Мыслящая опечатка эссе о человеке

-Один мальчик сказал мне, - говорит ребёнок взрослому, - что человек произошёл от обезьяны. Это правда?
-Да, конечно, все это знают.
-А кто был тот первый человек, который не являлся уже больше обезьяной?
-Ну, это было так давно, что его забыли.
-Но он знал, что он человек, а не обезьяна?
-Вряд ли он догадывался об этом. Скорее всего только гораздо позднее кто-то заметил, что люди больше не обезьяны…

Шведский натуралист Карл Линней, поместивший человека в одну группу с обезьяной, назвал человека «homo sapiens nosee te ipsum», т.е. «человек разумный, познай самого себя».
Философ Платон определил человека как двуногое беспёрое существо. Другой философ, Диоген, ощипал цыплёнка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот твой человек». После этого Платон уточнил свое определение: человек ; это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Ещё один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха (по случайности счастливым обладателем мягкой мочки уха из всех живых существ оказался только человек).
В каждую эпоху имелось определение человека, представляющееся для своего времени наиболее глубоким. Для греков человек - это мыслящее существо (странное животное, задающее вопросы), для христиан - существо с бессмертной душой, для современных учёных - животное, производящее орудия труда. Сверх того, для психолога человек является животным, употребляющим язык (странное животное, сочиняющее стихи), для этика - существом с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции - млекопитающее с громадным мозгом и т.д. Кто-то из философов усматривал отличительную особенность человека в способности смеяться и смешить других.

Обобщим… и получим следующее определение человека. ЧЕЛОВЕК - ЭТО ДВУНОГОЕ БЕСПЁРОЕ ПРЯМОХОДЯЩЕЕ МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ С ГРОМАДНЫМ МОЗГОМ, ШИРОКИМИ НОГТЯМИ И МЯГКОЙ МОЧКОЙ УХА, ОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВОМ ЮМОРА И ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ОРУДИЯ ТРУДА И СЕБЕ ПОДОБНЫХ МЫСЛЯЩИХ СУЩЕСТВ, НАДЕЛЁННЫХ ДАРОМ РЕЧИ, ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ.

Французский писатель-гуманист Веркор (Жан Брюллер) в своих философско-фантастических романах он пытался решить вопрос о сущности человека. В одном из них британский суд присяжных оказывается в абсурдной ситуации: в законе о правах человека не хватает юридического определения человека, необходимого для того, чтобы вынести приговор об убийстве «тропи» - то ли примитивного человека, то ли высокоразвитой обезьяны, якобы обнаруженного в девственных лесах Австралии. В другом лисица, чудом превратившаяся в женщину, становится личностью только с того момента, как узнаёт себя в зеркале. «Человечество напоминает собой клуб избранных, доступ в который весьма затруднён. Мы сами решаем, кто может быть туда допущен»  - писал он.

Замечательно охарактеризовал человека Паскаль: «Человек – всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек все же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает». А Ж. Машаду д’Ассиз ответил ему: «Паскаль назвал человека мыслящим тростником, но он не прав: человек – это мыслящая опечатка».

Так что же есть человек?

В эссе использованы отрывки из текста учебника логики А.А.Ивина «Логика: Учебник для гманитарных факультетов» - ФАИР ПРЕСС, 1999. – 320 с.


Рецензии