Рюриковичи Ч. 3 Гл. 1. Брат мой...

            Рюриковичи Ч.3 Гл.1.  "Брат мой - враг мой" .   
 
          Святослав - сын Ольги и убиенного древлянами Игоря - оставил  своим трем  сыновьям к концу I тысячелетия княжество, владеющее и, соответственно, питающееся главной магистралью Восточной Европы - великим водным  волхово-днепровским путем; владение, делающее княжество активным  торговым партнером с иными царствами-государствами.
         И стоял на этом пути стольный град  Киев. Получил в наследство стольный град с престолом отца старший - Ярополк Ярославович; чуть подальше, на древлянской земле стал княжить средний сын - Олег Ярославович; и уж совсем далече, в Новгороде, младший сын, да от Ольгиной ключницы, Владимир Ярославович.
Каждый из братьев свою воинскую дружину имел. С кем воюем, братья? До мира ли между кровными братьями?
        Даёт ли  изложенное во второй части ответ на вопрос - почему народный эпос для отражения возросшей значимости варны воинов использовал взаимоотношения между кровными родственниками, именуемыми братьями?  Нет, не дает. И, более того, ставит вопрос о том, а что же это за отношения такие - братские?
   
Посмотрим, как отражены реальные братские отношения - на бытовом уровне, для чего обратимся к пословицам русского народа (http://pribautka.ru/proverbdahl/133.html ):   
“Брат с братом на медведя ходЯт”,
                так в народе говорят.
А коль “один брат сыт и крепок,
                а другой брат жидок и редок”?
Хотя “от одной матки, да не одни ребятки”.
То “до дележа и свояки-братья”; а опосля
“брат - брат, а денежки не родня”,
Ведь «брат за брата не плательщик».
Так что “хоть он мне брат,
                только я ему не рад” –
“брат он мой, а ум у  него свой”.
Поэтому “не верь брату родному,
                верь глазу  своему кривому”;
А не то,  “брат брату – головой  в уплату”,
Ведь “брат за брата не плательщик”.
А тут - на медведя! Нашелся подельщик!
То “при доброй године и кумовья побратимы”,
Да “брат на брата - пуще  супостата”!
Это “отец сына умнее -радость,
                а брат умнее брата-зависть”.
Вот отчего, чем менее в нас скотского,
Тем «духовное родство - пуще плотского”.
Поэтому, родные, “есть и братья у меня,
                да не свои, чужие”!

       Итак, на бытовом уровне всё нормально - братья, как и отражено во всех сказаниях, готовы в недобрую годину передушить друг дружку, но только не за царский трон, а за денежек дележ. Впрочем, это все одно и то ж. Кто-то делит медный грош, кто-то царскую казну - честь зовет всех на войну - благородный "младший брат" дележу такому рад, он пять тысяч лет уже кровью жив на дележе.       
       Если и есть что непонятное в этой братской бойне, так это происходящая в  ней игра между понятиями "кровных братьев"  и "кровного братства". Благодаря чему плотское родство кровных братьев рухнуло, а на смену ему пришло духовное родство кровного братства?
      
******************
Продолжение следует.


Рецензии
Может быть тут дело в том, что такие пословицы появились вследствии замкнутого образа жизни? Для пра-славян, что жили примитивнейшими племенами самое то. А вот когда государство начало развиваться и появилась нужда в профессиональной армии - тогда-то всё и пошло-поехало.

Антон Болдаков 2   16.10.2012 15:09     Заявить о нарушении
Вы, Антон, затронули чрезвычайно интересную тему - время формирования в общественном сознании той или иной пословицы. Я полностью согласен с Вами, что их возникновение можно отнести к праславянам.
Но пословицы-то взяты мною из словаря В. Даля - использовавшего ЖИВОЙ великорусский язык. А если они формировались праславянами, а использовались русскими и при В. Дале (мир праху его, то, естественно, что при Рюриковичах их использование было да же более чем.
А такие, как "есть братья у меня, да не свои, чужие" - это явно пословица сформированная в княжеских дружинах Рюриковичей.
Я так и представляю:
Приходит смерд к брату, что в княжеской дружине, и взывает: "Помоги, брат же!!!" А тот ему рубит пословицей: "есть братья у меня, да не свои, чужие". А сильно будет надоедать, то и мечём.

Саловал   16.10.2012 16:17   Заявить о нарушении
Пословицы въедаются в память людей гораздо глубже. Кроме того... вы не читали Франко Кардини - "Истоки средневекового рыцарства"? Там очень много рассказано о формировании такого понятия как воинское братство. Да и у меня есть "Готы - воины Арии". Там тоже о возникновении военных культов.

Антон Болдаков 2   16.10.2012 16:36   Заявить о нарушении
Благодарю. Обязательно просмотрю Кардини. Но навряд ли в его работе есть нечто, не соответствующее общим принципам восхождения на трон варны воинов, о которых изложено в тех работах, на которые я ссылаюсь.
Вот уже восседая на своём троне власти эти ребята вырабатыванли каждые свою культуру, этику, ритуалы и прочие надстройки своего экономического базиса своего социума.

Саловал   16.10.2012 18:00   Заявить о нарушении
Там далеко не так всё просто. Кардини вскрывает гораздо более глубинные пласты культуры, что привели к формированию рыцарства.

Антон Болдаков 2   16.10.2012 18:17   Заявить о нарушении
Это прекрасно! Ведь, по большому счёту, корни любой социальной проблемы можно начать отслеживать со времён зарождения Живого. А оно нам надо? Определение отправной точки любого исследования - это проблема.
В моём обобщении Рюриковичского периода такой точкой является период половозрастной специализации в возможно еще не совсем племени людей, но уже и не стада. Или точнее стаи?

Саловал   16.10.2012 18:25   Заявить о нарушении
Всё же ближе к стае - это доказывает и Кардини, воскрешая истоки происхождения оборотней. Люди тогда ассоциировали себя с животными. Например берсерк - это "медвежья" шкура. да и пёсиглавцы...

Антон Болдаков 2   16.10.2012 18:42   Заявить о нарушении