Где тонко

Где тонко

  Я стоял напротив кухонного стола, опершись на холодильник. Он сидел на узком диванчике, поставив оба локтя на стол, и неторопливо пережевывал косточки в мясном бульоне. Он был чересчур большой для стола, для диванчика, да и для всей комнаты. Сначала он выхлебал всю порцию супа, а теперь обгладывал мясо с костей, слегка причмокивая. Мясо было жирное и уголки губ у него слегка блестели. Сверху справа тикали настенные часы. Обычно я не замечал, как они тикают, но сейчас почему-то прислушался. Я молчал и не хотел ничего говорить, а он жевал и ждал, пока я начну сам.
  Так прошло минуты две, от нечего делать я рассматривал его руки. Когда он поднимал ложку с супом и подносил ее ко рту, то мышцы на  внешней стороне руки сокращались, и мне казалось, что под кожей у него находятся какие-то шарниры. Большие у него все-таки руки, да и сам он громадный.
-Почему так произошло? – негромко спросил папа, слегка приподняв голову над тарелкой – Ты можешь внятно объяснить, почему так произошло? Не торопись, просто подумай и расскажи
  Я молчал. Нечего тут объяснять. Со всеми такое случалось. Вот и со мной случилось. Первый раз.
-Не знаю – ответил я – Так получилось. Просто так получилось
-Ничего не бывает просто так, понимаешь? – чуть громче сказал он – Раз так получилось – значит, ты позволил, чтобы так получилось.
-Понимаешь? – сказал он и вытер блестящий угол рта тыльной стороной ладони
-Понимаю – сказал я, тщательно рассматривая секундную стрелку настенных часов. Она медленно пробегала свой круг, примерно между пятым и шестым делением.
-Расскажи, как было – попросил он – Честно расскажи, что случилось.
  Честно говоря, и рассказывать особо было нечего, но раз он хочет, то придется.
-Хорошо – сказал я – Рассказываю честно. Мы с Андреем доехали до остановки Торговый Центр, вышли, оттуда до магазина ближе всего идти. Ну, мы не торопились и решили зайти по дороге в салон сотовых телефонов…
-Хорошо – кивнул он - Дальше
-…Посмотрели на мобильные – продолжал я – Покрутились там какое-то время, Андрей вроде зарядку купил и еще на телефон положил сто рублей. А потом вышли, ну и это…
Папа молчал, и внимательно смотрел на меня. Теперь он вытирал руки салфеткой. Тщательно, сначала пальцы левой руки, затем - пальцы правой.
-Что это? – мягко спросил он, ободряюще кивнув головой
….-Ну, это… - замялся я – А там мы встретили этих двух козлов, ну и все…
-Что все? – спокойно спросил он – Что значит все?
- Все значит все – сказал я – Они спросили, с какого мы района и что делаем в центре, Андрей ответил, что мы просто гуляем. Они сказали, что здесь нельзя просто так гулять. Не помню, что мы ответили, но они отвели нас за ларек и забрали телефоны и все деньги
Я почесал нос, развернулся к раковине и стал мыть руки, хотя они у меня были чистые и сухие. Просто не хотелось смотреть на него.
-И это все? – спросил отец
-Да, это все – ответил я, не разворачиваясь
-Они вам угрожали? – еще спокойнее спросил он – Они вас били?
-Нет – сказал я – Но они были старше нас как минимум года на два, и один из них был боксер
-Боксер… - отец склонил голову над столом и начал шумно чесать пальцами волосы – Боксер, говоришь…
-Он был здоровый – сказал я – И он сказал, что он – боксер. Я думаю, он не врал
-Наверное…- задумчиво сказал отец  - Наверное… И что, вы просто так взяли и отдали телефоны и все деньги?
  Я молчал. Вспоминать было неприятно. Лучше бы нас побили, лучше бы мы вообще тогда не поехали в центр. Решил ничего не отвечать. Папа перестал чесать голову, сложил руки в замок и опер на них подбородок. Посмотрел на меня.
- Понимаешь… - грустным голосом сказал он – Беда не в том, что у вас забрали деньги. Деньги – это не проблема, деньги можно всегда заработать. И телефон можно новый купить…
-А в чем тогда проблема? – не выдержал и почти вскрикнул я – Надо было с ними подраться? В чем смысл, у нас бы все равно забрали эти деньги, только бы еще избили вдобавок!
-Понимаешь, в чем проблема – сказал отец, вставая из-за стола – Где тонко – там и рвется, понимаешь?
 Он прошел мимо меня, вышел из кухни и направился в спальню. Я все понимал. Где тонко – там и рвется. Так надо было сразу и сказать. Я облегченно вздохнул, взял глубокую суповую тарелку и полез в кастрюлю.

                ***

  Я сидел и делал уроки. Пятый класс, география. Раскрашивал контурные карты, мне нравились зеленый, красный и черный цвета. Рядом на полу сидел брат, тоже что-то рисовал. Он раскидал свои фломастеры по комнате, закусил язык и усердно калякал какой-то домик. Домик с окошком и невысокой дверью, два зеленых дерева, одно слева, одно справа, ярко-голубое небо с перьевыми облаками и солнце с лучиками. Как по шаблону.
  Раздался звонок в дверь. Брат вскочил и побежал открывать, я встал из-за стола и тоже пошел к входной двери. На пороге стоял папа. Высокий как гора, с красным обветренным лицом. На шапке у него подтаивали хлопья снега, а в руках была большая коробка. Игровая приставка Денди.
-Это вам – улыбнулся он – Смотрите, не сломайте
  Брат взвизгнул и запрыгнул на папину ногу. Я запрыгнул на вторую. Папа счастливо улыбался и прошагал с нами до входа в зал.
- Бегите, бегите, играйте – снял он брата с левой ноги
  Брат схватил приставку и побежал в нашу комнату. Весь вечер мы устанавливали связь с телевизором, налаживали антенну и соединяли провода. Два раза подрались, два раза папа отбирал подарок, ставил нас в угол, а потом возвращал обратно. Весь следующий день в школе я не мог думать ни о чем, кроме новых игр, а когда вернулся, брат уже сидел на полу, поджав ноги, и играл в танчики. Я сел рядом, и мы начали играть вдвоем. Хорошо, что есть два джойстика, а брат у меня только один.
  В комплекте с приставкой шли три картриджа. Небольшие прямоугольники оранжевой формы, с китайскими надписями. На первом было 99 игр, на втором – одна, а на третьем – 999. Я начал было щелкать, но вскоре понял, что разных игр там всего десять или двенадцать, остальные такие же, просто называются по- другому. Больше всего мы играли в танчики и гонки.
  Как-то утром недели через три я обнаружил, что одного картриджа из трех недостает. Не того, что с танчиками, а другого, с одной игрой -  ковбойской стрелялки. Там, где из салунных окон выскакивали ковбои, и нужно было всех перестрелять из пистолета.
-Где ковбои? – спросил я брата, он опять сидел на полу и рисовал
-Не знаю – неуверенно сказал он
-Куда ты подевал ковбоев? – еще раз спросил я
  Брат ничего не сказал, вскочил и выбежал из комнаты. Я побежал за ним. Он как обычно юркнул в туалет и закрыл за собой дверь изнутри.
-Где ковбои? – начал я молотить по двери – Ты че, как овца? Сломал картридж? Говори, где картридж с ковбоями!
  Брат не торопился открывать. Я минут пять пинал дверь, он спокойно держал оборону. Преимущественно молча. Наконец, мне надоело, и я пошел на кухню. Ему, видимо, тоже надоело. Когда я вернулся с кухни, брат сидел за столом и ковырялся в моем пенале.
-Ну, так что с ковбоями? – дал я ему слабый подзатыльник
-Ничего – засопел он – Не скажу
-Говори – схватил я его за хохолок – Говори, куда подевался картридж с ковбоями!
-Отпусти – заскулил брат и неожиданно заревел.
-Ты чего?- испугался я – Ты чего ревешь, как баба? А? Я ж тебя легонько…
  Леха растирал лицо кулачонками, отворачивался и всхлипывал. Мне стало жалко его, он же еще только второй заканчивает.
-Да ладно тебе… - сказал я  и потеребил его по плечу – Да ты чего…. Да не реви ты так…
- Они забрали у меня ковбоев… - зарыдал он  - Я дал им посмотреть, а они забрали у меня ковбоев…
-Кто они? – затряс я его за плечо – Кто они? Кто забрал у тебя ковбоев? Можешь объяснить нормально?
- Они… - всхлипывал Леха – Пацаны из общежития.. .Там Дрон был и Петя Малой… Петя взял у меня поиграть, на день всего, до завтра, а потом, когда мы на улице были, они подошли и взяли посмотреть… - еще раз всхлипнул он – А потом не отдали и ушли…
- А ты кого-нибудь знаешь из этих пацанов? – спросил я – Можешь кого-нибудь вспомнить?
Леха был весь заплаканный, я нашел платок в отделе носков и дал ему. Он утерся и громко высморкался.
-Там с ними вроде Костя был -  сказал он, шмыгнув ноздрями – который с тобой на футбол ходит, но забрал не он, а другой, старший. Вроде Юра зовут…
  Папа пришел вечером, уставший, но веселый. Наверное, опять вниз пойдет. После работы он часто ходил в кильдым – небольшое подсобное помещение на нулевом этаже и что-то там паял, чертил, пилил. Видели бы вы этот кильдым – самое интересное место на свете! Один раз я целый вечер просидел там и смотрел, как папа соединял микросхемы с помощью паяльника и круглых сгустков олова. На работе они с партнерами торговали какими-то коврами и пластиковыми упаковками для мучной продукции, а дома он паял или ходил играть в футбол с дзюдоистами.
  Папа сходил в душ и переоделся в домашние штаны и серую растянутую футболку. Мама гремела посудой на кухне. Я пару раз прошелся мимо, заглянул ей под локоть. Пахло вкусно, намечалась вермишель с курицей. Брат сидел в комнате и опять что-то рисовал. Я лег на диван и начал читать очередной детектив про сыщика Турецкого.
- Ну что, орлы, как дела? – зашел он к нам
  Брат сидел молча, перебирал фломастеры, сопел и смотрел на меня. Я думал, рассказывать или нет, потом решил рассказать. Сказал, что пацаны из общаги забрали у Лехи картридж.
-Забрали картридж? – нахмурился папа
-Забрали – подтвердил Леха
-Картридж с ковбоями – осторожно уточнил он
-Понятно – кивнул папа – Ну раз забрали, надо вернуть
-Давай, одевайся – кивнул он мне – Через пять минут с вещами на выход
-А я? – спросил брат
-А ты маленький еще – сказал отец – Посиди пока дома
  Я натянул подштанники, кофту, джинсы, надел вторые носки. Зимой в Омске холодно. И темно. Через пять минут я натягивал куртку. Папа вышел из спальни и тоже надел куртку и ботинки.
-Пойдем? – бодро спросил он – Знаешь, где их искать?
-Ага – сказал я
  Мы вышли на улицу, и направились в общежитие. На улице было очень холодно, и ярко сверкал снег.

                ***
  Мы сидели в английском пабе, пили пиво и смотрели футбол. Я заказал темный портер, а папа – обычное светлое. Козел или Хайнекен. Манчестер Юнайтед сражался в кубке Англии с какой-то второсортной командой. После первого тайма красные дьяволы спокойно вели в счете с преимуществом в два мяча.
  Несколько парней в дальнем конце зала запели гимн команды на английском, а потом один из них достал широкий красно-белый флаг, и они дружно начали натягивать флаг на окно и часть стены. Мы сидели молча и смотрели, как они суетятся и орут друг на друга.
-Интересно… – задумчивым голосом сказал папа
-Ага – сказал я – Тут в Москве несколько таких баров, куда приходят за конкретные команды поболеть. Этот вот – за Манчестер, есть еще за Челси и Арсенал. В основном английская премьер – лига
-А за русские команды? – спросил он – Или только за англичан?
-Конечно – ответил я – Все, как полагается. Спартак, ЦСКА, Динамо, Торпедо. У каждого клуба своя символика и своя армия болельщиков. Ходят на матчи, дерутся, защищают цвета флага, так сказать
-Понятно…- зевнул он – Интересно, конечно, интересно…
-Да – с воодушевлением сказал я – в Москве много всего интересного, никогда не соскучишься
-А мне вот почему-то не нравится мне в Москве – уставшим голосом сказал он – Шумно тут у вас очень. Машины одни, машины, быстро как-то все, люди все напряженные какие-то. Бегают все, а не ходят.
-А мне нравится – возразил я – Шумно – правда. Быстро – правда. Зато весело. Жизнь тут нескучная, вот что. Если тебе меньше тридцати и хочется что-то делать, Москва – лучшее место на Земле. Карьера, любые развлечения, безграничные возможности. Главное – не сидеть на месте, двигаться вперед.
  Парни закончили вешать флаг и начали позировать на его фоне. Один щелкал фотоаппаратом, а остальные по очереди делали важные лица. Настоящие суппортеры.
  Папа сидел, смотрел то на меня, то на экран и отхлебывал пиво небольшими глоточками. Очки у него поблескивали, а лицо стало большое и широкое. Вдоль щек появились первые морщины, а на висках – первые седые волосы. Но вообще он держался что надо. Скоро пятьдесят, а до сих пор в хоккей играет как минимум раз в неделю. Управляет заводом в тысячу человек и строит дом. Дети выращены, деревья посажены, жизненная программа выполнена. Я сомневаюсь, что достигну таких результатов.
-Ну и отлично – сказал папа – Главное – чтоб тебе нравилось
-Да ладно – сказал я – Если бы ты тут пожил, тебе бы тоже понравилось
-Нас и дома неплохо кормят – улыбнулся он
-Как Леха? – спросил я
-Не спрашивай – ответил он – Семь долгов. Из десяти экзаменов, представляешь? Совсем учиться не хочет
  Папа сокрушенно покачал головой.
-Зато музыкой занимается – попытался приободрить его я – Все интереснее, чем в офисе сидеть
-Музыка, конечно, хорошо – кивнул он - Только музыкой на кусок хлеба не заработаешь и семью не прокормишь. Без образования сейчас никуда. А на родительской шее нельзя вечно сидеть. Двадцать лет скоро.
  Я не нашелся, что ответить. Папа был прав, как всегда. Начался второй тайм. Официантка сделала звук погромче. Комментатор восторженно всхлипывал. Папа сидел и зевал.
-Можно уйти пораньше – сказал я - Все равно игра в одни ворота, а ты, наверное, устал
-Ага – сказал он и потер глаза – Давай допьем, и домой поедем. Ставни уже захлопываются, а завтра вставать в шесть утра.
-Во сколько рейс? – спросил я
-В девять тридцать – сказал он – Из Домодедово. Москва – Кисловодск, а там на машине еще четыре часа ехать до завода.
-Успеешь? – спросил я
-Куда я денусь – улыбнулся он -  Встану пораньше и на электричке от Павелецкого. Ты мне главное, будильник заведи
-Хорошо – сказал я – Обязательно заведу
  Официантка принесла нам счет, папа расплатился, мы вышли из бара и спустились в метро. К вечеру вагоны катались полупустые, мы сели на боковое сиденье и я по инерции достал книжку. Илья Стогов рассказывал про революционеров, очень смелые ребята. Поезд дернулся, начал набирать скорость. Зашелестели шпалы.
-Тебе дать что-нибудь почитать? – спросил я – У меня тут журнал еще есть
-Не, не надо – сказал папа – Я так просто посижу, засыпаю уже
  Я углубился в книгу, а папа начал засыпать. Краем глаза я смотрел на него. Он то закрывал глаза, то немного их приоткрывал. На остановках его голова слегка дергалась вперед, но натренированные шейные мышцы не давали голове упасть вперед или вбок. Людей в вагоне почти не было, тускло светили лампы.
  Добрались до Юго-Западной, вышли на платформу и поднялись наверх. Я поймал такси за сто рублей, и мы сели на заднее сиденье. Водитель включил радио, я попросил сделать его потише. Спокойно доехали до подъезда. Папа дернулся за кошельком, но я его опередил.
В подъезде было темно, мы поднялись на девятый этаж, я открыл дверь и наконец мы  оказались дома. Папа снял ботинки и куртку
-Я в душ схожу – сказал он - И сразу спать
-Давай – сказал я
  Он зашел в туалет, зашумела вода. Я достал раскладушку и поставил ее рядом со своей кроватью. Потом полез в шкаф, нашел простынь, подушку, наволочку и одеяло. После пива и холода хотелось просто лечь спать и ничего не делать. Я начал заправлять одеяло. Сначала левый угол, затем правый, затем встряхнуть несколько раз и еще расправить, чтобы не было бугров. Одеяло было неповоротливое и тяжелое, заломило руки около плеч.
Скрипнула дверь в ванную, вышел папа с мокрыми волосами.
-Я тебе тут постелил – сказал я и показал рукой на раскладушку – Поместишься?
-Спасибо – ответил он, укладываясь – Куда я денусь, помещусь, конечно. Ну ладно, давай уже спать, совсем сил не осталось
  В небольшой раскладушке он выглядел как Гулливер в стране лилипутов.
-Спать – так спать – сказал я – Спокойной ночи
-Спокойной ночи – сказал он, укладываясь, заворачиваясь в одеяло– Будильник не забудь завести
-Не забуду – ответил я


Рецензии