Лишь небо, полное сомнений... Глава 23

.:: Глава 22 доступна здесь: http://proza.ru/2012/10/07/2054 ::.



Планета, известная в настоящее время человечеству под названием Аквария, в своем роде, уникальна. Она полностью соответствует всем условиям, которые считаются необходимыми для зарождения органической жизни. В бесконечном мраке галактики, которая, правда, не исследована даже на одну десятую, планеты с наличием воды можно пересчитать по пальцам. Поверхность же Акварии полностью скрыта под водой.

Гидросфера Акварии стала единственной средой обитания живых существ. Своеобразный состав воды, грандиозная глубина мирового океана и строение донного грунта повлияли на широкое видовое разнообразие местной флоры и фауны, эволюция которой неизбежно привела к возникновению около трехсот тысяч лет назад того, что называется разумом.

В классической теории эволюции разума для его возникновения предполагается наличие не только положительных, но и отрицательных факторов среды обитания, ответом на которые становится развитие одного из вида живых существ в разумную форму жизни.
Аквария стала исключением. Обитатели Акварии нежились в водах,  щедро обогреваемых местной звездой до тропических температур. Аквария не знала штормов и глубоководных землетрясений, в силу однородности дна, пассивности атмосферы и нулевой тектонической активности.

К негативным факторам можно было бы отнести крупных хищников, однако, в этом случае, Аквария опять становится единственным известным примером, когда по неизвестной причине эволюция пошла более сложным путем формирования разума, вместо использования естественного принципа саморегуляции численности видов.

Как бы то ни было, обитатели Акварии двести тысяч лет шли типовым для разумных существ путем. Дно мирового океана постепенно покрывалось подводными городами, которые использовались в качестве удобных объектов концентрации представителей вида. Развитие культуры ориентировалось на преклонение перед силами природы с их частичным одухотворением.

Первые крупные научные течения поставили целью освоение водной толщи и изучение пространства, находящегося за ее пределами. Богатые ресурсами недра обеспечивали обитателей Акварии на всех этапах развития местной промышленности.

Логичности же и успешности устойчиво функционировавшего общественного строя могут позавидовать даже нынешние крупные государственные образования. Каждый индивидуум обладал неограниченными правами и свободами для развития в тех областях, которые обитатели Акварии считали первостепенными для познания самих себя и окружающего мира. Закон базировался на соблюдении основных морально-этических принципов, а регулирование общественных взаимоотношений занимался орган абсолютной власти, члены которого определялись по интеллектуальному признаку.
 
Переломным моментом стало приближение обитателей Акварии к тонкому слою атмосферы, отделявшей их мир от черного мрака космоса. Этот период стал отправной точкой для грандиозного научного прорыва. Аквария получила множество ответов, но появилось и много новых вопросов. Мир Акварии пребывал в эйфории.

Обитатели Акварии уже подготовили плацдармы на поверхности водной глади для изучения атмосферной прослойки. В тени подводных городов готовились проекты аппаратов для передвижения в новой среде обитания. Проходили испытания первые системы автономного существования.

Но космос, манящий обитателей Акварии загадочным мерцанием далеких миров, был неумолим и сам сделал первый шаг навстречу тяжелой поступью незваных гостей.

Обитатели Акварии с изумлением наблюдали появление в небе громадных кораблей, отбрасывающих тени на водную гладь. Изумление сменилось радостью от понимания того, что это признаки существования других форм жизни за пределами их дома. На смену радости пришел восторг от столь монументального и справедливого устройства мироздания.

Чуть позже на смену восторгу пришла боль.

Неизвестные гости бежали из далекого мира, спасаясь от глобальной катастрофы, поставившей под угрозу сам факт существования их планеты. Они скитались по космосу несколько поколений, пока случайно не набрели на водную планету. Далеко опередив в технологическом развитии обитателей Акварии, чужаки неохотно объяснили им устройство мироздания, потребовав взамен возможности стать соседями по планете.

Такая цена показалась обитателям Акварии ничтожно малой за право приобщиться к великим знаниям. Пространства Акварии казались им столь обширными, что они с радостью предоставили нескольким сотням тысяч беженцев приют. Физиология чужаков позволяла им с комфортом обитать в океане Акварии, что также повлияло на решение. Их просто не воспринимали, как посторонних. Казалось, они родились на Акварии, она и есть их дом.

Казалось бы, такая родственность физиологий лишь должна сблизить новых соседей. Но чужаки исподтишка оценивали коренных обитателей Акварии, уже обладающих всем необходимым для благополучного обустройства планеты. Численное превосходство в расчет не принималось, будучи успешно компенсировано технологическим перевесом гостей с погибшей планеты.

Это было около ста тысяч лет назад. Точной даты не помнит никто. Просто однажды, в ничтожно краткий срок, за один оборот планеты вокруг звезды, власть над Акварией перешла в руки пришельцев. Недоуменно сопротивляясь, коренные обитатели сотнями тысяч гибли от массированных ударов электрических разрядников, установленных на автоматизированных глубоководных аппаратах чужаков, в безопасности скрывшихся за толстым изолирующим слоем брони кораблей на орбите.

Обитатели Акварии не видели смысла в происходящем. Они применяли оружие только для добычи пропитания и защиты от крупных хищников. Выделяя себя из среды неразумных обитателей, они считали невозможным совершить убийство себе подобного. Гости из глубин космоса придерживались иного мнения.

Полностью подчинив себе всю инфраструктуру, чужаки переключились на оставшихся в живых обитателях Акварии, которых осталось не более половины. Захватчиков не интересовали накопленные знания и технологии. Ознакомившись с ними, чужаки презрительно уничтожали все, имеющее отношение к искусству, или теоретическим наукам. Это была целенаправленная ликвидация культуры, ставящее целью прямое социальное подавление целой расы, которой отводилась роль бессловесных рабов.

Диктатура захватчиков длилась бесконечно долго, дольше, чем это можно представить в самых страшных кошмарах. Периодически возникающие вспышки сопротивления подавлялись чужаками жестоко и без права на апелляцию. Попытки скрыться в глубинах пресекались и карались немедленной смертью. Контролируемая рождаемость способствовала тому, что численность коренных обитателей Акварии неуклонно уменьшалась. Соответственно, падала и эффективность их рабского труда, диапазон которого сократился до примитивной добычи радиоактивных руд и обслуживания бытовых нужд новых хозяев планеты.

Со временем у чужаков оставалось все меньше и меньше причин делить место под солнцем с существами, практически растерявшими разум и волю за тысячу веков существования во мраке безумного рабства.

Финальное решение было принято и немедленно осуществлено.

Хильди нанесли последний удар, полностью стерев с лица Акварии коренную разумную форму жизни.

- Тихо, тихо! – я подскочил в кресле, перехватывая руку Алессы, легшую на рукоять моего плазменного пистолета.

- Я его сейчас убью! – Алесса скрежетала зубами, оборвав Оспаса на полуслове. – Вы все врали! Врали про своего неизвестного врага! Врали про порабощение! Врали про то, что не помните, как выглядят захватчики! Вы их каждый день можете видеть в отражении! Вы и есть враг! Вы их всех перебили! Всех до одного!

- Я знаю… - казалось, что ходульник, стоящий посреди моей каюты попытался съежиться. Голос Оспаса дрожал. Хильди явно хотел сейчас оказаться на другом конце Млечного пути. – Я знаю, что мы были неправы…

- Неправы? – я переложил «Иглу» из кобуры в карман и закурил уже третью сигарету подряд. – Ты нам сейчас рассказал целую эпопею о том, как твои соплеменники тысячелетиями методично истребляли целую расу в четыре миллиарда разумных существ и собираешься отделаться тем, что вы признаете свою вину, продолжая скрывать правду?

- Мы долго блуждали по космосу, до того, как нашли Акварию, - поспешил продолжить рассказ Оспас. – Незадолго до прихода в наш мир…

- В ваш мир? – Алесса металась по каюте. – Ваш мир сгорел в огне! Аквария – это ваш протекторат, а не дом!

- Мы встретили ройхов, - Оспас рискнул договорить. – В глубинах космоса. Эта встреча изменила нас.

- Что вы узнали о ройхах? Как они выглядят? – Миротворец задал интересующий и меня вопрос.

- Я не располагаю этими сведениями. Это тайна, доступная только Иерархам. Но я знаю, что до этой встречи, мы и не помышляли причинить вреда тем, кто согласится приютить нас, если бы подходящая планета оказалась населена разумными существами.

- Слабо верится! – бросила Алесса. – Свали теперь все на таинственное могущество ройхов!

- Да уж… - хмыкнул я. – Пока не очень похоже на правду… Но продолжай, продолжай…

- Спустя столетия после того, как обитатели Акварии были полностью уничтожены, мы словно очнулись ото сна. Мы по-другому увидели тех, кто приютил нас, когда мы пришли на Акварию. Мы увидели в них своих союзников, тогда как кто-то другой мог оказаться врагом.

- Что было после вашего удивительного морального прозрения?? – спросил я саркастически.

- Иерархи приняли решение действовать, пока не поздно. Весь наш научный потенциал сосредоточился на единственной дисциплине. Это вызвало долгосрочное технологическое отставание в других областях. Космические перелеты были надолго заброшены, некоторые знания – утеряны.

- Вы сосредоточились на медицине, - кивнул я, уже начав понимать. – И ты еще говорил о генетической специализации, которую у вас особенно уважают.

- Генная инженерия? – Алесса замерла. – Вы что, пытались возродить уничтоженную вами форму жизни?

- Пытаемся до сих пор, - уточнил Оспас. – Пока безуспешно. Материалы и информация о генетическом коде первых обитателей Акварии разрозненны. Все наши достижения в медицине носят побочный характер и не способствуют решению поставленной задачи.

- Я бы так не сказал, - вмешался Миротворец. – В этой сфере знаний хильди оставили далеко позади другие цивилизации. Взять хотя бы те же реанимационные камеры, которые мы сейчас везет для мшранов.

- Мы хотим помочь… - Оспас говорил с паузами, пытаясь точнее выразить словами свое мироощущение. – Мы не хотим, чтобы кто-то уничтожал соседей по галактике… Поэтому помогли Земле в войне с гидранами, когда люди стояли на грани поражения... Мы не хотим, чтобы болезни выкашивали целую цивилизацию… Поэтому помогаем сейчас мшранам… Мы не хотим, чтобы кто-то узнал о нашем прошлом… Не хотим этого, потому что боимся реакции…

- Подведем итог, - я откашлялся. – Хильди скрывают от других свою историю, поскольку вполне резонно считают, что другие цивилизации не простят им геноцид, какого еще не знала история.

- Сказочка про неведомого врага была придумана, - добавила Алесса. – Придумана, чтобы объяснить собственную скрытность и трусость, которая базируется отнюдь не на ожидании возвращения поработителей, а на опасности того, что эта самая тайна раскроется.

- Хильди опасаются и ройхов, - констатировал ИскИн. – Потому что считают, что они каким-то образом пробудили в них некие садистские наклонности, из-за чего целая цивилизация ударилась в фашизм, а равно – опасаются того, что кто-то узнает от ройхов тайну истории аквархии. Иерархи явно трактуют послание ройхов именно так: скоро все узнают о смерти, которую принесли хильди.

- Ты был прав, - Алесса по-новому разглядывала Оспаса. – Был прав, когда говорил нам, что мы не знаем, о чем просим рассказать. Лучше бы мы действительно всего этого не слышали.

- Эта встреча с ройхами в далеком прошлом и ее последствия и есть то самое негативное влияние, о котором ты говорил? – поинтересовался я.

- Да, - ходульник отошел в сторону под пристальным взглядом Алессы. – Но среди нас есть те, кто в этом не уверены. Они считают, что ройхи не причем. Всему виной наша врожденная агрессия, которая долгое время спала внутри, ожидая, когда настанет время бороться за выживание.

- Извини, но я склонен с ними согласиться, - заметил я, вспомнив внезапную вспышку ярости Оспаса. – Тем не менее, твои Иерархи явно не относятся к скептикам. Ведь поэтому тебя изгнали?

- Они опасаются, что я могу дискредитировать всю свою расу, если мой контакт с ройхами инициирует агрессивные действия с моей стороны.

- Куда уж больше дискредитируешь, - усмехнулась Алесса.

- Если я совершу что-то, находясь за пределами своего мира, Иерархи смогут объяснить это внезапно открывшейся маргинальной стороной моей личности. Находясь в изгнании, мои действия не будут связаны с поступками всей расы в целом. Это поддержит режим секретности вокруг нашей истории.

- Ваша опасность для команды представляется мне куда более значительной, нежели ваша ценность, как врача, - внезапно произнес Миротворец.

- Ты что, тоже поверил в бред про ройхов? – я удивился.

- Миротворец, - перебила меня Алесса. – Все ясно и понятно. Уничтожив того, кто был назначен на роль главного противника, хильди потеряли цель существования, на которую ориентировался выход их негативных эмоций. Чтобы хильди не начали рвать на части уже друг друга, Иерархи быстренько переориентировали общество, сымитировав чувство стыда за содеянное, и прикрылись историей о неком воздействии встреченных в далеком прошлом существ. Простая психологическая операция.

- Вы не учитываете два факта, - возразил Миротворец. – Первый факт: вы сами почувствовали себя плохо во время контакта с ройхами. Второй факт: Оспас узнал их самостоятельно, значит, действительно обладал определенной информацией, что косвенно подтверждает потенциальный факт контакта с ними в прошлом.

- Мои знания ограничиваются сведениями об ощущениях при контакте с ними и описанием кораблей, - поспешил заметить Оспас.

- Почему Иерархи настаивают, чтобы ты находился именно с нами? – я задал конкретный вопрос, который считал наиболее важным в данный момент. – Если угроза от контакта с ройхами так велика, то не лучше ли разделить источники потенциальной опасности?

- Иерархи перестраховываются, - Алесса присела на край модуля управления. – Они оставили себе возможность заявить в случае чего, что действия Оспаса спровоцированы дурным влиянием людей.

- Ты противоречишь сама себе, - заметил я. – Это лишь подтверждаешь версию о том, что ройхи действительно способны вызывать агрессию, - заметил я. – Иначе Иерархам нечего опасаться, что Оспас начнет убивать всех подряд направо и налево.

- Иерархи не объясняют свои решения, - пояснил хильди.

- А сам что думаешь? – Алесса потерла лоб. – Вообще, обо всей этой истории?

- Я не знаю… - хильди задумался. – Я верю, что мы встречали ройхов до прибытия на Акварию. Мы стерли с лица планеты тех, кто осваивал ее еще до нашего прихода. Я не могу доказать, но мы действительно хотим исправить эту ошибку. 

- Вы когда-нибудь пытались честно рассказать какой-либо другой расе о том, что сделали? – Миротворец задал интересный вопрос.

- Я думаю, что отдельным представителями других цивилизаций так или иначе становилось известно об этом, - произнес Оспас. – На том уровне, на котором о нашей тайне сегодня узнали вы. Также я знаю, что в глобальном масштабе Иерархи несколько раз пытались собраться с духом и принять решение. Но каждый раз в галактике происходили серьезные события. Например, война с гидранами, и нам казалось, что подходящий момент еще не настал. Мы боимся, что по понятной причине против нас ополчаться все, кому станет известна правда.

- Да и сейчас не самое лучшее время… Эта чума… - я раздумывал. – Ты должен понять, нам сейчас трудно принять решение, из-за которого мы собрались здесь. Как бы там ни было с ройхами, я не могу решить, могу ли доверять тебе. После всего, что ты рассказал, это тяжело.

- Я полагаюсь на ваше решение, - Оспас волновался, но старался держать себя в руках. – Но я хочу, чтобы вы поняли, если не всех хильди, то хотя бы меня. Я никогда никого не убивал. Я посвятил себя спасению жизни других существ и хочу заниматься этим дальше. Я не могу повернуть время вспять, но я не прошу простить нас.

- Вам никогда не будет прощения, - Алесса сурово смотрела на Оспаса. – Особенно, со стороны человечества.

- Человечество изначально не являлось единым целым, - пояснил я Оспасу. – Да и сейчас до полного единства далеко. Наша история знает периоды, когда истреблялись целые народы, из которых состоит население Земли. Вторая Мировая война, Югославская война, Четвертая Интифада, Восточный фронт, Великое Всесожжение… Поэтому мы всегда будем стоять на стороне тех, кто подвергся нападению.

- Но если всему виной действительно ройхи? – неуверенно спросил Оспас.

- Тогда вам придется потрудиться, чтобы доказать это, - отрезала Алесса. - Иначе вам не найти поддержки.

- Если хильди правы, - вмешался ИскИн. – Ройхи представляют серьезную угрозу.

- Я пока стою на стороне Алессы, Миротворец, - сказал я. Старший помощник благодарно взглянула на меня. – Не потому что я склонен к скепсису, а потому что, во всей этой истории не хватает одного важного пункта, а именно - мотива ройхов для подобного воздействия на другие расы. Я не понимаю, зачем им все это нужно.

- Мы тоже не понимаем, - высказался Оспас. – Но я слишком мало знаю о них, чтобы судить. Иерархи могут знать больше, но они не скажут. Во всяком случае…

- Это ясно, - перебила его Алесса. – Пока не придет время.

- Надо решать, - я хлопнул ладонью по модулю управления. Мне показалось, что ходульник вздрогнул. – Поясняю, Оспас, без прикрас. Было высказано мнение, что твое присутствие опасно для нас.

- Я слышал, - согласился хильди. – И не исключаю этого.

- В любом случае, если решение будет принято не в твою пользу, нам придется уничтожить тебя, дабы сохранить собственную тайну.

- Я буду защищаться, - нервно пояснил Оспас. Манипуляторы ходульника шевельнулись. Покрывающие их стальные пластины сдвинулись в сторону, и на свет выдвинулись острые иглы, опутанные ворохом проводов.

- Это ваше право, - спокойно сообщил Миротворец. – Уведомляю вас, что в потолочные модули вмонтированы источники полей массированного отвода. Когда они находятся в активированном состоянии, в данном помещении нельзя сделать полноценный выстрел из оружия энергетического типа.

- Надо же! – восхищенно заметил я. – Я этого не знал.

- Находящиеся  здесь люди, безусловно, получат тяжелые травмы при прямом попадании из разрядников ходульника, но энергетическая емкость импульсов будет снижена в разы. Реанимационные камеры в медицинской лаборатории наготове, поэтому вероятность выживания моего командира и его старшего помощника составляет девяносто процентов. Вероятность вашего выживания – ноль процентов.

- За дверью каюты толпа вооруженных до зубов дроидов, - пояснил я. - Уверен, что Миротворец в состоянии регулировать интенсивность полей отвода так, чтобы низкоэффективным стало только твое оружие. На то он и ИскИн.

- Я понял, - голос Оспаса дрожал. – Тогда мне остается только надеется, что решение будет принято в мою пользу. Прошу вас поторопится, поскольку мне становится все более жутко.

- Высказываемся, - я сделал приглашающий взмах рукой Алессе. – Женщинам право первого слова.

- Я не верю в басни о ройхах, - решительно сказала Алесса. – Но то, что совершили хильди должно разбираться представителями всех цивилизаций. Какая-нибудь комиссия, которая беспристрастно и досконально изучит все имеющиеся факты, на основании которых и примет конечное решение. Я не знаю, каким оно будет, но хочется надеяться, что справедливым.

- Так как насчет Оспаса?

- Оспас не убивал прежних обитателей Акварии, - Алесса пристально посмотрела на хильди. – Думаю, никто из ныне живущих хильди этого не делал. Обвинять их в прямом убийстве глупо. Кроме того, нам действительно может пригодиться врач.

- Ты за или против, не пойму?

- Скорее за, чем против, - подумав, ответила Алесса. – Я не могу ему пока доверять, но и обрекать на гибель тоже. Иначе, останется признать, что ройхи действительно обладают способностью пробуждать жажду убийства в тех, кто с ними случайно столкнется.

Я закатил глаза.

- Свяжешься с женщинами… Мне считать тебя воздержавшейся что ли?

- Считай меня за принятие хильди в состав команды с испытательным сроком, - решилась все же Алесса. – Да, так будет правильно.

- Хорошо… - у меня начало складываться впечатление, что мой старший помощник переложила всю тяжесть ответственности на меня. – Миротворец? Что думаешь?

- Угроза присутствия хильди на борту велика, - разъяснил свою позицию ИскИн. – Дело не в том, что я подозреваю, что он выдаст нашу тайну. Вопрос в общем уровне доверия к нему. В целом, на его стороне тот факт, что он рассказал нам всю правду, видимо, не скрывая нечего. Однако, как говорят люди, солги раз, во второй – не поверят. Кроме того, я склонен доверять сведениям о негативной стороне влияния ройхов, которое может иметь психокинетический характер. Эта тема практически не изучена.

- Потому что ученые отрицают возможность осуществления психического воздействия такого глобального уровня, - заметил я. – Например, в Комитете используются особые ультразвуковые излучатели для разгона несанкционированных митингов. Но так, чтобы превратить целую расу в убийц… В это я не верю.

- Как бы то ни было, я опасаюсь, что воздействие ройхов может проявиться в самый неожиданный момент, - закончил Миротворец. - Это, безусловно, не позволит вам чувствовать себя комфортно в обществе Оспаса. Да и без этого… Достаточно вспомнить недавнюю вспышку ярости, спровоцированную экстремальной ситуацией. Однако, не имея полноценных доказательств, я не могу опираться только на собственную интуицию. Я готов оставить Оспаса на борту «Люцифера» под особым надзором за его психическим состоянием, поскольку лично против него ничего не имею.

- За нашим состоянием тоже последить бы, - усмехнулся я. – Глядишь, и мы начнем друг друга на куски рвать.

- Я постараюсь изучить этот вопрос, насколько это возможно в настоящих условиях, - заявил ИскИн. – Теперь слово за вами, командир.

Я задумался и уставился в потолок. Во мне боролись любопытство, нежелание убивать ни в чем, по сути, невиновного хильди, и ощущение опасности. Последнее не имело никаких серьезных оснований. Я склонялся к тому, чтобы поверить в версию Алессы, которая вполне реалистично разобрала печальную историю нынешних обитателей Акварии с точки зрения политической составляющей. Это был вполне разумный подход.

Но настойчивая уверенность Миротворца наводила на размышления. ИскИн окончательно решился довериться интуитивным алгоритмам. Это могло объясняться, как их ситуационной эффективностью, так и стремлением ИскИна обеспечить безопасность экипажа «Люцифера».

Я хотел бы отложить принятие решения на некий отдаленный период, чтобы иметь возможность обдумать все составляющие. Но времени не было.

- Решено, - проговорил я и посмотрел на Оспаса.

Ходульник стоял неподвижно, но я был уверен, что находящийся внутри стального шара хильди пребывает в состоянии, близком к паническому. Не склоненный к сантиментам, я ощутил прилив сочувствия к Оспасу.

- Я ориентируюсь на то, что мне не очень хочется испытывать эффективность отводящих полей и реанимационных камер, - я улыбнулся.

- Могу гарантировать, что сертифицированные камеры нашего изготовления обеспечат выживаемость в условиях ограниченного энергетического поражения, - немедленно откликнулся Оспас.

Несмотря на напряженность обстановки, Алесса рассмеялась:

- Когда речь заходит о медицине, хильди забывают обо всем другом, - сообщила она. – Что несколько опасно на мой взгляд.

- Вот пусть и проверит, сертифицированные они или нет, - я поднялся из кресла.

- Командир, все оборудование на «Люцифере» прошло приемку представителей Совета Обороны, - ревниво отозвался Миротворец.

- Это меня и смущает, - отрезал я. – Эти военные дельцы могли смонтировать камеры подпольного изготовления и провести по документам, как прямые поставки с Акварии. Подготовь договор с хильди на должность судового врача.

- Мне будут нужны его личные данные. 

- Я принят? – голос Оспаса звучал недоверчиво.

- Пока, да, - я развел руками. – Что будет дальше… Извини, не могу ничего обещать. Тем не менее, мы не убийцы, да и груз еще не доставлен. Кто будет за ним следить, кроме тебя?

- Я благодарю вас, - Оспас расслабился. – Я обещаю, что не подведу вас.

- Мы тоже постараемся лично тебя не подвести, и молчать об услышанном. Во всяком случае, пока не придет время, как говорят твои Иерархи.

- О большем я не могу просить.

Я подошел вплотную к хильди.

- Что до, так называемой, нашей тайны, которая послужит твоим залогом, как обещано…

Я замолчал и переглянулся с улыбающейся Алессой.

- Оспас… Постарайся не разочароваться. Боюсь, она и не десятую долю не так хороша, как великий секрет вашей расы.




.:: Глава 24 доступна здесь: http://proza.ru/2012/11/04/622 ::.


Рецензии
а меня совершенно не напрягают Ваши описательные части. Они превосходны по своей основательности и реалистичности. у меня стоят все домашние дела - вся в Небесах...))))

Наталья Галич   12.01.2013 19:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.