Волшебник Краули

 МАГИЯ
ЭГИПЕТ
Волшебник Краули
 
 Джон Краули. Эгипет. Любовь и сон. Дэмономания. СПб: Домино. М.: ЭКСМО. 2007 -2009.

Магический реализм «Эгипта» сразу взял меня в плен. Далеко не все у Краули понимаешь, большие куски иногда оставляют равнодушным и «не идут». Но попасть в резонанс с автором – это читательское блаженство!  Всё вроде уже знакомо: детские воспоминания, герои 1970-х, роман в романе о Джордано Бруно, докторе Ди и знаменитых исторических персонажах, имевших отношение к великим чудесам.  Тому, кто не проникся атмосферой повествования, в которую погружает нас американский писатель и сценарист, «Эгипет» и, тем более, его продолжения  могут показаться скучными и непонятными. Но, такие читатели читать Краули и не будут. Ты же, погрузившись в текст,  будешь вознагражден.
Краули порой пишет так хорошо, что останавливаешься и забываешься в восторге. Не для таких ли минут мы ищем себе книги и вновь открываем их!
  С  «классификацией» романа «Любовь и сон», как и с другими образцами творчества Краули, могут возникнуть серьезные проблемы, как раз в силу его литературного мастерства и оригинальности. Вроде бы его творчество – это разновидность фэнтези, к которому можно приложить определения «философское», «историческое», «психологическое» и т.д., но эти определения будут не вполне точными. Вообще Д.Краули, помимо сценариев для документальных фильмов,  писал фантастику, писал фэнтези, создавал их гибриды, но  везде он волшебник и его книги – настоящее чудо.
Поклонникам  писателя хорошо известен роман «Маленький, большой или Парламент фэйри». Эти удивительные существа живет вокруг старого дома в лесу, где обитают несколько поколений чудаков. Людей. Краули и описывает эту обыденность чудесного, по сути,  работая с волшебными сказками, примерно так же,  как Толкин   с мифами  и древними легендами.
В «эгипетском» цикле – это уже не сказки. Не обязательно углубляться во времена, когда не существовало письменности и предание передавалось изустно. Вот жестокая и цветущая Италия эпохи Ренессанса – во Флоренцию 1460 году попадают странные рукописи так называемого Герметического свода. Их переводит М.Фичино,  и  тексты эти приобретают значительную популярность.  (Ученые потом выяснили, что сам «Свод» был составлен из сочинений  различных авторов,  относящихся примерно ко 2 - 3 веку нашей эры, когда  античная эпоха явно клонилась к упадку).
Но это – потом, а первоначально к нему подошли как к источнику великих тайн. Краули предположил в своих романах, что, этот герметизм и породил «Эгипет» – баснословную, альтернативную страну и эпоху, которые отличались от настоящего Древнего Египта,  тем более, что полтысячи лет назад о египетской истории немногое было известно. 
В общем-то,  из этих «герметических» источников произрастают многие последующие   и сенсации. В общем, «дэнбраунщина» имеет давние традиции. Но как же скучно читать «денбраунов».   Из затертой «конспиралогии» можно сделать такую ужасную вещь, как «Код да Винчи». А можно написать «Эгипет», "Любовь и сон" и «Дэмономанию»! Невероятно увлекательно:  Джон Ди творит свои опыты, Джордано Бруно меняет картину мира, американцы, приходят в себя после бурных 1960-х; сексуальная революция и алхимические опыты, искусство памяти доминиканцев и современный кинематограф. Все сплавлено в единый текст просто мастерски,  стиль порой на грани гениальности! С этим автором-волшебником сейчас как будто даже некого поставить рядом, настолько Д.Краули оригинален.
Пересказать, скажем, сюжет «Любви и сна» сколько-нибудь подробно не представляется возможным. Повествование весьма сложное и запутанное. Герои живут в 1970-х, но воспоминания о детстве относятся к 50-м. Попытки героя разгадать тайны прошлого и написать книгу о тех далеких временах, о пресловутом «Эгипте»,  вообще уводят повествование в 16 век. Да и жизнь самого главного персонажа, Пирса Моффета напоминает дорогу чудес. Чудесное проступает повсюду, оно проявляется сквозь  мусор послевоенной американской массовой культуры,  сквозит в её снах и грезах. Любовь героя тоже необычайна, банальные вроде бы сексуальные отношения  становятся таинственными и магическими; они опасны и непредсказуемы как смешение веществ в лаборатории алхимика. 
Великая Магия скрыта за скучными покровами «реальности». Вот Джордано Бруно вмещает в свою  память всю вселенную и открывает новое небо, требующее новой земли. Так что, как будто и слышишь закадровый «эльфийский» голос в одном из фильмов по Толкину: «Мир изменился. Мир изменился!..»
Мир изменился. Вервольфы со всей Европы сбегаются на битву с ведьмами. Алхимики выплавляют для императора-чернокнижника Рудольфа философское золото. По ангельской подсказке из хрустального шара, доктор Ди и его ассистент Келли вызывают  волшебный Ветер, который не только якобы разметал испанскую Армаду, но  главное –  пронёсся над миром, необратимо меняя его. Это нужно так чувствовать, чтобы так написать. Краули чувствует. После его романов хочется открыть Диодора Сицилийского, заглянуть в какую-нибудь «Изумрудную скрижаль». Но там ведь не совсем то. Ощущаемою магию мира автор дополняет магией литературной.
«Эгипетский» цикл – отличная литература. Но ведь и история тоже. Магическое преломление реальных событий. Мир изменился. Знаете, что ветер перемен поднялся и в конце 1970-х годов. Но заметили ли мы его? Угадали ли направление? Удастся ли героям романа  и нам уловить эти изменения в окружающей его повседневности?
***
Свою историко-мистическую концепцию (художественную, разумеется) Краули  излагает достаточно четко: мир проходит через некие временные турникеты и кардинально меняется, даже в смысле физических законов. Магия и алхимия в прошлом могли быть действенными. Такие «турникеты» были в прошлом, есть и в настоящем, скажем, в самом загадочном десятилетии недавно закончившегося века. Люди (по крайней мере, некоторые) тогда по-настоящему выбирают – куда пойти.
«Тридцать лет назад люди жили во время перемен, когда мир стоял на распутье: будущее могло остаться за наукой — или принадлежать магии», –  сказано о цикле Д.Краули в одной из рецензий. Однако так ли уж несовместимы наука и магия. Не питает ли последняя первую. Мы не о том, чтобы подменять строгие эксперименты тарабарщиной заклинаний или заменять рациональные средства познания таинственной псевдомистикой. Но ведь на протяжении многих веков было не так.
Кто, например, оказал большее влияние на развитие естествознания и техники? Баснословный Гермес Трисмегист, который, разумеется, никогда не существовал или какой-нибудь реальный Герон из Александрии со своими куклами-автоматами? Вера в несбыточные чудеса у тех же алхимиков имела множество вполне реальных результатов. А какое количество людей преследовали и преследуют недостижимые, в принципе, с рациональной точки зрения, цели! Побочным результатом алхимических опытов может быть, например, саксонский фарфор. Пожалуйста.
Не будем подробно вдаваться здесь в тему «алхимии»  финансов» нынешнего глобального мира. Чернокнижники веками бились над рецептом философского камня, превращающего свинец в золото. Но зачем золото само по себе? Достаточно нарезать зеленой бумаги и сказать: «вот золото». И – заставить всех в это поверить. Или – еще лучше – перевести денежные расчеты в виртуально-цифровую форму. Геополитика, как и геоэкономика также имеют алхимические корни.
           У Краули, не только с наукой, но и с обществом, с политикой всё не так просто. В тексте романа, а также в примечаниях переводчика  рассыпано немало любопытных фактов. Вот, например,  Жан Боден, что стоял у истоков современного  концепции суверенитета (хрестоматийный сюжет  при изучении политологии), помимо того весьма интересовался методами борьбы с ведовством и придумывал эффективные способы дознания, которые нужно применять к самим ведьмам и колдунам.
Или вот еще:   «Средневековый энциклопедист Исидор Севильский (ок. 570 – 636) пишет: «Медведь (ursus) назван, как передают, именем, похожим на слово «устник» (orsus), потому что своим ртом (ore suo) он придает форму детенышам. Ведь, как говорят, у медведей рождается бесформенный плод, некая плоть, которую мать, облизывая, придает форму тела. Поэтому сказано: «Так медведица, родив, лепит плод языком» Это происходит из-за преждевременных родов: медведица рождает на тридцатый день». Ничего из текущей политики не напоминает?..
  Джон Краули своим творчеством показывает, что фантастика может выйти из жанрового «гетто», занять достоянное место в литературном «мейстриме», если будет  стилистически совершенной и интеллектуально содержательной.
Пока же перечтем «Дэмономанию». Как, должно быть, приятно будет потом,  когда-нибудь перечитать  весь цикл  – от начала и до конца.


Рецензии
Меня не зацепил. Холодный синтез.
Как и Пинчон, везде читал - велик! А, такая скука...

Сергей Евин   12.02.2013 19:28     Заявить о нарушении
Дело вкуса, конечно.
Признаться, от многих страниц Краули я тоже испытываю холодную скуку.
Но уж некоторые волнуют-зажигают так, что чтение толстенных томов вполне себя оправдывает.Это примерно как с голографическим изображением. Надо повертеть, найти угол зрения, чтобы увидеть. Краули открывается не сразу.
В "Эгипте" прекрасных мест много, а в "Романе лорда Байрона", например, мне они почти не встречались.

Виктор Клёнов   13.02.2013 12:12   Заявить о нарушении