Записки дилетанта

 С Надей я познакомился, сначала заочно, в самом конце девяностых. О ней мне рассказал мой новый сосед по коммуналке Виктор. Витя был инвалид второй группы. В советское время он увлекался джазовой гитарой и даже играл на ней в каком-то ресторане заштатного городка, чем и заслужил  моё первоначальное расположение. Инвалидность страна дала ему, когда он в подпитии,  перевернулся в степи Казахстана на грузовике, находясь в летней командировке. Теперь он на гитаре не играл, но знал о своей инвалидности больше любого медицинского профессора. С его слов он некоторое время сожительствовал с некоей экстравагантной особой, которая ранее была замужем за каким-то не то послом, не то министром. Второй её муж был так же каким-то высокопоставленным чиновником. В стране царила редкая жуть, я впервые оказался без работы и начал, от безысходности, довольно регулярно прикладываться к спиртному. И было от чего. Никто не знал, чем может кончиться отстранение от власти престарелого чиновничества из двуличной коммунистической партии. Мозги людей, одурманеные советской пропагандой не знали в какую сторону смотреть и что делать.
 
Ни ногой! Туман на дворе.
Ни ногой. Не видно ни зги!
Не видно ни зги!
Не видно ни зги!
Выходной

И жить не с руки. Только ветер и дождь.
И пить не с руки. Только зря пропадёшь.
Куда ж мне теперь? - Пропадать?
Эх, Родина, мать!

Не согрета душа. Замёрзла вода на дворе.
Не согрета душа, если вор на воре!
А где-то внутри надежды глоток.
Налей мне душа,
Налей мне на посошок.

Темно на Руси. Но только нельзя сорваться в запой.
Такая беда...  Такая печаль... Выходной...
Эх, Родина, мать.

  Инфляция была жуткой, учереждения и большинство фабрик и заводов не работали. Доблестная советская милиция, получавшая мизерную зарплату не хотела подставляться под пули, и уже до этого больше думала о личном обогащении, а после некоторых перестрелок с начинавшим набирать силу, криминалитетом, начала активно с ним сотрудничать. Вороватой власти, боявшейся из-за грехов потерять кормушки, не нужен был рабочий класс, который мог бы её свергнуть, как когда-то в семнадцатом, поэтому не нужны были ей коллективы людей, работающие на фабриках и заводах, конструкторских бюро и прочих учреждений. Продавая за границу дорогостоящее сырьё она там могла закупать всё от гвоздя до самолёта и тем самым её деньги работали в два раза эффективной. Кинотеатры оказались в собственности у криминала. Бывшие общественные туалеты, в которых раньше распивалась "бормотуха", а уборщица предоставлявшая любителям выпить, стаканы, имела дополнительный доход от сдачи бутылок, превратились в приличные рестораны. Однажды судьба столкнула меня с очень талантливым москвичом, Андреем Домогатским, волею судеб оказавшимся председателем одного из кооперативов на Сталепрокатном заводе союзного значения. Позднее он, сумевший стать новым директором, был безжалостно убит, а завод прекративший своё существование, долгие годы простаивал пока окончательно не разрушился и дал повод на дорогостоящей земле, теперь уже принадлежащий криминалу беспрепятственно осуществлять умопомрачительные и бездарные проекты. Меня поразил мой сосед Юрий Чернов, бывший сотрудник милиции, уволенный в конце своей карьеры из "Большого дома", мрачный, скучный и властный мужчина, возглавивший службу безопастности в одном из известных бандитских формирований. Получая довольно приличные деньги, он хотел выкупить всю нашу десятикомнатную коммуналку за гроши и с особым рвением третировал соседей, и особенно меня, купившему комнату, на которую он давно положил глаз. Через некоторое время бандиты отказали ему в должности и он, начавший злоупотреблять спиртным, был вынужден развестись с женой, продать одну из оставшихся у него комнат и уехать в сельскую местность, где в то время добротные дома продавлись за копейки. На Конратьевском рынке, доставшимся тамбовской группировке, куда мне удалось устроиться грузчиком, на хороших должностях работали бывшие сотрудники милиции. По выходным дням ГАИ обеспечивало беспрепятственный вьезд на рынок новоиспечённым хозяинам, а в буднии дни у рынка по нескольку часов простаивала машина Представителя Президента по Северо - Западу. На бывшем колхозном рынке, новые хозяева вытеснили всю бывшую индивидуальную "молочку" и теперь нанятые ими продавцы из местных жителей продавали на всех местах продукцию сомнительного качества одного производителя. Покупатели, пробовали сметану, творог и чувствовали необъяснимую разницу во вкусе молочных продуктов. Президент Ельцин, обещавший лечь на рельсы, в случае очередного взлёта цен, пил не по-нарошку, чем великолепно пользовалась "перекрасившаяся" свита из бывших, в целях личного благополучия. Новоиспечёные комерсанты продавали друг другу огромные и неподъёмные партии товаров из-за ленности не дробившие их на мелкие партии. Опт появился позднее. Из ленинградского порта не вывозился сахарный песок, (бандиты, захватившие его и в последствии распродавшие и развалившие Балтийское Морское Пароходство) взвинчивали цены в преддверии осени, когда начиналась заготовка варенья и компотов на зиму. Кондитерская фабрика Самойловой, вследствии отсутствия сахара, отпускала кондитерские изделия только в обмен на сырьё, чем криминал тут же и воспользовался, беспрепятственно вздувая цены на конфетные изделия и шоколад. Всё работало на руку нечистым людям.Страна была в вираже воровства, пьянства, испуга, разгильдяйства и безответственности. Компанию по залитию спиртным моих надежд, чаяний и разочарований, мне регулярно составлял Витя. Надежда, с его слов, работала врачом СЭС, и в отличии от нас, была довольно обеспечена. Я втайне ему начал завидовать, отчасти от одиночества и, отчасти от тоски по уже забытой обеспеченной жизни, что усугубляло достаточно регулярное употребление спиртных напитков. В один из вечеров Виктор зашёл ко мне с незнакомой, уверенной в себе и не старой ещё  женщиной, одетой со вкусом и достаточно симпатичной, которая и оказалась той самой пресловутой Надеждой. По такому случаю я достал из закромов хранившуюся для непредвиденных случаев бутылку шампанского, которую мы тут же и распили к всеобщему удовольствию. Надежда к моему удивлению раскритиковала мою недавно отремонтированную, комнату, в огромной семикомнатной коммуналке, куда я вселился не так давно по обмену и вложил достаточно большие для меня в то время деньги. Особенно гордился я обоями, которые выбирал довольно тщательно в специализированном магазине и которые делали мою комнату похожей на царские палаты. Надя сказала, что неплохо бы было сделать ремонт, чем я очень оказался озадачен. Ремонт после двух месяцев проживания?  После короткого общения Виктор с Надеждой удалились, но затем Надежда снова постучалась с предложением продолжить застолье. Вынужден признать, что мне пришлось отказаться. Я побоялся очередного запоя, а так же жалко было расставаться с мизерной денежной суммой, которой мне должно было хватить до следующего поступления в мой скромный бюджет. Не прошло и недели, как Надежда вновь посетила Виктора и, как оказалось впоследствии, причиной этому оказался я. Череда лет и мой прогрессирующий атеросклероз, скрывают подробности развития нашего романа, но помню только, что Виктор сказал мне что-то о своём возрастном манкировании особ женского пола, что и дало мне возможность воспользоваться своим преимуществом. Мне было интересно, мы начали встречаться. В советское время, когда я работал ещё заведующим продовольственного магазина, как то раз вечером раздался звонок и женский голос попросил к телефону одного из моих помощников. Его на работе не было, а голос навевал романтические фантазии. Я поинтересовался причиной звонка и женщина сказала, что она хотела шампанского. Я ухватился за эту идею, и уже через час был у неё дома, воспользовавшись своим автомобилем ВАЗ 2107, разумеется с несколькими бутылками так называемого "Шампанского". По случаю моего достаточно нежного возраста мне уже мерещилась очередная пикантная адюльт история , тем более, что, как мне показалось, я очутился в музее обставленном с большим вкусом. Импортная техника, о которой я и мечтать не смел, занимала не только большую часть трёхкомнатной квартиры но и большую часть ума.  Чего там только не было. Правда вся сногсшибательная, отнюдь не отчественного производства мебель, была укутана полиэтиленом и казалось, никогда не ощущала на себе человеческих прикосновений. Дама приняла меня на кухне, где попивая со мной шампанское, до утра рассказывала мне о своих тяжбах с высокопоставленными мужьями, по отсуживанию у них всего того, "о чём я мечтать не смел". Абсолютно экзальтированная, холодная, скользкая и почти не живая, высушенная селёдка. Слава Богу наши траектории больше не пересекались. Надежда наоборот, была очень живой, и поначалу довольно интересной. Начиналось наше знакомство с любопытства друг другом.  Затем, коварно и осторожно, достаточно постепенно в наши разговоры стал примешиваться и алкоголь. Как женщина, Надя не очень сильно меня вдохновляла. Присутствовал в основном флёр, поведанный мне Виктором. Постепенно алкоголя стало появляться всё больше. Но каждое утро Надежда отправлялась на работу в детскую областную больницу, где она как работник СЭС курировала работу столовой, а так же следила за чистотой помещений. Каждый день ей работники столовой давали некоторое количество продуктов: мясо, сливочное и растительное масло, крупы, кисели и ещё некоторые продукты. У Нади был налажен сбыт этого съестного, и получив деньги, она спешила в аптеку. В аптеке в то время очень хорошо пользовался спросом брынцаловский дешёвый алкоголь невысокого качества, замаскированный под лечебные настойки, и к этому эрзацу постепенно привыкала выпивающая публика. Начал привыкать к нему и я, не имеющий в то время средств закупать как раньше, Бифитер, всемозможные джины и вискари в Альбатросе. Часов в одинадцать или двенадцать Надежда уже врывалась ко мне в комнату, где я пребывал ещё в постели после вчерашней выпивки. Доставались пузырьки с "лекарствами" и застолье начиналось с чистого листа. Папа Надежды, бывший достаточно крупный чиновник строительного ведомства вместе с её мамой обычно проживал на даче. И частенько мы шли к Надежде в маленькую двушку для продолжения банкета. Самым тяжёлым моментом был всё-таки послезастольный Надеждин фразеологизм. Она могла проговаривать лишь одну фразу: "А, я, подай машину". Ничто не могло вывести её из этого ступора, ни побои, которые я раз попробовал, и вынужден был отказаться. Результата не могло быть. Однажды Надю в подпитии выбросили из машины, и травма головы осталась вместе с этой незамысловатой фразой в фазе изрядного подпития. Надежда одурманивала себя, чтобы не помнить прошлый комфорт и своё положение в обществе.
 Было лето. Неподвижная жара липкой испариной сковывала все члены,дни крутились как заезженная пластинка, похожие один на другой. Однажды очнувшись у Надежды в душной, порядком надоевшей мне ситуации, я понял, что нужно уходить от этого ненужного и бессмысленного прозябания, но выхода не видел. Через некоторое время, Надежда педложила мне работу заведуещего складом в её больнице. Устраиваться нужно было быстро. На этом месте ранее работала её родственница, которую отстранили от прибыльной должности за растрату. Мне же нужна была минимум неделя, чтобы привести себя в божеский вид. Я начал снижать дозы,  но должность ушла, а пить я бросил. В скорости я нашёл себе перспективную работу, а наше общение с Надеждой практически прекратилось, поскольку выпивать мне было нельзя, а больше нас, как оказалось, ничего больше не связывало.
 Надежда вышла на пенсию, как мед работник, достаточно рано и вскоре я даже увидел её на улице в ужасном состоянии, просившей милостыню. Это было ужасно. Тяга к спиртному оставалась, афёры с продовольствием закончились, а пенсия, как впрочем, и нынешние социальные пенсии, была мизерной. Новая власть не желало кормить пенсионеров. Вновь испечённые пенсионеры завидовали своим родителям, получавшим советские пенсии, позволявшие жить достаточно комфортно, помогать материально своим детям и внукам и даже откладывать кое что на чёрный день.
Впрочем, иногда Надежда тормозилась и однажды поведала мне, что у неё роман с неким Юрием Коратковым. Причём у него два высших образования, и он занимается переводами. У меня отлегло от сердца.
 Через некоторое время судьба подкинула мне небольшой бизнес по уборке мусора в нашем районе. Мне нужны были работники и Надежде эта идея очень понравилась. Оказывается Юра Кораткевич тоже был запойным, Переводами не пахло, а образования не помогали. Она познакомила меня с Юрой, который и пригласил меня в гости. В его двушке было покати шаром. Небольшой пакетик с чёрным чаем, заварив который мы и отметили наше знакомство. Мама Юры, Галина Дмитриевна, была учителем, а отец, поляк по национальности, водителем скорой помощи. Всю жизнь он любил музыку и играл на растроенной гитаре, не зная аккордов и обожал застолья. В то время ГАИ скорую не останавливала и можно было сидеть за рулём с выхлопом, без особых проблем. От мамы у Юры была изумительная память (он был ходячей энциклопедией) и страсть к литературе, от папы страсть к опьянению и некоторая ожесточённость. По его рассказам учителем истории он проработал всего один день, и из-за своих смелых, по тем временам, высказываниям об исторических свершениях коммунистической партии СССР, был тот час же освобождён от занимаемой должности.Он был смел, умён, начитан и красив.
 На солнце исчезают пятна,
В глазах топорщаться огни.
Пусти, пусти меня обратно,
Туда, где веселы они...
Огонь свечи и лампы в сорок.
Обыкновенной спички треск.
А нынче неизвестный город
И дверь в заплёванный подъезд.
 Так Юра позднее отзывался о том времени. Первое время всё было хорошо. Большую часть их зарплаты, по договорённости, я откладывал. Через какое-то время они купили телевизор, потом второй, который у Нади украли очередные собутыльники. Появилось кое-что из одежды, хотя основу всё равно составляли вещи, найденные на помойках.Нельзя сказать что выброшенные вещи были плохи, страна разделялась на классы, в зависимости от доходов. Юра с Надей стали лучше питаться, а Юра стал потихоньку издавать небольшие сборники своих стихотворений, и по одному экземпляру неизменно отвозил в Публичную библиотеку. Откровенно говоря я сначала не очень поверил в их привязанность, хотя Юра говорил мне о своей любви. Надежда была старше меня на три года , а его на целых десять лет, и привязанность к алкоголю её никоим образом не красила. Но Юрины стихи, и Надина ревность (она изрезала все Юрины фотографии с другими женщинами), говорило об обратном.
 И я покину времена
И в вечность перейду:
Не знаю есть ли там луна
И что там на виду.
Наверно Бог и, яркий свет,
А то и нежный рай.
А ты, пока меня здесь нет
Души не забывай.
 После самых необходимых покупок. Зарплата, по требованию, стала выдаваться полностью и в быт добавился алкоголь.
 Ты может быть зверь,
Прошмандовка и ****ь.
На что же теперь
Мне глаза закрывать?
Когда в этом горьком
Тяжёлом чаду
Есть дверь и звонок
Телефонный - иду.
 И если раньше я думал, что работницей я беру Надежду, а Юрия взял только из жалости, по огромной просьбе Нади (у Юры был с детства церебральный паралич, позднее к которому добавилась и эпилепсия) то теперь от Надежды почти не было толку. Она переходила улицу не взирая на знаки светофора, чудом, до времени не попадая под машины. Юра же, казалось, Обрёл второе дыхание и мог ходить даже без палки, чему сам он необыкновенно радовался.
 Дожди налетели с Востока,
А с Запада двинулся снег.
Зачем же тобой так жестоко
Поруган мой маленький век?
Парят ненадёжные хляби,
И холод в непрочной груди.
Ты промельком вспомни хотя бы
И тут же к другим уходи.
  Бывшая Юрина жена, на которой он женился подбросив в воздух монетку и таким образом выбрал себе подругу жизни из двух кандидаток, давно уехавшая в Германию и вышедшая замуж за немца, некрасивая и имеющая двух детей инвалидов, но сумевшая сделать по тем временам такой немыслимый прорыв, привезла на некоторое время детей в Питер. Один из них очень хотел встречи с Юрой, а другой напротив. Я организовал у себя приём, купил хорошие напитки, закуски и встреча состоялась. Юра был счастлив. Ему я купил вообще немыслимый коньяк и он наслаждаясь, с удовольствием знакомился с творчеством сына, который к тому времени стал автором исполнителем в Германии, и даже издал диск со своими песнями. Юриных детей, некогда побеждённая нашими отцами, Германия обеспечила отдельными квартирами на первых этажах и с отдельными входами на улицу. А бедный Юра с нищенской пенсией, должен был ещё и каждый год подтверждать свою инвалидность, выстаивая огромные очереди, и добираясь в пункт обследования через весь город.
  Перелистай, ухмылку сдёрни с губ,
Никчемные и мёртвые страницы.
Однако дым всё так же бьёт из труб
И женщины торопят свои спицы.
Перелистай, тебе здесь места нет,
По-свойски снег здесь лижет черепицу.
Чужой язык коверкает сюжет
И со страницей путает страницу.
 Конечно, вся прелесть российской действительности оптимизма не прибавляет. Не прибавила она сил и Юре Короткевичу, любившему считать себя в этой действительности игроком. Так было легче жить, но всё же от этой страшной действительности, он стал чаще прикладываться к запретному плоду и составлять компанию Надежде. В итоге мы поссорились и я расстался и с ним и с Надеждой.
 Он позвонил мне накануне Нового 2003 года. До Нового года оставалось 2-3 дня, а Надя пропала. Юра оказался закрыт на ключ в её квартире, похмельный, голодный и расстерянный. Я собрал в пакет водку, закуску, Юра вышел на козырёк Надиной квартиры на втором этаже и спустил мне верёвку, по которой нехитрая снедь попала к нему. Так продолжалось несколько дней, пока родственники Надежды не открыли дверь квартиры. Позднее я узнал что у Надежды в который уже раз местная шпана отобрала деньги, которые должны были пойти на покупку вожделенного напитка. Возвратясь с пустыми руками она наткнулась на пустоту непонимания. Похмелье тяжёлая штука. Оставалось только надеяться выпросить денег у Надиных родителей. Она согласилась ехать на дачу. Сумерки в декабре наступают рано, а вороватые власти экономят электроэнергию и свет на улицах включается не сразу. Машины Надежда давно игнорировала. Неудивительно, что в один ненастный момент её траектория в темноте пересеклась с траекторией торопившегося домой грузовика.
 В пыли, на полу, на кровати
От боли халат теребя,
Просил бы я Божию Матерь,
Чтоб мне воздалось за тебя.
И не дожидаясь ответа
Пред светлым престолом Его,
За то воздалось и за это,
И лишь бы тебе ничего.
    ***
 "Здесь и там" - не равны величины,
"Там и здесь" - и опять не равны.
Следствий нет, но одна лишь причина -
Бесконечно огромной вины.
"Здесь и там", ты на том, я на этом.
"Там и здесь" ты на том и на том.
Между этим оставленным светом,
Между тем, что случится потом.

 Надежду Юра нашёл в морге через неделю после Нового года.


Рецензии
С Богом...

Нина Гринбанд   13.10.2012 22:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.