О национальной идее

Всякая национальная идея есть энергетическая потенция Божьей Воли. Она и заданность пути, и конечная цель существования. Её исполнение зависит от доброй воли народа. Неисполнение ставит тот народ на грань исчезновения как этнической генерации, то есть народу отказывается в очередной регенерации на высшем энергетическом уровне. Что переводит его в разряд антисистемы, чёрной дыры.
Национальная идея стратегична по своей сути, она - прицел дальнего действия. В историческом понимании, возможно, на несколько тысячелетий как  в случае с китайцами, арабами  или индийцами.

Национальная идея реализуется в жизни через решение тактических задач прикладного государственного значения: культурных, экономических, социальных, народно-хозяйственных и прочее. В круг тактических задач может также входить урегулирование межъэтнических отношений, налаживание межконфессиональных взаимоотношений.

Исторический момент формирования русского народа имеет тысячелетнюю протяжённость. Столько же лет русской национальной идее. Она с самого начала осознавалась как всеединство во Христе, как христианская. Избирая русских из многих народов, Бог усматривал их энергетическую способность и предопределял конечную цель. Предопределялись и жертвы, и жервенные качества во имя Христово. Русские смогли в 20-ом веке пройти жертвенный путь. Потери физические колоссальные. Но семена православного христианства, посеянные в русскую почву, дают всходы среди плевел.
"...русской народности Господь определил служение одновременно великое и страшное, высокое и тяжелое. Сие служение "народа-богоносца", народа -- защитника святынь есть одновременно наш тяжкий крест и залог небесной славы для тех, кто устоит в Законе Божием, невзирая на искушение и соблазны". (Митрополит Иоанн Санкт-Перербургский и Ладожский. Русь соборная: Очерки христианской государственности. СПб., 1995г.)

Популяция человека разумного, возникнув однажды как родовой коллектив, смогла перерасти его рамки. Потенции, заложенные при рождении, были столь велики, пластичность новой человеческой генерации столь совершенна, что мы сегодняшние можем только поражаться, как наши предки выстояли среди звериных стад, в ледниковых сумерках и периодической бескормице. Осваивая поначалу евразийское побережье, а потом и внутренние районы материка, они оставили нам в наследство тысячи этнических коллективов, около пятидесяти расовых форм и поразительную живучесть. Но человек не был бы человеком, если бы его жизнь ограничивалась только наработкой адаптивных возможностей. Тренируя и развивая интеллект, он не забывал о душе.

Несколько тысячелетий назад человечество вступило в эпоху сложения больших этнических сообществ - суперэтносов (СЭ). Стремление к суперэтническому состоянию имеет всякий крупный этнос. В древности пионерами этого движения были кельты и персы, греки и итало-римляне. Более устойчивые общности создали арабы (афро-азиатскую), ханьцы в Китае, хиндустанцы в Индии. Германцы сыграли значительную роль в европейском этногенезе, но не стали ведущим, титульным этносом в классическом понимании, как , например, ханьцы в китайском суперэтносе, арабы - в афро-азиатском, хиндустанцы - в индийском. Германцы, ввиду сложности европейского этногенеза, оказались разделены государственными границами и вошли составными частями - субэтносами в европейские этносистемы.
Теперь и мы свидетели образования в границах бывшего СССР нового объединения - назовём его русско-евразийским. Название подчёркивает ту неопределённость в понимании момента, когда этногенетический и исторический факты налицо, но осознание произошедшего запоздало. Этногенетически сложение новой общности подтверждается смешением русских с представителями десятков народов русско-евразийского пространства и созданием тем самым общего этногенетического поля, основы нового суперэтноса. Исторически факт русско-евразийского сообщества доказан сосуществованием культурным, социальным, народно-хозяйственным, политическим, военным и строительством общего государства. И даже факт сожительства на одной территории православных, мусульман, буддистов, иудеев в границах Российской империи - СССР говорит в пользу русско-евразийского единства русских и татар, украинцев и узбеков, таджиков и армян, белорусов и грузин, азербайджанцев и якутов, хакасов и молдован. Они были не просто сожителями, но устроителями общего государства, соработниками в общем цивилизационном строительстве. 

Случившийся распад общего государства под названием СССР и нестабильность русско-евразийского поля, вызванные глубинными этногенетическими причинами - вступлением русского этноса древнерусской генерации в период старения, вызывают у нас обоснованную тревогу за будущее. Однако, не понимая того, что с нами происходит, невозможно увидеть даль времён.
Первое, на что хотелось бы вновь обратить внимание, человеческая популяция развивается в двух доступных ей вариантах - этногенетическом и историческом. Этот двухколейный путь напоминает две сопряжённые спирали. Которые не могут существовать поотдельности, но и не в состоянии слиться в одну колею. Их взаимосвязь и взаимозависимость настолько очевидны, стоит только обозначить задачи, выполняемые в них. В этногенетическом варианте нарабатываются адаптивные возможности человека и этнического коллектива. Историческая жизнь ставит перед нами задачи развития интеллекта, умения жить в обществе себе подобных, духовного становления отдельной личности и народа.

Я пишу эти строки в годовщину крещения Руси. От тех дней минула тысяча лет. Русский этнос из сброда племён превратился в великий народ. Из отпущенных 1500 лет витка развития этногенеза прожито 3/4. В первой четверти жизни русский этнос обозначил территорию местообитания, создал первичное государство - Киевскую Русь, принял духовное окормление в форме православного христианства. Вторая четверть характеризуется притоком новых людей в русский этнос с востока, ростом национального самосознания, образованием полноценного государства - Московская Русь.
Третий период развития этногенеза для любого этноса наиболее яркий, поскольку это пора наивысшего энергетического накала этногенетических и исторических процессов. Время имперских амбиций, которые очень ярко выразил Тютчев в своём десятистишии "Русская география":

"Москва и град Петров, и Константинов град-
Вот царства русского заветные столицы...
Но где предел ему? и где его границы-
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат...
Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек."
  1848г.

Но, прошло всего пятьдесят лет, что в жизни государства и народа не столь значительны, и раздаётся горький вопль русского молитвенника:

"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!
Ты насади в ней веру истинную, животворную!
Да будет она царствующею и господствующею в России,
А не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
Истинного исповедания неимеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью
И правда веры с неправыми исповеданиями.
ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК. (Пс. 11б,2).
 
                Молитвенное воззвание святого праведного о.Иоанна Кронштадтского. (Созерцательное подвижничество. Выписки из дневника за 190б-1907 гг.)

Что случилось? Если мы обратимся к русскому этногенезу, то будем вынуждены констатировать этногенетический перегрев. Нарастающая из десятилетия в десятилетие энергетическая напряжённость русского этногенеза, сопровождаемая напряжением социальным, в какой-то момент прошла критическую точку. Наступила акматическая фаза, точка наивысшего напряжения. Крестьянские волнения, стачки рабочих, революции, гражданская война. И, как последний аккорд, репрессии. И уже тогда, девяносто лет назад появляются первые признаки будущего раскола этногенетического поля - самоопределение наций. Впервые из русского этноса выделяются три - русские, украинцы и белорусы. Стремительно набирает силу самоопределение окраинных этносов, менее задействованных в русском этногенезе. Наблюдается намечающийся раскол при всеобщей консолидации граждан великой страны на решение масштабных задач: создание промышленности, защита общего Отечества, освоение целины и космоса.

Тем неожиданнее для нас стала ликвидация СССР. Можно называть многие причины случившегося, внутренние и внешние, но главной глубинной был переход русского этноса в период старения. Пройдя высшую точку энергетического напряжения (по Гумилёву пассионарности), этногенетические процессы сменили центростремительное направление на центробежное. В довершение ко всему эпицентр русского этногенеза, игравший до поры по совместительству роль эпицентра русско-евразийского и находившийся территориально на Восточно-Европейской равнине сменил свою позицию. Медленно и уверенно эпицентр русско-евразийского этногенеза уходит в регион между Волгой и Обью и Среднюю Азию. Здесь есть два этноса, стремящиеся к лидерству - татары и казахи. Их этногенетическая и историческая успешность зависит от двух условий: жить и работать в тесной связке с русским этносом, так как он является титульным этносом огромной русско-евразийской общности и это надолго. Для выполнения условия необходимо держать градус местного национализма в пределах нормы. И татары, и казахи должны понимать, от них зависит успешное развитие большой этносистемы - русско-евразийского суперэтноса. Поодиночке без русских они будут не в силах осуществить его стабильное развитие. А зациклиться на узконациональном развитии означает только одно - плыть против течения.

Исторический анализ показывает, что период старения этноса длится около трёхсот лет и сопровождается тяжёлыми политическими и социальными катаклизмами, распадом государства на части. ( Римская империя 2-5 вв., Китай 9-12 вв. и т.д.) Что же с Российской империей - СССР? Она повторит судьбу предшественниц ? Возможно, если мы не поймём серьёзности момента и не предпримем действий по спасению положения.

Действие первое: направить все усилия на сохранение сложившегося русско-евразийского этногенетического поля - фундаментальной основы дальнейшего развития русско-евразийского СЭ. Эти усилия могут выражаться как общими экономическими, культурными, социальными, политическими и другими проектами, так и этногенетическим смешением.

Действие второе: разработка и претворение в жизнь евразийского проекта с учётом развития этногенеза и исторических реалий настоящего.

Действие третье: Бог дал одним народам православие в качестве духовного окормления и национальной сверх идеи, другим ислам, третьим иудаизм. Но есть то, что нас всех объединяет - Вера в Единого Бога. Есть то, что соединит наши усилия в будущем - идея всеединства в Боге. Не предавая своей Веры, мы остаёмся верны Отцу Небесному. Оставляя за православным, мусульманином, иудеем, буддистом право свободного выбора, мы тем самым выполняем Волю Бога. В уважении выбора ближнего проявляется наша любовь к нему. Общество, построенное по подобному принципу, обречено на стабильность и процветание.

Действие четвёртое: "Впереди только евразийство, последняя идеология спасения и возрождения России как мировой державы." (Талгат Таджуддин)
Евразийство не самоцель, но средство достижения общей цели всеединства в Боге на данном этапе. Когда высшая цель, способная объединить христиан, мусульман, буддистов, иудеев евразийского пространства согласуется с ходом общего этногенеза. При этом духовные потенции разных этносов уравновешиваются в общем потоке Богоискательства и способствуют процветанию всего евразийского пространства.

Чтобы понять взаимосвязь этногенетического и исторического, биофизикохимического и социально - экономического, обратимся к их истокам. Этногенез по выражению Л.Н. Гумилёва процесс геобиохимический в своей основе. К этому можно добавить ещё одну важную характеристику - энергетическую. Однако, этногенез также неотъемлемая часть более сложного и длительного процесса - антропогенеза. Поэтому роль естественного отбора здесь велика и определяюща. Человечество может быть сколько угодно современным, но живёт оно в первую очередь по естественным законам сохранения и преобразования материи и энергии. И естественный отбор всегда будет выступать регулятором в популяции. Через увеличение естественной смертности, пандемии, войны; изменения физических и психических типов, корректировку приспособительных возможностей человека; путём регенерации этнических систем и всплесков рождаемости в первые периоды их развития.

Тогда как соотнести роль естественного отбора с жизнью общества? биологическое и социальное? как и насколько серьёзно общественные факторы могут противодействовать отбору? И возможно ли это вообще или мы сегодняшние тешим себя очередной иллюзией? Конечно же, современные условия жизни позволяют избежать многого из того, что сто лет назад было бичом: чума, холера, полиомиелит, туберкулёз и прочее. Возьмём близкий нам пример русского этноса. При переходе высшей точки энергетического напряжения в 20-ом веке русские потеряли десятки миллионов умерших от голода и эпидемий и погибших в войнах. Послевоенный демографический всплеск не смог восполнить потери. Сегодня, в мирное более благополучное время естественного восполнения русского народа не происходит. В чём причина? Страх перед будущим? Усталость от перенесённого? Что?
Анализ русского этногенеза показывает, что русский этнос входит в период старения, угасания древней русской генерации. Пассионарность стремится к нулю. Это не зачит что её совсем нет. Она уменьшается с каждым поколением. В этносе всё меньше людей, способных абсорбировать энергию в больших количествах и преобразовывать её в великие проекты.
Выходит научно-технический прогресс не помог избежать естественых потерь?

Если мы обратимся к истории развития древнейших суперэтнических систем мира, - китайской, индийской, афроазиатской, - то увидим повторяющиеся периоды полного распада. После которых наступает этногенетическая консолидация с последующим образованием единого государства. Пока что мы двигаемся в том же направлении распада общего этногенетического поля и государства. Но спросим себя: нужны ли нам 200-300 лет нестабильности и зависимости от более крупных этносистем? В нашем конкретном случае это будет китайская, европейская и восточная часть афроазиатской (арабо-мусульманский мир). Однако есть другой путь, через осознание момента нашей русско-евразийскости приложить все силы для сохранения пространства, энергетического потенциала этносистемы, общего этногенетического поля (ОЭП). При всей важности общих экономических, социальных, политических, культурных проектов они всего лишь формы поддержания ОЭП. Оно причина и исток нашей будущей успешности. Сегодня мы разделены границами новых государств, но наша память ещё сохраняет искорки былой общности. Дадим ли им затухнуть?

Но никакие воспоминания о былом единстве, дружбе, союзе не могут быть толчком к будущему объединению на новых принципах. А оно крайне необходимо, так как в мире идёт суперэтническая глобализация. Формируются несколько мощных этносистем. Каждая из них имеет свою национальную сверхидею: индуизм в индийской системе, католицизм в европейской, ислам в афроазиатской. Формирование русско-евразийского общего пространства и одновременно этногенетического поля совпало по времени с периодом зрелости русского этноса в 17-20 вв. Когда Православная христианская идея была национальной и стратегической, определяла вектор движения. И вот русский этнос становится ведущим титульным этносов новой этносистемы. А мы с вами свидетелями перехода его в суперэтническое состояние. Надо заметить, что вместе с русскими то же состояние испытывают более сотни больших и малых этносов русско-евразийского пространства. Но эти народы исповедают разные религии. Хотя абсолютное большинство верят в Единого Бога. Как нам соединить наши усилия?

"Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание." (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви)

Русская национальная идея, православная по своей сути, сохраняя своё значение в стратегии развития русского народа, призывает устами иерархов РПЦ не-православных к совместному творчеству - "познанию Истины" на современном евразийском отрезке пути. Не принижая живущих рядом, православные призывают к "миру, согласию и благоденствию" не нарушая "богоданных нравственных норм", не отрекаясь от Веры предков - мусульман, иудеев, буддистов и всех других. Наше русское всеединство во Христе расширяется до евразийской всеобщности в Боге. И Богочеловечество остаётся стратегической целью для всех.

Веками наши народы-предки осваивали и обустраивали Россию - СССР. Наше общее евразийское пространство. Защищая его в тяжелейшей войне за всю историю человечества. Прорастая этногенетически друг в друга. Вправе ли мы забывать это? Отстояв свою идею Богоносительства во времена атеизма и гонений, вправе ли мы - православые, мусульмане, иудеи, буддисты, - разбежаться по своим национальным квартирам? Мы сообща строили государство, радовались успехам, делили горе и кусок хлеба - неужели забудем ради своекорысти национализма?

Н.П. Бехтерева на "Соборных слушаниях "Вера и знание". Наука и техника на рубеже столетий" весной 1998 г. в конце своей речи привела пример с формированием стереотипов в мозгу человека: "В мозгу все время идет формирование стереотипов: растет маленький человек, он делает первые шаги, и если вы его окликнете в этот момент, он упадет, он не сможет идти, потому что весь его мозг в этот момент занят ходьбой. Но вот он научился ходить. Что это значит с мозговых позиций? Это значит, что в мозгу сформировался стереотип, который обеспечивает движение без того, чтобы о нем думать. И во время движения, любого движения человек сохраняет способность думать." И я подумал, как это соотносится с нами, жувущими сегодня на русско-евразийском пространстве. Русско-евразийский суперэтнос только народился. У него есть своя уникальная этногенетическая основа, состоящая из того разнообразия больших и малых народов. Есть опыт проживания в единых границах, строительства государства и общества, борьбы за свою неповторимую русско-евразийскую сущность. Остались пережитки общей психологии "советского народа" - зачатка русско-евразийскости. При всём нашем разнообразии и разделительных границах сегодняшнего дня, мы сохраняем остатки общей ментальности, мировосприятия и мировоззрения.

Православная христианская идея задавала для русского народа стереотип поведения: отношения к Богу, к людям, живущим рядом, к окружающему миру. Научая его действовать и думать одновременно. Отвлёкшись на ходьбу, народ перестал думать. Отринув духовное, побежал и упёрся лбом в стену. Духовный голод подорвал физические и психические силы. Осознавая случившееся, мы обращаемся к Богу, к Его водительству, чтобы повести за собой народы русско-евразийского пространства. Куда? - спросите вы. К вершинам Духа, к Богочеловечеству как конечной цели. Тогда Путь предполагает всеединство в Боге. Но мы хотим сохранить свою национальную уникальность! - возразят националисты из разных народов, в том числе и русские.

Оглянувшись на пройденный исторический путь, можно увидеть постоянные смешения народов. Одни
навсегда ушли в небытие или растворились среди других. Другие стали центрами притяжения, этногенетическими ядрами современных больших и малых этносов. Восточные славяне, смешавшись с уральскими и алтайскими племенами, положили начало русскому народу. Русские, в симбиозе со многими этносами русско-евразийского пространства формируют совершенно новую этническую генерацию - русско- евразийский суперэтнос. Пройдёт время и на просторах Евразии возникнет ещё более крупная система - евразийская. Она вберёт в себя многие народы. У них будут разные вероисповедания, но общая Цель и Путь. Точно также ручейки собираются в реки, а реки в единый поток. В зависимости от мест протекания вода в реках может быть прозрачной, красной, глинисто-мутной, жёлтой. Но, выходя на просторы равнин, поток успокаивается, приобретает однородный цвет, а не стремит несколькими разноцветными потоками. Точно также и народы-реки, пока не в едином потоке, уникальны своими свойствами. В общем потоке различия стираются. Остаётся общая цель стремления.


Рецензии