Тайну Века! Попыткой раскрыть ее занимались не только отдельные граждане, но и целые экспедиции.

Вначале это была группа историков, которую возглавлял профессор А. Брюсов, приехавший в Кенигсберг в мае 1945 года…

Затем большие работы провела специальная Государственная комиссия по поиску Янтарной комнаты под руководством секретаря Калининградского обкома КПСС В. Кролевского…

Несколько позже большие работы по поиску провела археологическая экспедиция, которую возглавляла Е. Стороженко.

Попытки разгадать эту тайну предпринимались и за рубежом, в частности в ГДР, где много сил потратили на это криминалист и историк Пауль Энке и редактор издательства «Виртшаф» Гюнтер Вермуш, а в ФРГ почти тридцать лет упорно искал Янтарную комнату и многие другие… сокровища, похищенные в нашей стране гитлеровцами, уже упомянутый выше Георг Штайн.
Что же произошло? Кто и за что убил его? Действительно ли он раскрыл Тайну Века?

Георг Штайн, исчезнувший архив, Янтарная комната...
Не исключено, как предполагал Георг Штайн, что ее не успели вывезти на Кенигсберга, и она где-то покоится в некоем секретном бункере; не исключено, что она «уплыла» морем на каком-либо из судов, ушедших осенью сорок четвертого года, или весной сорок пятого, но, может быть, она и «уехала» из Кенигсберга накануне штурма города… с «Зюйдбанхофа».

Именно об этом сообщается в одном из писем некоего Федорова В.  Будучи военнопленным, он содержался в одном из кенигсбергских «штадлагов» и был направлен на «общие работы» в Марауененский военный госпиталь, огромные красные корпуса которого выходят фасадами на бывшую Гросскомтур-штрассе. Там он занимался тем, что «утилизировал», а проще говоря, сжигал отрезанные руки и ноги, вначале в крематории на бывшей Гранцен-аллее (ул. Александра Невского), а также помогал грузить раненых, которых отправляли из госпиталя на Южный вокзал…
Однажды, в середине января сорок пятого года, перетаскивая раненых солдат из грузовиков в вагоны санитарного поезда, он своими собственными глазами видел, как в два последних вагона грузили не раненых, а длинные ящики…
Два грузовика с ящиками стояли на площади перед вокзалом рядом с  машинами, в которых лежали раненые. А таскали ящики в вокзал такие же, как и он, русские, бывшие красноармейцы.
Федоров… спросил: «Чего грузишь, камрад?». «Янтарь с замку», — ответил тот...

Не исключено, что так оно и было, что в ящиках находился янтарь, но Янтарная ли комната? Ведь в Кенигсберге были еще две значительные коллекции янтаря и янтарных изделий. Одна — в Университете, а другая - в минералогическом музее: янтарь, собранный, как утверждал путеводитель, «со всего света», со знаменитой ящерицей в куске янтаря и мухой, которую когда-то разглядывал… философ Иммануил Кант, бывший одно время хранителем университетской янтарной коллекции.
Может именно этот янтарь увозили из Кенигсберга? И понятно, почему вагоны «пристегивались» к санитарному поезду: так безопаснее.
Там, где огромные ценности — золото, картины великих художников, фарфор, хрусталь, архивы, янтарь, исторические, из янтаря, изделия, — там опасность, смерть людей и новые тайны, потому что любая Большая Тайна рождает много других тайн...

Однако действительно ли Штайн разгадал Тайну Века? Как он очутился в ста сорока километрах от Мюнхена, от палаты больницы, где лечился, да еще в развалинах разрушенного замка?.. Успел ли он встретиться с графиней Марион Дёнхофф и рассказал ли ей о своем открытии? Кто после его смерти совершил попытку похитить документы из его архива?

Архив не исчез. Его у семьи погибшего выкупил известный в нашей стране меценат, миллионер, гражданин русского происхождения, живущий ныне в Лихтенштейне, Эдуард Александрович Фальц-Фейн. Выкупил и подарил нашей стране… А ведь в нем, этом архиве Штайна, наверняка добрых две трети документов, касаются наших краев, бывшей Восточной Пруссии и Кенигсберга… И Георг Штайн из наших мест, и он так мечтал побывать в своем родном городе...

Какие же тайны хранят эти шесть тяжеленных, туго набитых толстыми папками, картонных ящиков? Ящики с документами стоят на полках областного, государственного архива, куда мы переправили их из помещения фонда культуры. Втроем — краевед и историк, военный инженер, А. Овсянов, я и переводчик В. Тарабрин, многие годы проработавший за рубежом, в Германии, в том числе в экспедиции Е. Стороженко, занимавшейся поиском Янтарной комнаты, — мы сидим за столом в небольшой комнатке и разбираем документы.

Большая часть их аккуратно сброшюрована и пронумерована, разложена по вместительным папкам, но часть — целый ящик — напихана россыпью, будто бы эти разрозненные листки, запросы, справки, письма и другие бумаги были разбросаны, раскиданы, а потом собраны в один, вот в этот ящик. Может быть, на архив действительно было совершено нападение? Кто-то что-то в нем искал? Но кто? И что искали?

Мы договорились…, что вначале… посмотрим те документы, которые касаются самого Георга   Штайна и документы Альфреда Роде…, Первого Главного Свидетеля по делу о Янтарной ком¬нате…
И документы, касающиеся Эриха Коха, Второго Главного Свидетеля, гауляйтера Восточной Пруссии, отдавшего распоряжение о вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца...

Тут есть весьма обширные сведения о городе, «где» в последние военные годы была Янтарная комната...

Итак, Кенигсберг, основные даты:
1256 год, 29-июня — первое упоминание.
1455 год —- гражданская война между тремя городами, объединившимися в один — Альтштадтом, Лебенихтом и Кнайпхофом,— и Тевтонским орденом. Победил орден.
1525 год. 8 апреля — мир в Кракове. Альбрехт фон Бранденбург ликвидирует орден. Кенигсберг становится столицей герцогства Пруссия.
1644 год, 17 августа — основание университета «Альбертины»...
Коронация в Кенигсберге Фридриха I: Фридрих Вильгельм снова объединяет Альштадт, Лебенихт и Кнайпхоф в один город — Кенигсберг.
Семилетняя война, 1758—1762 годы… Четыре года Восточная Пруссия, после разгрома пруссаков под Гросс-Егерсдорфом, была провинцией России, а губернатором Пруссии был отец А. Суворова — В. Суворов... Лишь после смерти Елизаветы Петровны Петр III отозвал его из Кенигсберга в Петербург, а потом и все русские войска вывел из Пруссии...
1788 год, Иммануил Кант, «Критика чистого разума...». Страх перед отступающими из России французскими войсками и Второе русское время в Кенигсберге — в 1813 году… Это, когда вдогон отступающим французам в Кенигсберг вновь пришли русские войска, когда были проведены грандиозные «московитские» праздники в честь победы союзников, — …тогда Россия воевала против французов вместе с пруссаками, — в Кенигсбергском замке, в «московитском» зале, который так потом всегда и назывался…
Коронация Вильгельма I в Кенигсберге: 1914 год — победа Гинденбурга над русскими при Таненберге и в Мазурских болотах, тогда избавившая Кенигсберг от «Третьего русского времени».
1919 год — согласно Версальскому миру происходит отделение Восточной Пруссии от рейха...
28 февраля — 9 апреля 1945 года, осада и капитуляция Кенигсберга…

Вот что Георг Штайн пишет о себе: «Я, Георг Штайн, родился в 1924 году в доме моих родителей, в Кенигсберге. Мой отец, Роберт Штайн, был крупным ученым и общественным деятелем Восточной Пруссии, вице-президентом торгово-промышленной палаты, в последнее время — научный сотрудник в Управлении музеев.
В армии с 1942 года. Служил в пехоте, был на Восточном фронте, воевал на Курской дуге и в Восточной Пруссии, в передовом отряде «Герцог», 52-го армейского корпуса. В плен к русским попал в марте 1945 года в Хайлигенбайльском котле.
О янтаре и Янтарной комнате впервые услышал от своей сестры Доротеи-Луизы, которая работала ассистенткой у профессора Циземара и доктора Альфреда Роде»…

Я сам, своими собственными глазами увидел янтарные ценности морозным утром 28-го января 1945 года, когда нами, солдатами отряда «Герцог», на дороге между Тиренбергом и Гермау была обнаружена колонна покинутых охраной и шоферами грузовиков, наполненных длинными ящиками...
Нашим батальоном командовал старший лейтенант граф Унгерн Штернберг. Он приказал эти грузовики отправить в ближайший населенный пункт. Как мне удалось узнать, этот груз следовал в рыбный порт Нойкурен (ныне – Пионерск), — чтобы оттуда быть отправленным в г. Засниц (о. Рюген).
На наш запрос командованию военной морской части в Кенигсберге, который я делал лично по указанию командира батальона, — что делать с грузом, куда его отправить? — мне ответили, что НИКТО НИЧЕГО О НЕМ НЕ ЗНАЕТ... После этого ящики нами были вскрыты, и мы увидели, что в них сложены ценнейшие предметы из янтаря и янтарные панели, которые, несомненно, оказались в Восточной Пруссии из Екатерининского дворца Царского Села... Что же со всем этим делать? Надо бы спрятать, закопать в землю, но мороз — до 20 градусов, да и не до этого янтаря, ведь война идет!
И тогда было примято решение: эти 80 ящиков с янтарем, из брошенных шести грузовиков спрятать в подвалах какой-нибудь из старинных, орденских кирх на Земландском полуострове или где-нибудь в направлении на Пиллау. Вот так в мою жизнь вошло понятие «Янтарная комната»… (О поисках в этом направлении – повесть В. Шпинева «Житель горы Гальтгарбен»).

«С приходом к власти фашизма и, конкретно в Кенигсберге, Эриха Коха, мой отец, отказавшийся присягнуть ему на верность, был отстранен от государственной деятельности и весь отдался так называемому «Научному союзу», члены которого действительно занимались научной деятельностью, в частности искусствоведением, и тайно следили за дальнейшей судьбой награбленных Кохом и его приспешниками произведений искусства, вывезенных из России и Польши. Союз был разгромлен, мой отец расстрелян, погибли и другие руководители Союза. Списками похищенных Кохом ценностей ведала в Союзе моя сестра, Доротея-Луиза. Вскоре и она попала в гестапо, где была уничтожена...   
Что касается Янтарной комнаты, то после того зимнего дня минувшей войны я вновь вспомнил о ней лишь в 1966 году в Швейцарии, когда в лондонской газете «Таймс» прочитал статью о ее розыске. «Как? Она еще не найдена?» — удивился я. Вот тут-то я и решил: надо заняться ее поисками. Все мне вспомнилось: и отец, и сестра, погибшие от рук фашистов. В конце концов они и погибли-то из-за этого янтаря и других исторических ценностей!.. Ведь это была борьба против фашизма! Теперь это должно было стать моей борьбой»…

Штайн писал, что они собирались спрятать ящики в подвале какой-нибудь из кирх… Вот что по этому поводу пишет Георг Штайн: «Ящики с янтарем сложили в сводчатый склеп орденской кирхи с помощью сельских прихожан. За это селение шли бои в течение 28—30 января. Первого февраля селение было нами оставлено в развалинах, а шестого — вновь отбито у русских. Церковь оказалась полностью разрушенной, над сводчатым склепом метровой толщины — глыбы развалин, но стены склепа выдержали их, и ящики были целыми»…
Дальше - какие-то неясности…
- Подвалы кирхи Поерштитен...
- Подвалы кирхи Гермау...
- Эти ящики были извлечены и отправлены вначале в Гросс-Гермау, в замок Берзникен и замок Гаффкен, а затем в окружной дом партии (крайсхаус) в Фишхаузен и в замок Лохштедт...

Куда были отправлены ящики? В замок Берзникен, Гаффкен или Лохштедт? Кстати, весной сорок пятого, в конце апреля и мне довелось побывать в замке Лохштедт, но об этом потом, но что это за путаница? Замки Берзникен, Гаффкен, Лохштедт?..
Вот тут еще приписка: «И ящики были отправлены в замок Бальга», потом это зачеркнуто и написано: «Часть ящиков была отправлена назад, в имение Эриха Коха, Фридрихсберг, откуда выехала колонна с грузовиками...
То есть, это когда они только что отправились в путь, в Нойкурен? Да, видимо, так надо понимать, а часть ящиков в замок Лохштедт…

«Церковь Гермау, где была спрятана часть ящиков с янтарем, была во время боев взорвана, и часть ящиков из ее подвалов извлечь не удалось»...
 
«Где была спрятана часть ящиков...». Значит — часть, а не все? А остальная часть куда-то уехала? В замок Бальга? В Лохштедт? В имение Эриха Коха, Фридрихсберг? И, далее: «часть ящиков из подвалов извлечь не удалось»? Часть, от той части, которая была там спрятана?

Мы… просмотрели только самые первые документы.

Папка: «ОПЕРАЦИЯ «ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ «ЛИНЦ»… Все отсюда пошло, от этого всеобщего разграбления исторических ценностей, всеевропейского воровства...

В фонде культуры меня ждало несколько писем, среди которых одно было послано из города Киль. Вот что было напечатано на плотном, голубого цвета листке, ровным, четким шрифтом: «Одним из последних поездов, покинувших Кенигсберг в конце января 1945 года, был санитарный поезд, вывозивший раненых солдат и офицеров кенигсбергского укрепрайона в город Алленштайн. В двух последних вагонах находились не раненые, а неизвестный груз, размещенный в ящиках различной длины, величины и веса. Не исключено, что это были сокровища музея «Пруссия» или т.н. «русские сокровища» («Янтарная комната»)... Всего в поезде было шестнадцать вагонов, но когда он прибыл в Алленштайн, в нем насчитывалось лишь четырнадцать. Два последних вагона, которые сопровождала хорошо вооруженная и весьма многочисленная охрана, были отцеплены в пути, видимо, на перегоне между Кенигсбергом и Прейсиш-Эйлау. Это все, что я могу Вам сообщить». Фриц Дампфе...

Важно… то, что два разных человека, русский Федоров и немец из города Киля, дали информацию об одном из последних, из Кенигсберга, эшелоне, о двух таинственных, нагруженных ящиками, видимо с янтарем, вагонах…
Где эти вагоны, вернее, их содержимое? Перегружено в какой-то тайный бункер? В подвалы какой-то орденской кирхи, а сама кирха взорвана? На грузовики, чтобы дальше, изменив маршрут, возможно, по автобану номер один, Кенигсберг — Эльбинг — Берлин, быть направленными в глубину Германии сушей, из Эльбинга или ближнего к нему порта Данцига, еще дальше — морем? Или груз был возвращен назад, в Кенигсберг, потому что к Алленштайну уже подходили подразделения Красной Армии? Что это был за груз? Какие хранились в ящиках сокровища? Янтарная комната?
Однако, прежде чем пытаться разобраться в этой, да и множестве других версий, не стоит ли немного рассказать о самой Янтарной комнате, о ее пути в Россию, и пути из России в Восточную Пруссию?

Продолжение: http://proza.ru/2012/10/13/691


Рецензии