Лабиринты Кенигсберга. Глава 5-2-2

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 5-2-2. Материалы, представленные Костей Беркутом. Кенигсбергская версия. Продолжение.

Ю. Иванов «Кенигсбергская версия. Янтарная комната: история, загадки, поиски».

Золото Балтики.

«ФОРТ КВЕДНАУ! Вот где Вам следует поискать! В июле 1944 года, пройдя множество прусских «шталагов», я оказался в Кенигсберге, в форту КВЕДНАУ, где мы, военнопленные, русские солдаты, укрепляли стены оборонительных, наполненных водой рвов. И вот числа двадцать восьмого или чуть позже на Кенигсберг был совершен страшный налет англичан. Весь город горел, дым стоял до неба, это утром, когда мы вышли из казематов на работу, увидели. Вечером в форт приехало четыре грузовика под брезентами. С сильной охраной. Нас выгнали из казематов разгружать их. Там, в грузовиках, были ящики различной длины и величины, веса, все очень хорошо, надежно сделанные. Мы их уносили в подвал, на нижний, третий этаж форта, соседний с тем, где мы сидели. На другой и третий день нас никто не выводил на работы, видно потому, что на город опять был английский авиационный налет. Мы сидели без еды и воды. Стали колотиться в двери, одна оказалась открытой. Мы… пошли искать еду. Оказались в соседнем помещении, там, где были те ящики с грузовиков. Крышки у одних были привинчены, а у некоторых нет. Мы подняли одну. При свете свернутой горящей газеты увидели, что ящик набит иконами! Все они аккуратно были завернуты в провощенную бумагу, все с бумажками, вкладышами, на которых что-то по-немецки написано. Внутри ящик был, как бы тщательно просмолен, снаружи он был сплошь цинковым, как гроб цинковый. На другой день нас всех увезли под Прейсиш-Эйлау, в шталаг № 8 «А». Мы там опять, много копали, рвы копали. Перед приходом  наших все, кто содержался за «колючкой», был расстрелян: русские, французы, бельгийцы, поляки. И все наши. Мне с Ваней Поповым удалось бежать за три дня до расстрела. После «обработки» в «смерше» мы с ним загремели в Сибирь, в наш советский «шталаг», и Ваня умер там от истощения (наши кормили хуже, чем немцы), но я не об этом.   ИЩИТЕ В ФОРТУ «КВЕДНАУ». В. П. Соколов, Новосибирск.
«Да, вот что еще: уже в «шталаге» мне довелось услышать от одного француза, Мишеля, что он работал в форту «ЛЕНДОРФ» и что  туда привозили огромные сокровища в похожих, как и у нас, ящиках. Так что пошарьте и там». В. П. Соколов, Новосибирск…
 
ФОРТ «ЛЕНДОРФ»… Там действительно было страшновато — мрачные казематы с узкими окнами, капониры, ров, наполненный водой…

Там надо побывать…, организовать в «Лендорфе», «Кведнау», да и многих других фортах, серьезные поиски…

Поговорим немного о балтийском янтаре, который немцы называли «Золотом Балтики», и о самой Янтарной комнате, припомним некоторые исторические факты, связанные с ней...

Итак, янтарь среди народов Европы был известен с древнейших времен. Изделия из янтаря — пластинки, бляшки, отшлифованные кругляшки и фигурки из янтаря, изображающие мужчин и женщин, — все это находки археологов, ведущих свои поисковые работы в Прибалтике уже добрую сотню лет.
Сколько легенд связано с этой крепкой, прозрачной, окаменелой смолой… Подумать только, миллионы лет назад вот этот золотистый, теплый на ощупь янтарик, был смолой, медленно стекающей по огромному стволу дерева…, чтобы в конце концов превратиться вот в этот кусочек, эти золотые зерна, в большие и мелкие янтарики, которые время от времени море выбрасывает на песок пляжей древней страны Земландии.

Вот так его тут собирали курши и пруссы сто, двести и тысячу лет назад. С берегов Балтики, морем или сушей, янтарь отправлялся в путешествие по всему европейскому континенту, а из Европы попадал в Африку. А позже, когда Колумб совершил свое удивительное плавание через «Большой океан», — и в страны Южной и Северной Америки...
Нерон очень любил этот «камень» и отправлял своих людей в опаснейшие путешествия, на берег таинственного «Туманного моря», ведь только тут, как уже было известно в Европе, он рождался в соленой воде. Добывали янтарь, везли на юг, в Грецию, Италию. И воду соленую, балтийскую, везли, хранили ту воду закупоренной в огромных бочках в надежде, что в ней спустя какое-то время «возникнет», зародится сам собой золотистый, таящий в себе необыкновенную, живительную силу, «солнечный камень».
Древние не ошибались. Правда, в бочках ничего не возникало, но они были правы: девяносто процентов всех залежей янтаря находятся действительно лишь на берегах Земландского полуострова, омываемого водами Балтийского моря.

В XIII веке тут, на Балтике, появились «железные» люди, — рыцари немецкого Тевтонского ордена. Получив от Папы римского «буллу», право нести веру, Слово божье в эти языческие земли, крестоносцы, сокрушая упорных пруссов, неотступно углублялись вдоль балтийского побережья на восток. Не только Слово божье двигало этими пришельцами, …а стремление к захвату новых, богатых земель, лесов, шкур, золота и, конечно же, «золота Балтики», стоимость которого была не ниже желтого, «благородного» металла. Вот почему, едва утвердившись здесь, тевтоны издают жестокие указы, касающиеся сбора и хранения янтаря: все, что найдено на берегу, что откопано в «голубых», янтароносных землях, — все должно принадлежать Ордену. За укрытие янтаря — плети, «железо», клеймо на… лоб; за повторные «янтарные провинности» — виселица. На Куриш—Нерунг — Куршской косе, виселицы торчали чуть ли не на каждой более-менее высокой дюне…

В 1560 году в Кенигсбергском замке была организована большая янтарная мастерская.
В 1781 году — янтарная гильдия, в которой объединились более ста искусных мастеров по янтарю; начинается шахтная добыча янтаря в Пальмникене, на знаменитой и страшной шахте Святая Анна.
В 1899 году в Геологическом колледже Кенигсбергского университета, на Ланге Райе штрассе 4, профессором Клебсом создается единственный в мире музей янтаря с уникальнейшими экспонатами: более ста тысяч инклюз — вкраплений в янтарь мушек, бабочек, травинок, цветов…
Этот музей, ценность коллекций которого не меньшая, а, может, и большая, чем сама Янтарная комната, тоже, как и комната, исчез в дымных пожарищах минувшей войны. Где он? Вывезен? Спрятан? Почему никто ничего о нем не знает? Неужели никакие сведения об этом музее нигде и никогда не появлялись?

Профессор Брюсов, руководитель первой поисковой группы Ян¬тарной комнаты, любовался экспонатами янтарного музея с Ланге Райе, рассматривал на просвет стрекозу, раскинувшую свои крылышки, каждая жилочка видна!

Но как же… Янтарная комната оказалась в России?
29 декабря 1700 года… в Кенигсберг прибыл из Берлина курфюрст Фридрих со своей супругой Софьей-Шарлоттой. Прибыл, чтобы после коронации, которой предстояло свершиться тут, стать королем Пруссии. Мечтой будущего короля был необыкновенный, какого нет ни у одного монарха мира, «Янтарный кабинет», заказ на проектирование которого уже был получен выдающимся архитектором, художником и скульптором того времени Андреасом Шлютером.
Почти две недели длились торжества в Кенигсберге: костры на всех площадях, бочки с вином, туши на огромных вертелах, раздача денег и подарки народу, фейерверк, пальба из пушек и прием даров от «народа». Местные богачи уже знали, что новому королю нужно много янтаря. И везли во дворец ящики с отборным, самых разных расцветок, янтарем.

Замысел короля, ставшего после коронации Фридрихом I, начал осуществлять мастер Готфрид Вольфрам со своими многочисленными талантливыми помощниками. Шесть лет было отдано этому фантастическому проекту, и не выдержал мастер, попросил отставку. Завершили строительство королевского янтарного кабинета мастера из Данцига Готфрид Турау и Эрнест Шахт. И еще пять лет работы. «Спешите, господа, спешите, — просил, торопил Фридрих. — Мои силы иссякают». Он знал, верил в чудодейственные способности «балтийского золота». Уединившись в своем кабинете, король ощущал прилив сил, он тут музицировал, читал, сочинял стихи и сам слушал поэтов, музыкантов и певцов в этих золотистых, излучающих тепло и силу, стенах.

По-иному рассудил сменивший его на троне «солдатский король» Фридрих Вильгельм I, глубоко убежденный, что сильным государство может сделать не наука, культура, музыка и литература, а лишь отлично подготовленная, вымуштрованная армия. «В эту янтарную стену и гвоздя-то для шинели не вколотишь», — сказал как-то Фридрих Вильгельм, заглянув в Янтарный кабинет, и когда, во время посещения его страны Петром I, увидел, в какой восторг пришел молодой российский царь, оказавшийся в этом кабинете, произнес: «Дарю. На дружбу!». О, как нужна была прусскому королю дружба с Россией! Совсем недавно русские разгромили шведского, «беспокойного и дерзкого» для Пруссии короля Карла XII в битве под Полтавой. Но хоть и разгромлен был шведский король в России, оставался еще очень сильным, еще составлял великую угрозу для Пруссии. И потому-то вот такой, необыкновенной щедрости подарок!
Петр I принял его. «Получил преизрядный презент», — сообщал Петр своей жене Кате, но союза с Пруссией не заключил, побоялся ввергнуть свои российские войска в европейские «баталии», ведь и так тяжелая Северная война обескровила Россию. Отделался не менее, как он считал, щедрым даром: отправил в Пруссию 55 «русских Иванов-великанов» для личной гвардии прусского короля. 55 российских душ за 55 квадратных метров янтарного кабинета...

Петр I не дождался, когда в его дворце засияет золотистыми стенами Янтарный кабинет, другие дела заботили. Лишь после его смерти, в 1740 году, Бартоломео Расстрелли с помощью своего сына начинает монтаж янтарных панелей в Зимнем дворце, но работы завершены не были, а потом и вообще остановлены. Спустя лишь пятнадцать лет императрица российская Елизавета Петровна издала следующее распоряжение: «Чтоб из Зимнего дворца янтарный кабинет, через убиравшего оный янтарного мастера Мартелли, со всякою осторожностью собрав и опять уложив в ящики, перенести солдатами на руках, в Царское, под присмотром самого мастера и ему опять убрать оным янтарем во дворце царскосельский покой, который Ея Величеством для сего назначен будет»…
Приказ был исполнен. Семьдесят шесть гвардейцев отнесли янтарь в новый, в Царском Селе, дворец, и вскоре Мартелли и Бартоломео Расстрелли приступают к огромной и сложной работе: созданию янтарного «царскосельского покоя», который с этой поры превращается из «кабинета» в комнату.
Но комната ли? Зал! Причем весьма обширный, значительно больший по размерам, чем был янтарный кабинет. Как же поступить? И Расстрелли создает свой, оригинальный проект, в который были включены огромные зеркала, придавшие всему помещению особую, неповторимую красоту, глубинность; в них без конца виднелся отраженный янтарь. Но и «зеркальные стены» не спасли — янтаря не хватало… Расстрелли придумал новое: он увеличил дверные проемы, украсив их красивыми, в тональность всему помещению, дверями, а на стенах смонтировал четыре «каменные», из яшмы, мозаичные картины. К тому же янтарные панели как бы и подросли, итальянские мастера и их талантливые русские помощники Иван Копылов, Василий Кириков, Иван Богачев и другие русские умельцы искусно «нарастили» панели, укрепив над ними деревянные, украшенные великолепной, золоченой резьбой, фризы. Украсилась Янтарная комната и позолоченными подзеркальниками, золочеными бра, инкрустированной янтарем мебелью, шкафчиками, в которых красовались всевозможные янтарные «штуки» — бокалы, шкатулки, фигурки, «занятные янтарные вещицы» из Земландии, из «Золота Балтики», поступившие раньше в дар русскому двору от прусских курфюрстов и королей...

Итак, янтарный кабинет стал «Янтарной комнатой». Стала ли она хуже, чем был янтарный кабинет? Намного ли изменился «кабинет», став «комнатой» в Екатерининском дворце Царского Села, «села», ставшего в свою очередь городом Пушкином? Вот мнение на этот счет известного и авторитетного искусствоведа Вильчковского: «Строгость стиля, художественный замысел Шлюттера, первого автора «кабинета», были нарушены, но «варвар», нарушивший творение художника, сам был не меньшим художником и поэтому янтарный кабинет, став Янтарной комнатой, не потерял своей художественной ценности». Она органически и оригинально вошла в гамму парадных комнат дворца, где Расстрелли так широко развернул свой талант.

Но вернемся к истории поисков этого шедевра.

Продолжение: http://proza.ru/2012/10/13/844


Рецензии