Викторина и Ралли

.
                День первый
«Разминка.
 Проходила она в великолепной, просторной, светлой - стеклянной (правда, не совсем законченной и ещё не освящённой) галерее при Музее А.С.Пушкина, где мы – «айдапушкинисты» были вообще первыми гостями. Сегодня в этой галерее проводятся многие интересные мероприятия сферы культуры. Никто из финалистов вообще не знал, что эта «Разминка» - всего лишь «проба пера», что она -  не «взаправду», а лишь «понарошку», чтобы устроители поняли, кто на что способен.
Задание предлагало назвать поимённо всех действующих лиц повести «Дубровский». За каждый правильный ответ – шоколадка. Я назвала только одного – француза Дефоржа  (переодетого Дубровского), хотя знала почти всех.  Была я одной из самых старших и вровень с молодыми не успевала реагировать. Почти все шоколадки собрал молодой учитель литературы  из Подмосковья Иван Анатольевич Громов. Понятно, ему и карты в руки – он ежегодно разбирает эту повесть со своими учениками.
Таким образом, пунктирно был намечен будущий лидер, а я подумала: да, мне здесь «непрохонже», ведь 90 % - профессиональные литераторы. Однако поглядим, что будет дальше.
А дальше была «Бальная зала» самого музея. В центре – огромный овальный стол, на котором: увеличенные портреты друзей, женщин,  различных персонажей литературных произведений, исполненные пером самого поэта.  Здесь нужно было  выполнить три задания. Первое:
 по врученной цитате отыскать портрет адресата, которому предназначалось цитируемое.
Второе:
 по цитате определить название произведения.
Третье:
 среди рисунков Пушкина найти заданную личность. Из трёх заданий я правильно выполнила два. Уже подавая конверт с ответом на второе задание, меня  озарило – я вспомнила правильный ответ, но совестливость не позволила отдернуть руку и исправить ошибку. Наверно зря, это сработал ненужный комплекс. Не судьба.

Последнее задание предполагало хорошее знание рисунков  поэта. Иногда, даже чаще всего, он делал их на полях какой-либо рукописи, обдумывая её содержание. Вспомнится ему кто-то в какой-то определённый момент, а  в природе такого портрета, написанного художником-профессионалом, не существует. Приходится идти от логики. Так я искала портрет Элиз Хитрово. А вот соседке моей по поиску не повезло: нужно было отыскать портрет  Гоголя, а такового вообще не было. Это была «обманка».
«Подвал».
 Это хранилище, запасники музея. Там сделали несколько выгородок. Например: фрагменты кабинета Онегина в Петербурге, в деревне, или овеществлённые фрагменты из шутливого письма-советов Пушкина другу Соболевскому, собиравшемуся в путь по дороге, где часто езживал поэт. В моём варианте это был стол с выложенными на нём ингредиентами для ухи и старая (музейная) замшелая винная бутылка. Этому натюрморту соответствовал куплет письма:
Поднесут тебе форели,
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели, -
Влей в уху стакан «Шабли»,
Сразу сказав, что ЭТО – из письма-шутки Соболевскому, помнила оттуда же другой куплет:
На досуге отобедай
У Пожарского  в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.
Мои ученые-пушкинисты (а именно они были в жюри), добродушные и юморные, приняли мой ответ. Уже уходя, я обернулась с полдороги и почти крикнула, вспомнив: «Влей в уху стакан Шабли!»
Смеялись все долго и весело:
 - Мы поставили на Вас  и не ошиблись!
Итак, из «Подвала» для продолжения последнего конкурса: «Ралли по  пушкинским  местам» вышли ДЕВЯТЬ участников. Завтра три  «Рафика» с тремя тройками, операторами и ведущими побегут по необъятному городу, разыскивая по заданиям, которые тоже ещё предстоит отыскать по паролям, памятные пушкинские места. Мне очень хотелось попасть в команду с Громовым, но он мне категорически в этом отказал: «Мы уже сформировали свою тройку». Ну, сформировали, так сформировали. Так тому и быть. Интересно, кто войдет  в «мою» тройку? Подхожу с этим вопросом к главному режиссёру Александру Нехорошеву.
 - Мы же не знали, кто войдет в ДЕВЯТКУ, поэтому состав троек будем формировать сегодня вечером.
Своё пожелание я высказала также и ему, но  видимо у организаторов были и свои планы, и свои соображения.
В моей тройке оказался 14-ти летний подросток из Охотска Игорь Муратов   и  Маргарита Левоновна Аракелян -  пожилая сельская учительница литературы из Армении, да ещё и с больными ногами, а  «ралли» требовало ног да ног – надо было не только найти нужный объект, но и  конверт  со следующим заданием. Причём, существенным моментом была скорость выполнения задания. На мой взгляд,  на нашу тройку никто никаких надежд не возлагал.
 По существу три четверти финалистов были уже свободны и ждали только финальной записи в Останкино после результатов «ралли». Они побывали в театре, ездили по Москве, общались и знакомились, проводя много времени вместе, и только те девять, которым предстояло  «ралли», сидели в своих номерах гостиницы, читая о пушкинских местах Москвы. Спала спокойно, не ожидая от следующего дня сенсаций. Начало его было совершенно обычным. Внутри меня уже жила уверенность, что надеяться мне не на кого. После завтрака нас повезли к месту СТАРТА. «Рафики» - с яркими пушкинскими эмблемами, построение, объявление представляемой страны и прочие торжественные формальности, пожелание всем удачного старта и финиша.
Все заняли места в своих  «Рафиках». Звучит команда «Открыть конверт!». (И заработали камеры). Читаем (приблизительно): «Нужно подъехать к дому, где Пушкин прожил недолго, но счастливо, не написав ни одного стихотворения».
Ответ возникает сразу – первая семейная квартира Александра Сергеевича с Натали! Это же медовый месяц, до стихов ли! Да и Болдино, где до этого поэта на три месяца заперла холера, подарило столько всего и разного, что имел право человек отдохнуть?
– Имел, – соглашается наша ведущая Эля. – А теперь-то что в этом доме? Куда ехать?
– Да что же ещё! Музей, конечно, Арбат, 53!
Значит, решено – едем на Арбат, 53?
– Едем! Как и по первому вопросу, который я здесь не привожу, пришлось спорить с Аракелян, настаивавшей на ином (неправильном) варианте ответа.
Эле кажется, что шофёр недостаточно быстро едет. Подбадриваем.
– А нарушать правила можно? – интересуется водитель, на что тут же реагирует «Центр»:
 «Ни в коем случае!».
Читаем шофёру стихи, поём романсы – кто во что горазд. Доехали. Но это ещё не всё. Надо поблизости найти человека со следующим заданием. Рассыпаемся в стороны. Великоватые «пушкинские» цилиндры спадают на глаза, мешая бегу. Всем встречным-поперечным кричим пароль: «Мороз и солнце», ожидая в ответ: «День чудесный».
Один ответил просто потому, что знал стихи, но конверта со следующим заданием у него не было.
Водитель «Волги», лениво отрываясь от читаемой газеты, изрёк: «Насчет солнца -  согласен, а вот мороза, по-моему, нет».
– Вы не тот, кто мне нужен.  Пулей улетаю. Долго поварившаяся» в телевизионной среде, зная особенности её работы, я размышляю вслух (камера выключена): «Значит так: надо сдать камеры, отснятый материал, микрофоны, цилиндры и.т.д, поэтому едем в Останкино». Сопровождающие никак не реагируют, им нельзя! По результатам первых трёх заданий мне безоговорочно отдана роль лидера. Эта ноша почетна, но не легка; – на мне ответственность за всю команду. Вскрываю конверт (включается камера!), читаю последнее задание:

Уважаемые игроки.
Держитесь, финал не за горами. Но сейчас вас ждёт, пожалуй, самое сложное задание нашего ралли.
Итак, вам нужно прибыть на место, которое примечательно тем, что поэт там никогда не был(!), хотя поблизости гулял. Однако не думайте, что это место выбрано нами произвольно. Оно имеет самое непосредственное отношение к юбилею Александра Сергеевича… Добавлю, что при подъезде к этому месту видны развевающиеся флаги. А неподалеку стоит современное сооружение, которое поистине  выше Александрийского столпа.

По прибытии:
Вы добрались до загаданного нами места. (Вдруг «прорезался» голос  нашего юного компаньона: «Это Останкино!»)
 - Браво! (Читаю дальше). Хорошо. Давайте проверим, ошиблись вы или нет. Итак, если стоять к искомому  объекту спиной, то прямо перед вами будет вода. По левую руку от вас – храм, а по правую – то самое современное сооружение.
3. Пароль на этот раз: «Москва, как много в этом звуке для сердца  русского слилось».
 Ответ: «Как много в нём отозвалось!»
Все в некоем замешательстве, удивлении, шоке. Первой ждали, конечно же, тройку Громова, усиленную коренной москвичкой. Однако же…Что делать… Они пришли последними…Что-то не сложилось…
 Наша команда – первая! Завтра здесь, на заключительных съемках, Россия, Армения и Казахстан разыграют «Гранпри» – автомобиль «Москвич-Святогор».
А мне уже интересно совсем другое: я же понимаю, что «Гран-при» непременно должен остаться в России. И теперь  любопытно, насколько изящно всё будет выполнено.

( Ох уж эта интуиция!)

15 мая вечерком, после ВТОРОГО тура (Ралли) ко мне в номер зашла мама Игорька Муратова (нашего самого юного «айдапушкиниста):
 - Нелли Ивановна, спасибо Вам за всё; я спросила Игорька, как проходил тур-ралли  внутри машины, кто был активней, кто больше сделал для победы, и он даже с некоторым как бы удивлением (но мы – не участники -  ещё же ничего не знали, не видели!) ответил:
 - Мама, ну что говорить! Всё основное сделала Нелли Ивановна. Она ещё  в самом начале мне сказала: «Игорёк, мои мозги, твои ноги». Вот я в основном бегал, искал конверт со следующим заданием по паролю.
Однако в смонтированной плёнке почти нет кадров с моими ответами, наверно были не  «киногеничны», особенно те, где в самом начале гонки я убеждаю М. Аракелян в том, что она пытается направить поиск « не в ту степь». Убедила. Она обиделась, но результат заставил её  в последующем внимать  моим советам.
16 мая 1999 года. Четвёртый конкурсный день.
Вот его программа:
9.00 – завтрак в гостинице.
13.00 – 19.00 съемка в Останкино. Финал. Поздравления.
Награждение победителей.
Прощальный фуршет в Останкино.
В отпущенное нам съёмочное время не уложились. Закончили в 22.00. Устали невероятно, а потому фуршет уже был не фуршет: утолили голод, которого от усталости почти и не было, и поехали в гостиницу, да ещё и с песнями.

Теперь о самом съёмочном процессе.
Вначале на большом экране давались фрагменты ралли с интересными, азартными комментариями ведущих и реакцией зрителей-«викторинщиков». Всё это записывалось (и перезаписывалось!). И, наконец, финальная интеллектуальная «игра в карты» - к сожалению, любимая ПОЭТОМ. У ведущего Александра Нехорошева в руках стопка вопросов, декорированная под игральные карты. Я по наивности предложила разложить всю стопку на журнальном столике, чтобы каждый выбрал себе вопрос сам. Не прошло. Каждому из трёх финалистов заранее был припасён свой вопрос. И поставлен он был так, что можно (нужно!) было ответить однозначно: «Да» или «Нет». Иной ответ не принимался. Игра продолжится до первого неправильного ответа. Проигравший и станет ТРЕТЬИМ призёром.
Мельниковой: «Впервые Пушкин приехал в Михайловское в 1824 году. Да или нет?
_Нет.
Аракелян: «Самое первое произведение, не дошедшее до нас, Пушкин написал на русском языке. Да или нет?
-Нет.
Муратову: «Был ли Александр вторым ребёнком в  семье?
-Нет.
Я метнула удивлённый взгляд на ведущего – «лицо-непроницо». Промолчала и я. Ладно, думаю, пусть будет так, хотя  Александр был- таки ВТОРЫМ ребёнком в семье. По крайней мере, это утверждает один из лучших исследователей всех событийных дат в истории жизни А.С.Пушкина Л. А. Черейский, а также «Летопись жизни и творчества Александра Пушкина» в  четырёх томах (составитель первого тома М.А.Цявловский), изданная в Москве в 1999 году.
Вот что удалось «выудить» из этих редких источников, сведения которых подтверждаются работами, размещёнными в интернете:
Даты рождения и смерти детей С. Л и Н.О.Пушкиных:
Ольга             20. 12. 1797г. – 2. 05. 1868г.
Александр –26. 05. 1799г. – 29. 01. 1837г.
Николай -    27. 03.  1800г. –  30. 07. 1807г.
Лев  -              9. 04.  1805г. –  19. 07. 1852г.
Софья             9. 01.  1809г –   12. 09. 1810г.
Павел      -     16. 07. 1810г. –  27. 12. 1810г.
Михаил   -     28. 10. 1811г. -               ?
Платон    -     14. 11. 1817г. –  16. 07. 1819г.
 Все конкурсанты остались на своих местах, «игра в карты» продолжилась.
Мельниковой: «День рождения Пушкина  совпал с важным двунадесятым  церковным праздником «Воскресенья» (пауза) «Вознесенья» Господня. Да или нет?
Вопрос задан явно не корректно, ибо названы два праздника. На который реагировать? Если бы разрешалось рассуждать, то ответ выглядел бы примерно  так:  «Пушкин родился не на «Пасху»-«Воскресение», следовательно, остается «Вознесение», но регламент такого не позволял. Естественно, что я отреагировала на «Вознесение», догадываясь, что первое слово произнесено по ошибке, а второе есть поправка.
 - Да.
 - Ваша карта убита…Вы становитесь третьим призером нашей викторины.
Каково же было моё удивление, когда в самой передаче, которую транслировали 6.06.1999 – в День рождения поэта, тот неуклюжий вопрос прозвучал прямо таки блестяще! Но…это был совсем другой вопрос:
 - День рождения Пушкина совпал с важным двунадесятым церковным праздником «Воздвижение Креста Господня». Да или нет?
А дальше – всё как по нотам. Моё викторинное место определено. Только тут я вспомнила и по-настоящему осмыслила реплику одной из наших финалисток Лены Савкиной, сказанную шепотом на зрительской трибуне: «Сейчас посмотрим, как будут выдавливать Нелли Ивановну!». Все финалисты понимали, что к чему, но они были РОССИЯНЕ. И тут уж ничего не попишешь!
Честно сказать, я не в обиде на сам факт, но методы меня, конечно, покоробили. И можно, и нужно было это делать более деликатно и изящно. А в целом – всё нормально. Ну, представьте себе  - победила бы эдакая  великовозрастная тётя.  Ничего удивительного! Ей по штату положено хорошо знать Пушкина. А тут  - совсем юное дарование, заставляющее вспомнить пушкинское: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»
Лично ко мне большинство финалистов  относилось очень хорошо, с огромным пиететом, уважением; собирались по собственной инициативе у меня в номере  побеседовать, обменяться впечатлениями; дарили мне книги и потрясающие автографы, с абсолютным признанием лидерства:
 «Уважаемая Нелли Ивановна! Вы бесспорный лидер нашей викторины. В этом мы убедились, когда видели в студии фрагменты РАЛЛИ. Мы были свидетелями Ваших быст-рых и точных ответов(14 подписей).
В тот год ко дню моего рождения 30.августа (День ангела – именины Пушкина в честь святого Александра Невского) пришло особенно много поздравлений, в том числе и бандеролей с книгами. Об одной такой посылочке расскажу особо. Она из Иерусалима, клуб библиофилов которого к 200-летию А.С.Пушкина издал небольшую, но великолепно оформленную книжечку стихов великого поэта тиражом всего 450 экземпляров. Все они будут подписаны и кому-то подарены. Вот мне-то и досталась одна под № 169.
Трудно даже словами выразить ту меру удовольствия и радости, что подарила нам «Викторина». Это был неожиданный праздник души, ума и сердца. А ещё – ЛЮДИ, которых не забудешь никогда. Это – мгновения подлинного СЧАСТЬЯ. Как хорошо, что оно  имело место быть!

Прошло ДЕСЯТЬ лет.
 В Петербурге состоялась встреча «Народных пушкинистов». Приглашена была и я. Не смогла, хотя очень хотелось. Приехало девять человек.  «Наши» петербуржцы очень постарались подарить приехавшим настоящий праздник.
Четверо из «наших» уже закончили свой земной путь, но мы их помним. Всех нас в единое, абсолютно неформальное общество связывает (естественно, кроме Пушкина) замечательный человек, альтруист, человеколюб -  Надежда Ивановна Голыженкова, о которой умолчать невозможно и не хочется.
О ней мой рассказ.
Она родилась в Москве «холодным летом 1953 года». По возрасту годится мне в дочери и с её согласия я  и в Москве, и после  в постоянной переписке  зову её ласково «Надюшей». У неё высшее техническое образование, двое детей и внуки, муж вполне обеспечивает семью, что позволяет ей (теперь уже и пенсия подоспела!) всей душой погрузиться в мир своего хобби: неизбывная любовь к Москве (больше – старинной), Питеру, «Золотому кольцу России» и вообще всему русскому, старинному, а значит и к Пушкину тоже. Она непременно бы стала победителем в «ралли», но где-то споткнулась « до того как». Именно она в свободную прогулочную минутку показала мне горельеф Пушкина и Мицкевича на здании бывшей гостиницы «Англия» с фрагментами пушкинских стихов:

…Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В единую семью соединятся…»,

 найти который было первым заданием «ралли».
Надюша – наша «Центровая». Через неё мы узнаём всё важное друг о друге. Она организует юбилейные посылки, зная все нужные анкетные данные. Не ленится снабдить ими и нас. Почти все «наши» понемногу пописывают и публикуются. Наиболее интересное ксерокопируется и рассылается. В последние годы Надюша увлеклась театром и особенно - музыкальным. Как- то ухитряется доставать недорогие билеты и вести в театр толпу знакомых, а потом  описывает мне свои впечатления. Благодаря прекрасному телеканалу «Культура» я могу вести с ней диалог. Помогать людям  бескорыстно, по собственной инициативе – сильнейшая и благороднейшая потребность её души. То она помогает немолодому уже художнику организовать выставку, то хлопочет в самых верхних инстанциях о сохранении ряда памятных пушкинских мест (например, усадьбы Ганнибалов Суйда)…  А  недавно в письме из загородного дома в Елатьме пишет: « Этот год я прожила не зря – высудила сироте дом, теперь он не бомж». Да разве такие люди могут жить зря! Им тогда и жизнь не всласть! Нам-пушкинистам очень повезло с «Центровой». Её интересы, знания, активная об-щественная деятельность  позволили ей естественно войти в круг интеллектуальной элиты Москвы, что, конечно же, делает её жизнь полнее, насыщенней, интересней. Думая о Надюше, вспоминаешь мудрость древних: «Делайте добро, и воздастся Вам». (продолжение следует).


Рецензии
Нелли! У Вас удивительнвя жизнь среди единомышленников-пушкинистов. Мои интересы скромнее: читаю о Пушкине, размышляю (не всегда верно), ошибаюсь (откровенно), раскаиваюсь (чистосердечно). Словом, увлекаюсь.
Спасибо за посещение на моей странице. Успехов Вам!
С уважением,
Татьяна.

Татьяна Григорьевна Орлова   07.02.2013 22:58     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна за скорую реакцию на мою рецензию. Она писалась,как писалась. Потом почитала и засомневалась: не обидела ли чем- нибудь, хотя такой цели и вовсе не преследовала.
Жаль,ни слова в ответ на мои сентенции о "П.Р", а хотелось бы узнать и Вашу точку зрения. При всех "ЗА" и "ПРОТИВ" я всё-таки голосую "ЗА!" Это шанс для нас "Себя показать и на людей посмотреть", да и с прозорянами надо хоть немного познакомиться. Я пока новичок и притом компьютерный чайник.Нелли.
С уважением и благодарностью. Нелли.

Нелли Мельникова   08.02.2013 08:56   Заявить о нарушении
"... ни слова в ответ на мои сентенции о "П.Р" - простите, Нелли, но здесь я озадачена. Просмотрела ещё раз. Размышления, предложения, высказывания о "П.Р" - это какая-то загадка. Не знаю что отвечать...

Татьяна Григорьевна Орлова   08.02.2013 14:24   Заявить о нарушении