Глава 21
ГЛАВА 21
Артём, каким-то образом узнал, что съёмочная группа возвращается, и пришёл встречать Свиридову на железнодорожный вокзал. Алина, сославшись на запрет режиссёра пользоваться гаджетами во время работы, с большой радостью прекратила с ним общение на весь период пока длилась экспедиция. И неожиданная встреча со своим любовником, о котором она давно предпочла бы забыть, совсем не обрадовала её, но торжественный вид молодого человека говорил сам за себя. Сердце актрисы затрепетало от сладкого предчувствия. Неужели! С лицом плохого трагика Артём вручил ей одинокую жёлтую розу. Алина догадалась, но боялась спугнуть свою догадку, и не спешила радоваться. Жёлтая роза на языке цветов была намёком на расставание. Экзальтированного мальчика пьянила упоительная мысль, что он бросает свою возлюбленную. Артём всем своим видом давал понять, что считает себя подлецом, но ничего нельзя поделать – встретил и полюбил другую. Затянувшаяся мелодрама подошла к концу. Есть люди, которые с большой охотой превращают свою жизнь в мини-спектакли. Они и не подозревают, что являются никудышными лицедеями. Алина не любила фразу: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Лучше отпустить этого мальчика с чувством собственного превосходства. Пусть считает её брошенкой. Так даже лучше. Артём из числа вечных мальчиков, из тех, кто никогда не повзрослеет. Такие мальчики звенят по жизни своими бубенчиками и скачут от избытка тестостерона, не в силах справиться с собой, за полным отсутствием самоуважения и слабости характера. Они никогда не признают очевидного факта, что напрасно раздувают щеки от собственной значимости. На их взгляд они последние рыцари эпохи.
Однажды после спектакля, выходя на поклон, Свиридова вновь увидела Артёма в зрительном зале, и не на шутку испугалась. Как, опять!? Молодой человек демонстративно поклонился ей. Давая понять, что он знаком с актрисой, и стал что-то нашёптывать своей миловидной спутнице на ухо. Было несложно догадаться о чём он мог говорить. Алина облегчённо выдохнула, пусть потешит своё нездоровое самолюбие, только бы вся эта история осталась в прошлом. Актриса сохранила полученный прощальный цветок как талисман от хандры. Если становилось тоскливо, открывала томик стихотворений Бальмонта, смотрела на мертвенно бледные лепестки, когда-то ярко-жёлтой розы и в душе возникал маленький родничок тихой радости. Уж лучше проводить выходные в одиночестве, чем попадать в такие переделки, от которых одни хлопоты, суета и головная боль. Алина уже и не помнит, каким образом Константин Бальмонт оказался на её книжной полке. Актриса не любила этого поэта. И к счастью для неё, она была так загружена работой последнее время, что часто беспокоить Бальмонта, хранившего талисман от хандры, не приходилось.
После короткого перерыва, Алине сообщили, что декорации для фильма полностью готовы, и начинаются павильонные съёмки. Продюсерам удалось согласовать графики съёмок с репертуаром театра для главных действующих лиц. Шум и вечные крики в общежитии изрядно мешали сосредоточиться на образе Анны Карениной, и Алина сняла квартиру. Материальное положение теперь позволяло это сделать. От дома до ближайшей станции метро рукой подать, по дороге заглядывала в одно милое заведение. За чашкой любимого кофе актрисе удавалось обдумать предстоящую работу, и установить в душе хрупкий баланс. Сегодня в театре её вводят на роль Нины Заречной, неожиданное событие. В театре вообще что-то происходило, какие-то изменения, коллеги уже в открытую бунтовали против администрации. Назревал очередной скандал, но ей не хотелось вникать, чтобы не отвлекаться от роли в кино. О том, что она будет играть в «Чайке» стало для неё приятным сюрпризом. Режиссёр видел её в дипломной работе. Свиридова не слишком волновалась, боялась другого, чтобы не возникло препятствий согласовать занятость в театре со съёмками в фильме. Пока всё складывалось лучшим образом. Алина неспешно наслаждалась любимым напитком. Стараясь держать изящную чашечку как можно элегантнее, придавая своей осанке величественную позу. Она знала, что бариста наблюдает за ней, похоже молодой человек влюбился в неё, но ей было не до романов. Уже несколько месяцев, чем бы она не занималась, сверяла свои поступки и даже мысли с тем, как бы на её месте повела себя Анна Каренина. Это было очень непростой задачей, а тут ещё Нина Заречная. И всё же главным на её столике оставался роман Льва Толстого и каждый вечер как «Отче наш» читала десяток страниц перед сном. Радость от работы омрачали личные обстоятельства. Мать взяла себе в привычку появляться у дочери внезапно без предупреждения и страшно допекала этим Алину. Приходилось терпеть её злые колкости и необоснованные претензии. Дом в деревне Лучистое бабушка завещала любимой внучке, мать была категорически против. Алина не могла отказаться от наследства, потому что бабушка незадолго до смерти взяла с неё слово. Старушке хотелось, чтобы дом, который они с мужем строили своими руками перешёл в хорошие руки. И Алина обещала, что никому другому этот дом принадлежать не будет. Хотя и не понимала, каким образом сдержать данное слово. Жить в деревне она не собиралась. Это невозможно. Мать настаивала на продаже дома и допекала дочь своими наездами. Все её визиты заканчивались ничем, и Надежда без стеснения вымещала своё раздражение на Алине. Бабушка была обделена вниманием и заботой со стороны единственной дочери. Надю интересовали только свои дела. Алина не поддавалась на уговоры матери и отказывалась оформить дарственную на дом на её имя. В театре были свои сложности. Главный режиссёр театра узнав, что Свиридова снимается в кино, неожиданно проявил к ней интерес, стал вводить в качестве героинь в новые спектакли. Ещё недавно актриса могла о таком только мечтать, а теперь приходилось разрываться. Нина Заречная! Неожиданно. Алина не любила эту чеховскую героиню, но играть согласилась. Жертвенность и какая-то обречённость Нины Заречной ей была не понятна и не близка. Хорошо, что в школе она не читала «Чайку». Иначе ни за что бы не пошла в театральный. Профессия актрисы, как о ней написал Чехов вызывала у неё отвращение. «Как же я буду играть эту Нину Заречную? Почему все так носятся с этой ролью? Непонятно. А главное, как мне её полюбить? Без этого нельзя. Дорогой, Евгений Семёнович, как жаль, что вас уже нет. Теперь не с кем посоветоваться. Нет-нет. Сейчас думать об этом не стану». – спохватилась Алина, отмахнулась от неприятных мыслей и продолжила играть свою Анну.
За столиком напротив разместились двое мужчин, они сделали заказ и один из них произнёс фразу, которая резанула слух актрисе:
– Слушай, как ты думаешь, а ломы летают!?
Алина невольно повернула голову. Нелепая фраза была сказана мужчиной в модных очках. Сверкая дорогой оправой, он изо всех сил старался придать своему голосу шутливую интонацию. Неестественно дурашливый тон лишь подчёркивал напряжённость между ними. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, выражение лица его визави соответствует деловому костюму. Мужчина ледяным тоном поинтересовался:
– В каком смысле?
– Ну, лом летает!? – так же натужно-непринужденно, словно ничего не замечает, упорствовал первый. Он снял очки и положил в карман фирменной куртки. Актриса сделала вывод, что со зрением у него всё в порядке, а очки не более, чем дорогой аксессуар для солидности.
Она отвернулась от них: «Что за чушь? Какая необходимость заставила встретиться этих людей, если говорить им было не о чем». И услышала те же слова от мужчины в тёмно-сером костюме.
– Что за чушь!
– Я так и думал, новости не смотришь. На днях курьёзный случай произошёл. Едет мужик спокойно. И вдруг, откуда ни возьмись, с неба падает лом. Пробивает капот машины, чудом не пришил водителя к сиденью. У мужика шок. Что за дела? Откуда? Оказалось, рабочие сбивали сосульки с крыши и случайно уронили лом.
– Ты позвал меня для того, чтобы травить глупые байки?
– Брось, Стас! Все дела, дела. Можем мы с тобой дружески поболтать. Как в старые добрые времена. Расслабься.
– Те времена прошли безвозвратно. Прошу усвоить это наконец?
– Ой, ладно приятель. Ты из-за своего грёбаного бизнеса готов вот так, запросто, откреститься от меня. Сам же всегда твердил, что деньги для тебя не главное.
– О какой дружбе ты говоришь, после всего что сделал?
– Раньше ты был добрее и проще.
– Раньше и люди казались мне добрее и проще.
– Это проверка была. Понимаешь, проверка, Стас! Ты тоже, хорош. Нельзя так безоглядно доверять людям.
– Нормально. Сам дурак называется.
– Ни одна копейка с твоего счёта не пропала.
– Не получилось. – уточнил Стас.
– Жаль, разговор не состоялся.
– Семён, прекрати ломать комедию. Когда я делал тебя своим заместителем и представить не мог, что ты за человек. Теперь понимаю, что это я сохранил свои воспоминания о нашем прошлом, а ты оказался совсем другой. Видимо, ты всегда был другим, просто я не замечал этого. Тебе даже хватило наглости приставать к моей жене.
Семён любил жаловаться на своё одиночество и бытовую неустроенность, и Стас часто приглашал друга в гости. После ужина Семён неизменно напрашивался хозяйке в помощники. Они вместе с Ларисой убирали со стола и мыли посуду. Он притворялся добрым другом, на самом деле его дико раздражало благополучие Стаса. Хотелось насолить. Однажды решил рискнуть, и попытался обнять Ларису. А вдруг получится!? Женщина с недоумением посмотрела на него и уверенным движением высвободилась из порывистых объятий:
– Семён, что это? Я, кажется, не давала повода.
Он испугался и поспешил ретироваться:
– Прости, прости. Затмение какое-то нашло. Глупо, конечно. Забудь. Пусть это останется, между нами.
Лариса давно раскусила, что за человек Семён и просила мужа остерегаться друга детства. Но Станислав считал, что жене не нравится его приятель, по причине обычной человеческой несовместимости. Он просил её потерпеть, что рано или поздно Семён найдёт своё пристанище и не будет нуждаться в участии. А так взять и выставить из дома одинокого человека, как-то неприлично. Махинации со счетами, случайно обнаруженные в бухгалтерии, раскрыли Станиславу глаза. А ведь был и другой эпизод, который вообще остался незамеченным. Перед защитой диплома родители подарили Стасу дорогие часы. Утром обнаружилась пропажа. За вечер в комнате общежития перебывало огромное количество народа, и Станислав решил не поднимать шума. После окончания института приятели на какое-то время потеряли друг друга из виду. А потом они случайно столкнулись с Семёном в этом самом кафе. Стас искренне обрадовался встрече. На руке приятеля мелькнула знакомая марка часов, но он не придал этому факту никакого значения и совершенно напрасно. Узнав о стесненных обстоятельствах бывшего сокурсника, сходу предложил работу в своей фирме. Когда разразился скандал со счетами, Станислав проявил благородство, предложил приятелю уйти по-тихому. Семён решил скрыться на какое-то время и вернулся в родной город, но сонная жизнь в провинции сильно раздражала его. Друзья детства интересовались не только его делами, а делами Станислава тоже. Долго играть роль успешного бизнесмена в небольшом городе просто так не получится, и Семён вернулся в столицу. Он принялся донимать своими звонками Станислава. Тот назначил встречу в этом кафе, чтобы поставить большую жирную точку в неприятной истории. Вся гнусная натура старого приятеля теперь была как на ладони.
Семён разговаривал нарочито громко, стараясь показать тем самым – я весь на виду. А кто без греха? Каюсь, не устоял перед соблазном быстрого обогащения. Бес попутал. Таких историй сейчас, хоть пруд пруди. Он не терял надежды убедить Станислава дать ему ещё один шанс. Приготовил парочку душещипательных историй из детства. Ему казалось, что хорошо знал характер друга, но не тут-то было, на этот раз Стас был неприступен и это бесило Семёна всё больше. Теперь он жалел только об одном, что не завалил его бизнес к чертям собачьим, зря осторожничал. Стас догадывался о чём думает этот человек:
– Послушай, я пришёл, чтобы сказать тебе – не звони больше.
Он рассчитался за кофе, к которому даже не притронулся и вышел. Сквозь витражное стекло было видно, как Станислав садился в машину. Алина поставила свою чашку и тоже заторопилась к выходу. Предстоял напряжённый день, и она жалела, что оказалась невольной свидетельницей чужого разговора. Алина бросила беглый взгляд на мужчину оставшегося сидеть за столиком. Лицо Семёна было пунцовое от ярости, глаза сверкали бесовским огнём – жаждой мести. Алина испугалась и поспешила отвернуться. Она хорошо помнит девяностые годы, когда городские рынки, кафе и улицы были заполнены такого типа людьми. Теперь они сменили спортивные костюмы и косухи на брендовое шмотьё, но стоит заглянуть в их глаза в минуты, когда они остаются один на один со своими мыслями – продирает мороз по коже.
Когда-то очень давно Алина нашла у бабушки старый журнал «Советский экран». Там было интервью с одним очень популярным артистом. Отвечая на вопрос, как ему удается привнести в каждую роль большое количество неожиданных штрихов. Знаменитость поделился своим рецептом. Сказал, что нужно быть очень внимательным человеком и коллекционировать типажи, примечая мелкие детали в поведении окружающих. Видимо, тогда Алина слишком буквально поняла слова актёра. Можно брать на заметку только случайно выхваченные детали, а сидеть и с умным видом наблюдать не стоит. Евгений Семёнович, любимый мастер в театральном училище не уставал повторять: «В актёрской профессии можно без ущерба примерять чужую судьбу, если действовать осторожно. Нельзя безнаказанно играть, легко перепутать разные миры, тогда можно потеряться в паутине чужих страстей и впасть в бесовщину. Сохраняйте свою человеческую индивидуальность, иначе, вы будете неинтересны, даже себе. Почему бесы разрушают себя? Потому что единственное чувство доступное им – это ненависть. Они уродуют даже себя, потому что ненавидят, а чувство любви им недоступно. Видели молодых людей в татуировках, с кольцами в носу или синими волосами. Что это? Поиск себя. Нет. Это их внутренние бесы требуют жертвоприношения. Вы должны играть любовь! Через не могу и не хочу. Через личную боль, страдания и сомнения. Актёр только тогда является настоящим актёром, когда, отбросив всякое уродство жизни играет высокое чувство любви. Тебе досталась роль негодяя, а ты попытайся его понять. Осудить всегда проще. Меня спрашивают, есть ли исключения из этого правила? Есть. Нельзя влезать в шкуру военного преступника, маньяка, любого извращенца. Здесь выбор за вами. Если решитесь играть такую роль, будьте на чеку, держите внутреннюю дистанцию от такого персонажа. Заигрывать с бесовщиной нельзя. Опасно. Актёру приходится, иногда, изображать такое отчего потом хочется откреститься. Надо воспитывать в себе силу духа.» Теперь актриса всё чаще вспоминала любимого наставника и хорошо понимала то, отчего он предостерегал своих учеников.
В душе у Алины зародилась неизбывная тоска – красивой истории любви в реальной жизни не будет. Слишком много расплодилось Семёнов, а таких мужчин как Станислав она не встречала. Когда актриса вошла в павильон для съёмок, Матвеев внимательно наблюдал за ней. Что-то особенное показалось ему в её облике. И он отступил от задуманного плана, выбрав нужный момент для съёмок другого эпизода, и сцена удалась. Камера опытного оператора выхватит потрясающий взгляд, наполненный глубочайшей тоской. И этот взгляд отныне будет принадлежать Анне Карениной. Алина даже не сразу поняла хитрую задумку режиссёра. Очнулась, только когда Матвеев обнял актрису в знак благодарности. Давно стены киностудии не слышали таких аплодисментов. Артур Аринин подхватил актрису за талию:
– Блин, Свиридова! Так нельзя! Стоял и думал, слава богу, что меня нет в кадре. А то бы в обморок хлопнулся.
Про обморок коллега слегка преувеличивал, желая угодить, но льстивая похвала едва коснулась Алины. Она отстранённо улыбнулась вымученной улыбкой. Зачем всё это?! Видеть восторженное удивление коллег ей было странно, внутри была обжигающая пустота. Никто так и не узнает, что Алина не играла страдающую от запретных отношений замужнюю женщину. Сегодня она была не Анной, а женщиной страждущей любви, но до сих пор так и не познавшей, что такое настоящая любовь. Кажется, этого не случится уже никогда. Вот откуда эта тоска?! Чем больше она углублялась в роль, тем острее ощущала ноющую доводящую до озноба тоску. Взгляд будет принадлежать Анне Карениной, но боль останется Алине Свиридовой. Своей тайной ей не с кем поделиться. Кому это интересно.
Свидетельство о публикации №212101301807
Ольга Безуглова 16.10.2012 20:47 Заявить о нарушении
Татьяна Кырова 16.10.2012 21:35 Заявить о нарушении
Ольга Безуглова 17.10.2012 01:12 Заявить о нарушении