Моя Пушкиниада

 
1998 год. Московское телевидение («Доброе утро») начинает телевикторину  «Ай да  Пушкин!», посвящённую 200-летию поэта. Этот литературный телемарафон будет длиться ровно год, до  6-го июня 1999 года, до юбилейного Дня рождения Александра Сергеевича.
 - А что, включусь-ка и я! Пушкина я люблю и вроде неплохо знаю (какая непростительная самоуверенность! Но, если бы не она, упустила бы шанс, оказавший такое благотворное воздействие на мою дальнейшую  жизнь).
И я вступила на тропу марафона. Каждую неделю по TV звучал интересный, зачастую постановочный рассказ-вопрос. На ответ отводилась неделя (по почтовому штемпелю). Во вторую половину года  в неделю посылалось уже по два вопроса. Вот тут-то пришлось "подсуетиться". Теперь я могла и должна была признаться себе: «Я знаю, что ничего не знаю». Это я о творчестве и личности великого поэта, уверившись, что знаю в рамках обычного интеллигентного человека, интересующегося  Пушкиным, не более того. Для Международной викторины – конкурса этого было мало. Теперь начался ещё и чтивный марафон; перечитывалось всё пушкинское и о Пушкине. Признаюсь, что читалось много и с  удовольствием, эстетическим и познавательным. Жизнь была наполнена интересом, смыслом и азартом. И это было здорово: вспомните, какие это были годы! По моему, ничего более приятного и полезного судьба мне не могла послать, для отвлечения от сложностей бытия этого невероятно тяжелого переходного периода. Всегда помню об этом с благодарностью.
Как человек, немного пишущий, я свои ответы, так же, как были поданы и вопросы, оформляла в небольшие художественно-документальные новеллы. Видимо, это очень импонировало « Студии – А» во главе с Ларисой Кривцовой, занимавшейся этим проектом. Я стала получать из студии очень доброжелательные, поддерживающие письма с мыслями о возможности включить мои работы в конкурс по номинации «Лучшие ответы», что осталось лишь благим намерением.
А в студии тем временем аврал, она подает сигнал бедствия SOS: не хватает помещений для складирования мешков с ответами, а также рук и глаз для проверки, пришлось увеличить штат филологов, а в «Добром утре»  шутили: «Не знали мы, что натворили, что ПУШКИНСКАЯ викторина станет явлением глобальным; только ещё из космоса не приходили ответы»!
Когда под рукой не находилась нужная литература, на помощь приходили друзья: Лидия Григорьевна Миронова – прекрасный библиограф из Городской библиотеки, Людмила Семёновна Титаева,и Алевтина Ивановна  Свиридова, обе, увы, ушедшие в мир иной. Последняя,  в случае моего лежания в больнице, и вопрос выслушает, и материал подыщет, и сообщит мне его в больницу. Я с увлечением, преодолевая  всё, связанное с болезнью, работала и на больничной койке. Мне казалось, что это помогает бороться с недугами. Возможно, это так и есть.
А вопросы всё шли и шли. Их было больше пятидесяти.
О форме финала ничего нам не рассказали, но я представляла себе это так: оценят работы наиболее постоянных участников, лучшие - опубликуют в эфире, или ещё как, присудят места, вышлют дипломы и призы…
И вдруг, совершенно неожиданно, получаю телеграмму: «Вызываетесь в Москву на финал. Телеграфируйте согласие в течение суток».
Смущена, шокирована. Во-первых, никак не ожидала, что, обойдя тысячи участников, попаду в число 36-ти финалистов. Во-вторых, не предполагала, что всё будет так серьёзно с финалом в Москве. К поездке не готова. Вспомните те времена: старые сбережения «сгорели», новые - ещё не «наварились», зарплат и пенсий вовремя не платят… Чтобы выиграть время, телеграфирую: «Согласна. Ищу спонсоров».
А в это время  в администрацию президента РК приходит нечто в виде запроса – вызова с просьбой делегировать меня на финал викторины и помочь финансово. Этот «запрос» «спускают» в городской   департамент культуры Усть- Каменогорска, но и там денег нет. Однако совсем-то не отказывают: всё же от президента, но обещают лишь осенью, а запись финала «Ай да Пушкин!» с 13-го по20-е мая 1999года.
И здесь я волей случая попадаю в орбиту человека, полного желания мне помочь и сделавшего это без всякого чванства и бюрократизма. Крупный чиновник  областного масштаба Анатолий Адамович Паюк (увы, в июне 2010 неожиданно ушел из жизни) находит мне спонсора  Т.Иманбаева.
.
Итак, 13.05.99. 17.00. Подъезжаем к Москве. Я ещё не знаю, что в 18.00 в  пресс-центре гостиницы «Минск» первая очная встреча устроителей и финалистов. Ждут только меня. Я больше обеспокоена тем, чтобы меня встретили и отвезли куда надо. Поезд останавливается, и я вижу на перроне мужчину с красивой табличкой – бейджем: «Ай да Пушкин!». Радостные улыбки узнавания, и мы мчимся к заветному месту общей встречи. Переодеваться времени нет – все ждут только меня. И я с самого начала всей этой праздничной эпопеи очень тронута таким вниманием. Забрасываю чемодан (и в этом мне помогли!) в забронированный для меня номер и -  вперёд! Все финалисты  уже успели привести себя в порядок, женщины -  «сделать лицо» и прически, и только я – серая мышка в дорожном костюме. Так меня и восприняли поначалу, тем более, узнав, что я из какого-то не всем ведомого Усть-Каменогорска.
Теперь прерву на чуть-чуть повествование о ходе викторины и расскажу, как она была организована.
200-летие Александра Сергеевича Пушкина Москва (возможно, как и другие города и веси России) отмечала с государственным размахом. Проезжая за время «викторинной» недели многажды по столице, удивлялись и восхищались обилием плакатов, растяжек, баннеров, афиш с пушкинской тематикой; опекушинский памятник ПОЭТУ сиял под лучами весёлого майского солнца свежестью и обихоженностью, приглашая остановиться, пообщаться с тем, кто «НАШЕ ВСЁ». Так мы и сделали: знакомились, беседовали, читали стихи Пушкина, о Пушкине и свои, и чужие.   Курировала весь юбилейный праздник, в том числе и все викторинные дела, префектура Центрального административного округа Москвы и делала это по ВЫСШЕМУ разряду. Встречи и прощальный банкет с морем шампанского, культурная программа с высококвалифицированными гидами, прекрасные помещения для всех мероприятий, комфортное жильё, удобный и, главное, пунктуально подаваемый  транспорт, здоровое и вкусное питание, встречи с видными государственными деятелями России и персонами, причастными к имени «Пушкин».


Рецензии
Нелли, признаюсь, что с трепетом отношусь к людям-подвижникам, имеющим живое и неравнодушное сердце. После Анастасии Цветаевой Вы одна из немногих раскрываете нам глаза на то, что происходит "за кадром" литературных и прочих событий. Хорошо, что такие начитанные свидетели считают своим долгом поведать нам об этом, что является достойным опровержением тезиса о "вымирании" русской интеллигенции. Желаю дальнейших успехов! С уважением, Е.Грислис.

Елена Грислис   11.06.2017 15:24     Заявить о нарушении
С признательностью.
Нелли.

Нелли Мельникова   11.06.2017 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.