Джокер - призрак семи дорог...

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ИРИНЫ КАМИНОЙ

И тут нас мужчины обошли! Нет, дорогой читатель, это не вопль феминистки. Отнюдь.  Просто задумавшись о женской поэзии,  я вдруг обнаружила с огорчением, что женщин-поэтов  до обидного мало. Вот поэтессы - встречаются значительно чаще, более того  -  их катастрофически много. Гораздо больше, чем нужно на одну читательскую душу.   Происходит некое  перепроизводство и затоваривание складов. Иначе говоря: и Стихира, и Проза затоварены и забиты опусами поэтесс.

Объясню, в чем я вижу разницу между поэтами и поэтессами. Поэты пишут стихи. Это аксиома, не  требующая доказательств. А вот поэтессы не стихи пишут, а строчки рифмуют, будто плюшки пекут. Сладкие до приторности плюшки. Такой вот  стихотворно-кондитерский процесс.  Рифмовать строчки - занятие не из сложных. Вот и рифмуют вдоховновенно. К поэзии это кухонное дамское рукоделье никакого отношения не имеет.

Чтоб уж не было никаких обид, скажу прямо: я сама такая же поэтесса. Точно так же лихо рифмую строчки, которые страшно далеки от поэзии.  Кто не верит, может сходить На Стихиру и посмотреть мои опусы. Я не умею писать стихи, зато умею их находить. Спасибо моим педагогам в университете!  Научили отличать стихи от нестихов.

И сегодня  я хочу поговорить о ПОЭТЕ. О настоящем поэте. О моем недавнем открытии. Радостно бывает обнаружить настоящие стихи в словесной шелухе!  Вот этой радостью  и хочу поделиться.

Итак, Ирина Камина.  Конечно, я сейчас могу обрушить на ваши головы поток  эмоциональных определений: удивительная, необычная, яркая. Но вы вовсе не обязаны мне верить. Мне надо вас убедить. Настоящий поэт - он  вообще-то гость из другого мира. Почти инопланетянин.  Он и должен быть таким.  Это мы присмотрелись ко всему, и глаз у нас давно замылен, и ничего-то дальше носа мы не видим. Ну солнце, ну заря, ну осень, ну река. Ну, красиво! Вот все, на что мы способны. И только поэт стирает налет обыденности с вещей обыденных и  говорит: смотрите и удивляйтесь!

И мы смотрим и цепенеем, и ахаем и разводим руки в восхищении: "Ну как же мы не видели этого раньше!"

Вот так я ахнула, прочитав коротенькое стихотворение:

 Вдыхает вечер звон малиновый,
 крадётся тропками лугов.
 Играет ветер турмалинами
 в резной шкатулке берегов.

 Потом сиреневые сумерки,
 глотнув ликёров сентября,
 этюды, писаные суриком, 
 подправят и посеребрят.

 Когда не хватит взгляда беглого,
 замрёт вселенский дирижёр
 от фиолетового-белого
 аккорда фа-диез-мажор.

У  этого стихотворения не только яркая  осенняя палитра, но и вполне слышимая, осязаемая музыка. На исходе дня мы слышим звон, тонкий, малиновый, колокольный звон, который разносится над вечерней рекой, и здесь возникает, как бы сам собой совершенно необычный образ резной шкатулки берегов, в которой ветер играет турмалинами. И это сравнение оправданно, драгоценному камню - место в шкатулке. Образ  не случаен. 

От голубых и зеленых турмалинов - к сиренево-красным этюдам, которые позже посеребрит сентябрь и к фиолетовому- белому - снежному. Посмотрите, как неожиданны цветовые переходы. И именно здесь, во втором четверостишии  продолжает звучать и усиливается этот серебристо-звенящий звук  - как предвестник зимнего морозного звона то ли замерзших льдинок, то ли обледеневших ветвей, то ли хрустальных бокалов. Тонкая звукопись: СиРеНевые СуМеРки, СуРик, СеНтябРь.

Второе четверостишие, на мой взгляд,  изысканно изящно, совершенно в стиле импрессионистов. Образ осеннего вечера настолько выстроен, что остается только любоваться созданной картинкой, пробуя ее на вкус, на цвет.

И завершающий эту  совершенную картину - аккорд фа-диез-мажор - фиолетово-белый. "Ну почему?- спросите вы. - Почему фиолетово-белый?!"  Но ответ приходит сам собой, если вспомнить зимний лес. Зимний аккорд потемневшей листвы на фоне первого снега.

Ирина Камина  в поэзии не только живописец и музыкант. Но и глубокий философ.  Ее стихи многослойны, вызывают ассоциации, которые приводят к совершенно неожиданным смыслам.

Одно из моих любимых:

Когда разглядишь на старинных подмостках
Закатных огней золотую пыльцу,
Случайно найдёшь в реквизите громоздком
Забытую маску. Приблизив к лицу,
Вдохнёшь откровенья шелков и туманов,
Проникнешься тайной покоя гробниц,
Пустынной тоскою тропы караванной,
Магической силой заветных страниц.
Предстанет, как запахом снов истекая,
Возносится вглубь океана скала,
А отблески времени сумрак лакают,
И звуки волнами плывут в зеркалах,   

Кометой окажется капелька воска,
скользнувшая тихо на чёрную доску.

Вязь слов и вроде бы несочетаемых образов завораживает, как магический обряд. Старинные подмостки - это театр, который и есть  символ нашей жизни, где каждый играет свою роль. Отсюда некая зыбкость и  ирреальность происходящего, которую подчеркивает образ маски. И некая обреченность, потому что откровенья шелков и туманов не раскрывают тайну времени, а напротив, рождают все новые и новые загадки. Непостижимые  для короткой человеческой жизни. И не случайно возникают в сознании автора гробницы, хранящие  тайну времени и караванная тропа, как символы вечности. А дальше совершенно потрясающий своей противоречивостью образ  вознесения в глубь океана. И все-таки вознесение к свету - и вот он образ света, свечи, капелька воска которой  скользит на черную доску.  Образ закольцован. Мы снова возвращаемся на старинные почерневшие подмостки. Усталые актеры, талантливые и не очень. Заложники Судьбы и Времени. Наш удел печаль и разочарование. Но несмотря ни на что мы стремимся к свету. И наша ли вина, что доска по-прежнему черна?  А свеча плачет капельками воска?

Поэту Михаилу Розенштейну Ирина написала удивительное стихотворение:

Привет, Михаил! Как размашист размеренный слог,
 и как узнаваем! Да что там, и мысли созвучны.
 А сны – это только пролог, неизменный пролог,
 для текста, что пишут под близкие всхлипы уключин.

 Уход от привычных сует то ли вверх, то ли вниз
 в осенний туман, в запределие зимних метелей,
 по собственной воле понятен, но ты оглянись
 на свет и поверь, что тебя отпускать не хотели.

 А замкнутый круг, потому он и замкнутый круг,
 что где ни броди, а вернёшься в исходную точку,
 вернёшься к себе, засопишь, и захочется вдруг
 влить чашечку кофе в земную свою оболочку.

Удивительное по своей теплой тональности, это стихотворение в общем-то о том, что мы очень ранимы и беззащитны. И только тепло другого человека способно  разорвать замкнутый круг. Только тепло.  И тогда оказывается, что не так уж все и плохо, особенно если возвращаешься к себе самому. И жизнь даже налаживается настолько, что "захочется  вдруг влить чашечку кофе в земную свою оболочку."

Ну и в завершение моего рассказа о стихах Ирины Каминой всего несколько строк:
 Когда за пеной облаков
 вдруг обнаружится окошко,
 где свет и синевы немножко,
 мир остывающий, промокший
 дарует ясность и покой.

И вот это:

Ночью будут капать звёзды в тёмный мир моей вселенной,
Раскалённые атоллы выпьют небо из лагун,
Волны выплеснут осколки отражения Селены,
"Я нужна... Нужна кому-то!.." - ночью вновь себе солгу.

И еще это:

...Блудный отрок с картины Босха:
 страх – проклятье, порок – порог.
 Ткнул под руку, в которой посох,
 джокер – призрак семи дорог.

 Крохи счастья и комья страха…
 Где причины: во мне, вовне?
 Джокер, друг, балаган ли, плаха –
 всё решится в один момент.

 Альтер эго, глумливый трикстер –
 суть не в этом, в конце концов.
 Между строчек играет в бисер
 джокер… Ветер ему в лицо!

Вот такая она, разная и очень необычная, Ирина Камина.  Поэт милостью Божьей.

10 октября у Ирины День рождения. Пожелаем ей мира и добра.


Адрес страницы http://www.proza.ru/avtor/femina2


ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
НЕРЫДАЯ http://www.proza.ru/2012/10/11/65
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Егора ЧЕНКИНА http://www.proza.ru/2012/10/30/1284
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Натальи СТОЛЯРОВОЙ http://www.proza.ru/2012/11/04/1232
Василия ТИХОНОВЦА  http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Марии СМИРНОВОЙ  http://www.proza.ru/2013/03/19/2157
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Александра СИЗУХИНА http://www.proza.ru/2013/08/27/96
Андрея ШАЙДУРОВА http://proza.ru/2014/04/28/936
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283









*******
картинка отсюда http://www.casinoz.ru/userfiles/Dzhoker-v-razlichnyh-igrah.jpg


Рецензии
Спасибо, Нина!
Удивительно хорошие стихи, надо думать, что и автор подстать им, человек интересный и глубокий.
Здоровья и всего самого доброго!
С уважением, Виктор

Виктор Афсари   28.11.2020 17:08     Заявить о нарушении
Да, Виктор! Жаль, что Ирина закрыла свою страницу. Спасибо Вам за прочтение и отзыв!

С уважением!

Нина Роженко Верба   28.02.2021 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.