Кому на Руси жить хорошо? Крестьянство

Наверно у каждого из школьной программы в памяти осталась поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Напомню читателю: на столбовой дорожке сошлись семь мужиков из соседних деревень с символическими названиями Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайка. Спорили они до хрипоты в горле: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Пробазарили мужики целый день, но к консенсусу так и не пришли…

Чтобы ответить на этот простой вопрос, предлагаю совершить небольшой исторический экскурс и плавно перейти к современности.

Закабаление российского крестьянства

Издревле Россия была аграрной страной. Основным занятием рабочего люда было земледелие. В XV веке, после возвышения Москвы, на первый план вышли хозяйственные и социальные проблемы Руси. Государство располагало огромными территориями, но не хватало рук, чтобы обрабатывать землю.

Крестьянам было предоставлено право арендовать свободную землю, но за ее использование он должен был платить оброк – либо натурой, либо деньгами. Новгородские писцовые книги XV века сообщают, что величина оброка могла составлять четверть собранного крестьянином урожая. Важная часть отношений крестьян и землевладельцев состояла в барщинных повинностях: крестьянин должен был работать на хозяина какое-то время даром в виде вознаграждения за то, что пользовался землей.

Значительное влияние на судьбу русского крестьянина оказали условия о ссуде. Ее величина могла быть различной. Если крестьянин хотел покинуть арендованную землю, то он должен был вернуть всю ссуду. На практике для многих крестьян выход был невозможен, потому что нельзя было накопить деньги для выплаты долга при жестких условиях аренды. Положение еще усугублялось тем, что арендатор должен был оплатить не только свои долги, но и внести плату за каждого члена семьи. Ну, чем не долговая яма! Так и напрашивается аналогия с современной ссудой на квартиру, например, под драконовские проценты.

Однако, возвращаясь к средневековым российским крестьянам, можно констатировать, что их задолженность землевладельцам становится непреодолимым препятствием для смены места жительства.

Крепостное право

Конец XV века и начало XVI можно считать наступлением государства и помещиков на права и свободу российских землепашцев. В 1497 году появился Княжеский судебник, а в 1550-м был опубликован Царский судебник. Наиболее заметное новшество в этих документах – ограничение срока перехода крестьян. Вот что об этом записано в Княжеском судебнике: «А христианином отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьевого дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего...»

В 1592 году на Руси началось новое описание земель. К описи была приурочена «временная отмена» Юрьева дня. Впоследствии историки стали считать «писцовые книги» началом крепостного права на матушке-Руси.

Несмотря на всякие утеснения со стороны государства и землевладельцев, крестьяне не хотели становиться крепостными. Они начали протестовать против новых законов. Известны массовые крестьянские волнения в этот период. Самой распространенной формой протеста был побег из неволи. Но государство не оставляло в покое беглых крепостных. Позднее бунтовщики и беглые крестьяне подлежали многолетнему сыску. Это были первые законные меры власти против непокорных бунтовщиков.

Соборное Уложение 1649 года (кодекс феодального права) содержало правовые нормы о крестьянстве и определяло его место в общественной структуре российского государства того времени. Практически, это был официально обнародованный закон об установлении крепостного права для крестьян. Следует заметить, что крепостное право включало в себя две формы прикрепления – к земле и к феодалу.

Крепостное право на Руси продержалось до 19 века, видоизменяясь, как того требовало время. Например, в эпоху Петра I все российское сословие было выстроено с учетом государственного интереса, а практически это было всеобщим закрепощением. Царь обязан был служить государству, дворяне – царю, крестьяне – обеспечивать благополучие дворян. Иными словами, крепостное право было продиктовано «велением всенародной пользы!»

При Екатерине II крепостные крестьяне стали превращаться в рабов. Это, пожалуй, самый страшный период крепостного права на Руси. Помещики возымели неограниченную власть над личностью и трудом зависимых крестьян.

Во второй половине XVIII века появилась новая категория крепостных. С развитием промышленности в России практически не было рынка рабочей силы. Тогда правительство решило эту проблему очень просто: на заводах и фабриках начали работать крепостные. К каждому предприятию были приписаны деревни. И крепостные отрабатывали барщину (отбывали сессию) в течение нескольких месяцев на «своем заводе». Таких крепостных рабочих называли посессионными.

Крепостное право в России было тормозом для развития промышленности: не было свободных рабочих рук и нищее крепостное население не могло покупать промышленные изделия. Это был тупик.

Конец крепостного права

Уже в начале XIX века случилось улучшение в жизни российских крепостных. Александр I издал указ в 1801 г., дающий право покупки земли не только помещикам, но и некоторым категориям крепостных. В 1803 году появился еще один указ – «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных». В нем были прописаны условия освобождения крепостного. Для этого надо было иметь согласие владельца души, которая могла себя выкупить. При этом крестьянин мог получить участок земли в свою собственность.

Заслуга полной отмены крепостного права принадлежит Александру II. Как-то царь попросил всех покинуть его кабинет, заявив: «Я хочу остаться наедине со своей совестью». На его столе лежал документ, который должен был стать новой точкой отсчета в истории России. Это был Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы. И вот это событие свершилось: 19 февраля 1861 года Александр II подписал все законодательные акты и Манифест об отмене крепостного права.

Дальше начинается самое интересное. Как же люди воспользовались предоставленной свободой? Стала ли их жизнь лучше? И кому на Руси жить хорошо спустя 150 лет?


Рецензии