Посольский романс

Эдуард Бернгард
   ПОСОЛЬСКИЙ  РОМАНС

К неприятным явлениям природы относятся землетрясения, наводнения, ураганы или, например, русское хамство.
Явление сие, утвердившись в качестве главного признака национального характера, испокон веков пронизывает все сферы и поры российского общества. Прошу учесть: я не полемизирую, а констатирую.
Тема данного очерка нравов – посольский люд.

Перескажу вкратце то, о чём поведал мне Виктор Ф., проживающий в том же, где и я, немецком городе. Периодически наведываясь в Россию к родственникам, он встретил там женщину, которую полюбил и, как говорится, «привёз» в Германию. В связи с указанным обстоятельством Виктору и его будущей супруге пришлось (и до сих пор приходится) оформлять всевозможные документы, ездить туда-сюда (из страны в страну) и, само собой разумеется, иметь дело с русскими посольскими-консульскими и прочими подобными учреждениями.
За многократные посещения означенных заведений ещё не было случая, чтобы какие-либо формальности выполнялись без сопутствующих сему издевательств. Неизменно долгое, томительное ожидание приёма, даже если нет никакой очереди, традиционно увенчивается таким вот ритуалом, с некоторыми вариациями: русский чиновник бросает исподлобья злой взгляд на посетителей, не предлагая им сесть, угрюмо рассматривает протянутые ему справки, затем швыряет бумаги обратно с криком: «Пе-ре-де-лать!!!» На вопросы растерянных клиентов машет рукой (прогоняющим жестом) и громогласит: «Всё-всё-всё, свободны! Уходите!» «Но мы же должны знать, что именно следует переделать!» - в отчаянии верещат посетители... Наконец, чинуша, с гримасой мученика-альтруиста, соизволяет уточнить, что, по его мнению, надлежит исправить, хотя, как выясняется, в документе всё в порядке, но... придирка садиствующего служаки обретает статус закона, неукоснительно подлежащего исполнению. То есть клиенты должны заново чего-то оформлять, переводить с немецкого на русский или наоборот, затрачивать время, деньги и нервы, дабы одна формулировочка приобрела несколько иной вид, ровно ничего не меняющий в сути.
Другой эпизод: посольская женщина (дамой её при всём желании не назовёшь), важно изучая всё те же бессчётные бюрократические бумажки, вдруг вопит, обращаясь к клиенту: «Эт-та ш-што за филькина грамота?! Ты чо себе позволяешь!» (заметьте – «тыкает») Выдержав паузу, насладившись испуганным видом посетителя, с нескрываемой ненавистью присовокупляет: «Ну, чо ты на меня вылупился-то?!» (ах, эта широкая кондовая душа! умилительно!)... Потом следует обычная типичная процедура выяснения, чего же хочет разгневанная посольская особь. И, конечно же, повод оказывается смехотворным в своей незначительности, если вообще имеет место быть... Но ведь найти его всегда можно... Но ведь закатить сцену непременно нужно... Устроить праведный разнос... Упиться властью всласть...
Очередной визит к доблестным державным дипломатам: чиновник заставляет клиента полчаса стоять в кабинете, сам же, поскрипывая массивным креслом и мурлыча какой-то мотивчик, перебирает на столе не относящиеся к данному делу бумажки, затем только, подняв на посетителя исполненный презрения взор, отправляет его в такое-то помещение за такими-то формулярами... Помещение то просторное, там несколько перегороженных отделов с окошками, по полу тянутся вереницы столбиков с полосатыми лентами, предписывающими строгие маршруты для всяк туда явившихся. И там же находятся три свирепых мордоворота в штатском... Не успевает клиент сделать и шага, как мордовороты, словно ждали этого момента (пожалуй, так и есть), яростно орут: «Ты куда прёшься, бл...!!! Здесь иди, бл...!»
Поистине, захватывает дух от чувства гордости за великую державу, не имеющую аналогов в мире.

Описанные «прецеденты», понятно, – капля в море...
Многому удивляешься в жизни, а кое-что остаётся и вовсе загадочным, как вот и весьма своеобразные взаимоотношения в русской среде. И если дикое хамство посольских («дипломатических», хы-хы!) деятелей ещё можно отчасти объяснить поголовной их принадлежностью к привыкшей зверствовать Лубянке, то как быть с остальными русскими чиновниками ЛЮБОЙ сферы, хамящими точно таким же образом?
Неудержимо напрашиваются наивнейшие вопросы: зачем, ну зачем обходиться с людьми именно так, как это издавна принято у русских? Неужели нельзя те же самые необременительные процедуры выполнить... ладно уж, не обязательно любезно (непосильное для русского чиновника требование), но хотя бы просто пристойно, спокойно, сдержанно, без этой необъяснимой ненависти к совершенно незнакомым людям, ничего плохого тебе не сделавшим... Нельзя, да?

И на этом чудесном фоне ура-патриоты разглагольствуют об особом русском пути, о непревзойдённой русской духовности...
И с трогательным православным милосердием готовы растерзать в клочья девочек, пропевших «богохульские» куплеты в чертоге святейшего патриарха...


Октябрь 2012 г.



Рисунок из интернета


Рецензии
Эдуард!
Безликие "чинуши", не имеют национальности.
Это выдрессированные. "субъекты" со своими. УСТАВАМИ.
Унижение. - п.1. и. т.д.

Печально читать и больно.
За сто лет, что только не перенесла Россия.
Аристократов. Духа уничтожали и изгоняли.
Стирали из памяти все лучшее,
накопленное Веками.
Глумление над народом было и... продолжается.
Спасибо Вам.

Галина Высоцкая Константиновна   18.01.2014 02:02     Заявить о нарушении
Верно, Галина.
Увы.

Об этом НАДО рассказывать... Не так ли?
Понимаю - неприятно; больно.
ТАКОГО хамства я не встречал (пока) нигде более. Хотя допускаю, что это не только российский феномен.

Спасибо!

С уважением,

Эдуард Бернгард   18.01.2014 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.