Разговор о русинской окраине советской империи!
Так и не понял - что Вы этим хотели сказать?.. Что с Россией плохо, или что с Россией - хорошо, Особенно, в свете нынешней борьбы украинцев против "украинизации". Ну, и русинов, естественно.
История с портретами Сталина и Хрущева - плохие выдумки. Гордиться тем, что кукиш в кармане казали, просто неприлично.
А что до жизни в Закарпатье при советской власти... ничего сказать не могу, но вот путешествовали мы в семидесятые годы по Украине на мотоциклах, были в Черновицкой, Ивано-Франковской, Львовской областях - и поражались: какие красивые, зажиточные села! Как картинки!.. Особенно, в сравнении с русскими деревнями Смоленщины, Псковщины, Новгородчины. В Закарпатье, правда, не были, ничего не скажу, но сдается мне, что очень уж мрачную картину Вы нарисовали.
Михаил Дзюба 06.08.2009г.
Уважаемый, Михаил!
Вы пишете, что так и не поняли с кем нам лучше ?.. «Что с Россией хорошо или что с Россией плохо?» Для меня этот вопрос не актуален – я живу в России! Но разве я в своем очерке ставил таким образом вопрос? .. Я писал о давно ушедшем времени… И про кукиш в кармане – это не про меня. Первый «политический» инцидент имел место когда мне было четыре года и я вряд ли мог отдавать себе отчет о мною сказанном в адрес портрета висящего на стене в моем доме. Тем боле я не мог понимать в каком государстве и при каком политическом строе я живу. А вот тряпка брошенная в портрет самодовольного вождя-крестьянина прилюдно, почти перед всем классом, простите, с кукишем в кармане как-то не вяжется. Только теперь я понимаю, что этот поступок был проявлением гражданской позиции… И это в 13-ть лет!
Уважаемый, Михаил! Я не знаю вашего возраста и посему не могу знать видели ли Вы горы ободранных коровьих туш на сельских свалках в начале 60-х годов прошлого столетия. У меня это вызывало яростный протест.
Вы пишете, что проехали на мотоцикле по некоторым областям Западной Украины и видели там добротные дома. Не буду злословить по поводу того, что мотоцикл демократичный транспорт и с него можно много чего увидеть. Но одной поездки будет маловато… И двух тоже. Было бы хорошо, если бы картину с добротными домами дополнили мужчины управляющиеся по хозяйству у этих домов. Но увы…
Тамошние мужчины от зари и до ночи, и месяцами не имея выходных возводили коровники, свинарники, клубы и другие объекты в Сибири, северных районах страны и в том числе в названных Вами областях. Домой они возвращались по большим религиозным праздникам.
Далее Вы пишете: «Жили русины в бедности , при таких руководителях автономии будут жить еще хуже. Или они надеются, что Россия их примет, и они будут ложками нефть хлебать?..
Уважаемый, Михаил! Осмелюсь заявить, что Ваш глагол «хлебать» в данной интерпретации мне определенно не нравиться. Но Бог с Вами.
Я хочу напомнить Вам, что русины стремились в Российскую Империю еще в 19 веке. В прочитанном Вами материале это подробно описано. Странно, что Вы это не заметили, а в те времена Россия не являлась Нефтяной державой. Русины же тогда входили в состав Австро-Венгерской империи, согласитесь не самой отсталой империи в Европе.
Для меня является большой загадкой этот странный феномен – даже если кто-то из бывших сограждан ненароком обронил слово о единении братских народов, оторванных друг от друга на разных исторических этапах и прошедших тяжелейшие испытания вызывает такое нервное напряжение у некоторой части общества.
Справедливости ради нужно сказать, что население Закарпатья с одинаковым скептицизмом относится как к пребыванию нашего края в составе Украины, так и к гипотетической возможности вхождения на правах автономии в состав России. Сегодня это уже вне всякого сомнения. Русины любили Россию времен князя Голицына ибо такой они ее знали и помнили.
Но тем не менее, Михаил, простите меня за откровенность, мне кажется, что не этично применять глагол «хлебать» к целому народу. Тем более, что в Подкарпатской Руси к русским и сегодня относятся более дружелюбно, чем в самой России.
С уважением Мирон Веклюк.
Свидетельство о публикации №212101401426