Спуск Востока. Memento mori-2

Суббота, 19 апреля 1969 года. Около 14 часов.

Адмиралтейский завод потихоньку закончил «черную субботу»[1]. Именно «черную». «Красные» субботы,  «ленинские субботники», холявную работу по случаю юбилея Ленина введут в неписаный закон лишь на следующий год. В ознаменование столетия драгоценного вождя.

Сегодня же пролетариат ожидает зрелище. Спуск на воду огромной рыбопромысловой базы «Восток». Её отмусолили на стапеле целых три года и наконец-то разродились. В качестве трудового подарка Родине[2] к очередному дню рождения Ильича.

Работяги пораньше сваливают из цехов и тянутся к стапелям, на одном из которых доживает последний сухопутный час обвешанный флагами «Восток». И каждому хочется занять место поудобнее.


С парнями из моего  цеха решаем залезть на боковую стенку в нижней оконечности стапеля. Туда, естественно, досужим зевакам хода нет, но оттуда очень хорошо  видно все: и проезд корабельной туши мимо нас и ее врезание в водную массу Невы.

Пробравшись через какие-то ряды охраны, подходим к лесам, примыкающим к наружной стороне вожделенной стенки. Залезаем. Высота этажей этак в семь. Может быть больше.

Идем и лезем очень быстро, чтобы не заметили и не поймали.

Наверху лесов, не задумываясь, вслед за корешами, прыгаю с площадки на площадку через какой-то проем. Автоматически, вместе со всеми.

Лишь в полете замечаю под собой  пропасть с металлоконструкциями на дне и весьма большую для меня ширину перепрыгиваемого проема.

Приземляюсь на край стапельной стены, чувствую, как земное притяжение влечет меня назад, раскачиваюсь, машу руками и кое-как утверждаюсь на стене.

Тут же включаюсь в обозревание зрелища.

Кругом праздник.

Играет оркестр. По трансляции несутся лозунги и призывы.

Хрипят команды «отдать курки», «убрать задержник»[3].

Работяги внизу режут, колотят кувалдами.

Пароходина на салазках  скользит по насаленным направляющим в воду. Приваренное под кормой «спусковое» крыло грохает по воде. Столб пены и брызг. Пипл на площадке у воды заливается полностью. Правда, никто не насмерть.

Грохот и  ржавчина от сбрасываемых якорей.

Огромная железяка, даже с  крылом и якорями, выплывает за середину Невы. Тормозится ближе к причалам Балтийского завода на противоположном берегу.

Плавсредства в акватории завода и близлежащего порта приветствуют  нового собрата гудками…



Через несколько минут  вдруг ослабело сажусь на задницу прямо в ржавую грязь. До меня доходит возможный вариант развития событий несколько минут назад, когда я размахивал руками на краю площадки.

«Беломорчик» успокаивает. А чуть позже  «Московская» из стакана дружбы,под плавленый сырок, и вовсе приводит юношескую психику в комфортное состояние.

***

Через три года, будучи матросом Черноморского флота второго года службы, встретил красавца «Востока»[4] у причала в Севастопольской бухте. Уже в ржавчине и с атрибутами ремонта. Это был первый год его эксплуатаци.

Где он сейчас – Бог его знает. Вроде бы списали за ненадобностью.

Но какой был красивый корабль!
_________________________________

[1]  Всего лишь два года прошло со времени перехода страны на пятидневную рабочую неделю, соответственно, с восьмичасовым рабочим днем. Но закон о труде почему-то продолжает предусматривать 41-часовую рабочую неделю. Чтобы все это соблюсти, раз в месяц, кроме лета, объявляются рабочие или “черные” субботы.
И такая ерундель длилась до восьмидесятых годов, когда… каждый рабочий день удлинили на пятнадцать минут. Умная страна.

[2]  Слово “Родина” тогда нужно было писать с большой буквы.

[3]  Привычный тогда для меня ритуал спуска судна на воду. Положенные команды в отношении устранения механических препятствий, удерживающих корабль на стапеле от съезжания в воду http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/135264/

[4] «…В 1972 в СССР построена крупнейшая в мире Р. б. "Восток", рассчитанная на автономную работу в районах промысла, отдалённых от портов базирования на 10—12 тыс. км. Водоизмещение "Востока" 43,4 тыс. т, длина 224 м, мощность главной газотурбинной силовой установки 19Мвт, скорость 18,5 узла (около 34 км/ч). Экипаж базы 500 чел. "Восток" несёт на борту 14 судов-ловцов с экипажами в 5 чел. Суда-ловцы приспособлены для донного и разноглубинного тралового лова и промысла кошельковым неводом, они также имеют устройства для лова рыбы с помощью света. Технологическое оборудование Р. б. рассчитано на переработку до 300 т рыбы-сырца в сутки…», как писала БСЭ в статье «Рыбопромысловая база».
Не по по Сеньке совку оказалсь шапка. Давно уже нет «Востока». И где он – неизвестно.


2001-2012 г.г.
(см. "В огне. Memento mori-1" в разделе "Флот")


Рецензии