Любовь-к-ближнему и любовь-к-дальнему

ЛЮБОВЬ-К-БЛИЖНЕМУ И ЛЮБОВЬ-К-ДАЛЬНЕМУ
               КАК ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЕДИНСТВО.

     1.

Много раз иронизировали насчёт того, что когда любимшь дадьнее, оно становится ближе любого ближнего, которого можно уже не замечать. А можно ещё третировать «ближнее». Иногда «любовь к человечеству» помогает стойко переносить и даже не замечать тяготы «ближних» у нас под боком. Когда у человека нет личной любви и привязанности, то что ему остаётся? Только любить всё человечество!
Доля истины во всём сказанном выше есть. Но здесь для нас интереснее философский и диалектический подход к данной проблеме. Всякое явление постепенно – при формировании необходимых для этого условий – реализует весь свой потенциал, все свои как негативные, так и позитивные свойства. Порою одна форма вредна в одном отношении и блага в другом. Нужны подходящая эпоха и подходящие субъекты, чтобы то, что было когда-то пустяком, приобрело вдруг важное значение. Любое явление проявляет себя в разных фазах развития. Эти фазы или развиваются последовательно, друг из друга, или сосуществуют в одно время, в одной группе, в одном субъекте…
Такова и Любовь. Какой бы она не была в измерении чувств и современных отношений, она начинается уже на уровне чисто физическом, мёртвом. Сперва это – тяготение друг к другу частиц вселенной, гармония частей бытия, его тяга к «положительному» и «прогрессивному» существованию. Это своеобразная «любовь» бытия к самому себе. Всё это странное содружество частиц, стихий, целого и его частей позволило антикам говорить о космическом Разуме-Логосе. Уже этот Бог был «любящим». Мы видим не просто ряд явлений и сущностей, а универсальный закон явлений, их связи. Привязанность сторон противоречия друг к другу. Их взаимопроникновение и содружество в «лепке» явлений. Невозможность отдельного обходиться без общего, малого без большого и большого без малого, жизни без смерти и неорганики, одного явления без сотни других. Тяготение друг к другу поверхности и глубины, явления и сущности, зла и добра. Диалектика разрушения и созидания. Тяготение в форме секса, любви, определённых взаимоотношений душ – это и один из главнейших элементов человеческой субъективности и, возможно, объективный мир лишь отражение её главных законов жития. Тогда и космический Эрос есть выражение и способность глубины сознания любить и быть любимым – даже в условиях всяческой пошлости социума, поверхностного жития.
Как бы там не было, дана «Любовь» - как факт космический, социальный, личный, общезначимый и индивидуально-специфический, основополагающий для жизни человека вообще. Она дана в разных её формах и оттенках, от любви к котлетам, до любви к человечеству, от эгоизма до альтруизма. Она то пОшла и карикатурна, то демонична и всёсильна, глупа и мудра, способна на измену и верность, болезнь и здоровье, может привести к безумию, жестокости, самоубийству или убийству или к мудрости, свету, одухотворению души и жизни. Великая Мать, Божественная Женственность – и Душегубка, Ведьма, Проститутка, Мать демонов, Богиня Требующая Жертв – она кажется  основной субстанцией как Добра, так и Зла. Ведь и ненависть – это форма любви к «своему» - в противовес «чужому».
Таким образом, Любовь нельзя игнорировать, хотя можно не любить и не быть любимым.

     2.

Целое познаётся по его частям. Ну так вот. Основные части Любви – это как раз «любовь-к-ближнему» и «любовь-к-дальнему». И то и другое имеет свои достоинства и недостатки, как влияет на среду, так и подвергается её влиянию. Убегая от одной ипостаси Любви, человек прибегает к другой ипостаси. Вне любви при здоровой психике существовать нельзя. При этом дух не чужд эмпирике, а душа миру идеального, идеалов, психологических высот.
Дух, приобщаясь и к тому и к другому, не принадлежит всёцело ни тому, ни другому. Он прежде всего – свобода выбора одной из форм Любви.
Душа имеет интерес к собственной идеальности, только в силу того,что то и дело сталкивается с «идеальностью», умом и чувствами других людей. Проблема выживаемости в мире и контактов с себе подобными в обществе заставляет её интересоваться всем этим «миром духов». Даже если она ставит «материальное» превыше «идеальности.
Симпатия, любовь, антипатия, ненависть – первейшее, что как соединяет, так и разъединяет людей. А существенное в этом – перспектива – способность увидеть как ближнее, так и более дальнее, отдалённое, последствия. Человек всегда населяет настоящее призраками прошлого и будущего. Каковы эти образы определяется через форму того как и что он любит. В космосе «дальнего» человеку не хватает наличного, а в космосе наличного – дальнего.
Человек редко бывает полностью удовлетворён как наличным, так и дальним.
Но если мы возьмём одну основную форму без другой, она тотчас приобретает объективный смысл дефекта. Чистая любовь к эго – центр мещанского сознания, Она формирует такие психологии, как «фанатизм», «догматизм», «аморализм», меркантильность, мизантропию. Чистая любовь к дальнему также формирует мизантропию, но иного типа, становится основой ханжества, демагогии, схоластики (культ Абстракции).  Только в синтезе эти два вида Любви дают лучшее и большее. Абстракция конкретизируется по разному и влияет на её более конкретное содержание именно основа – или приоритет любви-к-ближнему, или приоритет любви-к-дальнему, или их синтез. Возьмём идею «сверх-человека». Она может быть использована в духе фашизма и в духе элитарного гуманизма. Здесь не место разбирать этот вопрос подробно. Я исследовал его в статье «Ницше как гуманист». Главное в ницшеанстве грёза о Полноценном Человеке, Хозяине Жизни, Высоком Уме. Сама философия Ницше – это философия Жизни, разумного Инстинкта, Искреннего Жития.
Таким образом, «любовь-к-дальнему» только в отрыве от своей противоположности превращается во власть холодной абстракции, в иезуитское оправдание зла на земле. Бросая бомбу на Хиросиму, говорят о неизбежных малых жертвах – ради интересов какого-нибудь конечно же прогрессивного большинства или государства. Когда «сильный» угнетает «слабого», он считает в глубине души слабого недочеловеком, а сильного лучшим человеком, героем, сверхчеловеком, - в его эго формируется карикатурна «любовь к дальнему», к роду «сильного человека», к которому он относит и себя. Любовь к ближнему, например, относительно сохранения природы, несёт в себе и заботу об условиях жизни грядущих эпох, о потомках, любовь-к-дальнему.
Любая форма любви – связь субъекта с неким объектом, идея которого становится идеей и чувством субъекта. Но каков субъект таково и его представление об объекте. Объект, помыслы о нём, действия с ним помещаются в плоскость Зла или Добра (эгоистического подчинения и разрушения или творческого, гуманистического созидания).
Универсальное явление не просто подчиняет себе человека – оно становится таким, каков этот человек. Вот почему односторонние нападки на «любовь-к-ближнему» или на «любовь –к-дальнему», а также рассматривать эти явления «абсолютно объективно» ничего не дают, кроме разного рода заблуждений.


Рецензии
Для Него мы все равны - ближние и дальние. Чьи речения умны, не суди заранее.

Влад Матин   15.10.2012 18:03     Заявить о нарушении
Для Него - да. Но описываются особенности именно человеческой психологии. А здесь уже полного равенства "ближнего" и "дальнего" нет Их разъединение делает главным одно из этих начал, что вредит целому.

Николай Островский   15.10.2012 20:17   Заявить о нарушении
Эта психология опирается на эгоизм - главного врага слияния с Целым.

Влад Матин   15.10.2012 20:59   Заявить о нарушении
Для меня эгоизм возможен двух типов - позитивный и негативный - т.е. поддерживающий жизнь человека в обществе и отчуждающий людей друг от друга,разрушающий личность или,говоря религиозным языком, греховный. Сам инстинкт жизни эгоистичен, но это полезный эгоизм,жажда "я" жить. Только после этого "я" выбирает мирскую или религиозную жизнь. Для Церкви - мирская жизнь - суета сует, однако и церковники пользуются её плодами, а религия запрещает самоубийство.
Мои взгляды, связанные с религией, я подробно изложил в трактате "Почему я не верующий" ("Проза.ру").

Николай Островский   16.10.2012 10:30   Заявить о нарушении
Да в том-то и проблема, что большинство людей живут главным образом инстинктами. И своя рубашка почти всегда оказывается ближе к телу.

Влад Матин   16.10.2012 11:09   Заявить о нарушении
Согласен с Вами. Но двигает человечество вперёд всегда более разумное, прогрессивное,гуманистическое меньшинство.А вообще истинное человечество - это книги (шедевры) - говорю о мирском обществе. Именно в них собрано всё самое лучшее, разумное, творческое, что есть в душе человечества.Книга воплощение души автора,а талантливый автор - представитель человечество.Иногда любовь-к-дальнему должна быть первичной и неизбежно вести к любви-к-ближнему.

Николай Островский   16.10.2012 12:55   Заявить о нарушении
К сожалению, разумное и гуманистическое на деле плохо сочетается. И абстрактная "любовь" к человеству не мешает людям реально пакостить его конкретным представителям. Всё нормализуется лишь тогда, когда "иногда" превращается для человека в восприятие других как себя самого. А этого достичь крайне трудно.

Влад Матин   16.10.2012 13:36   Заявить о нарушении
1. Истинный разум гуманистичен, истинный гуманизм разумен. Но много ложных форм.
2.В том-то и дело, что при синтезе двух типов любви абстрактная любовь перестаёт только быть абстрактной. Возникает умное чувство и добрый ум. А это непременно отразится и на практике человека.Но таких меньшинство.
3. Совершенно незачем любить человека как самого себя. Достаточно половины доброго чувства, чтобы не делать другим зла.К тому же существует идея "полезного эгоизма". Делая другому плохое, получаем в ответ то же. Если бы человек умел любить себя, он любил бы и других, себя в них и их в себе.

Николай Островский   17.10.2012 23:29   Заявить о нарушении
Вы, однако, мечтатель. На практике этого не наблюдается.
Кроме того, первый и последний тезисы пункта 3 противоречат друг другу - видимо, по той же причине. Наши намерения не совпадают с реальностью. А вообще, любовь в данном случае обозначает просто определенный тип отношения к другим.

Влад Матин   18.10.2012 00:15   Заявить о нарушении
В мире существуют все варианты.Психология имеет свои закономерности.
Любовь, разумеется, отношение, но отношение положительное.Просто оно не полно, если нет двуединство. И тогда сама положительность становится негативной, примитивной. Кстати, если мир создан Богом, то он не может быть совершенно негативным.

Николай Островский   18.10.2012 18:13   Заявить о нарушении
Зло исходит от людей. Бог не виноват, что отъявленный злодей мочит всех подряд.

Влад Матин   18.10.2012 18:50   Заявить о нарушении
По моему, это пустые оправдания Бога, который сотворив мир,допустил в нём зло. Через человека? А природу человека кто сотворил? А в природу человека входит способность делать зло. Была бы природа иной (Бог-то всемогущий!), человек бы не смог сделать зла, даже бы не смог захотеть этого."Свобода воли, выбора" - тут свои противоречия. Лучше уж принять, что мы не знаем, что такое Бог и почему он допустил зло на земле.

Николай Островский   21.10.2012 01:02   Заявить о нарушении
Нет никаких противоречий. Направленность свободного выбора конкретного человека определяется уровнем его духовного развития. И здесь добро и зло выступают просто как оценочные категории отношений людей. В самой же природе (как и "у Бога") нет ни того, ни другого.

Влад Матин   21.10.2012 11:20   Заявить о нарушении
Оценка отношения - "доброе" или "злое". Соответственно и человек "добрый" и ли "злой".Объективно добро-зло присутствуют в мире.Понятно, что как явления они относительны, но не призрачны. В рамках человеческого мира они присутствуют абсолютным образом. Как там у Бога и Природы мы не знаем. Мы можем судить лишь субъективно.Но именно этот мир с добром-злом и создал Бог и отвественнен за то, что здесь творится.Предположим,что некто выколол ребёнку глаза. Если это не зло "для Бога", то для меня зло - такой Бог.
Понятно,что развитие человека определяет добр он или зол.Но всемогущий Бог мог бы создать такую природу человека, что он мог бы развиваться только в сторону земного добра. А противоречий даже в осмыслении высших качеств Бога возникает масса.

Николай Островский   22.10.2012 01:54   Заявить о нарушении
В природе (объективном) нет субъективного, оценочного. Туда его привносим мы сами, в одно и то же время каждый по-своему. Категории "добра и зла" в поступках отражают разнообразие предъявляемых нам вариантов решений, которые мы принимаем или отвергаем. И за свой выбор отвечаем сами.
Не стоит на природу перекладывать ответственность за собственное несовершенство. Наше духовное развитие идет лишь через нравственный выбор между возможностями.

Влад Матин   22.10.2012 11:03   Заявить о нарушении
Существует минимум два типа "объективности".1.Внешнее субъекту, мир явлений и форм, материальная действительность. 2.Человек - субъективное в объективном и объективное (тело и социальные отношения)в субъективном (Всё воспринимаемое нами исходит из нашей субъективности).Также есть понятие "реальность", вмещающее в себя и то и другое. Что из чего вопрос сложный, особенно если рассматривать и объективность-субъективность Бога. Но если в реальности есть социум - даны и отношения - внешние (условно),внутренние, в рамках данного социума моральные и аморальные. Точных оценок почти нет, но достаточно относительных. Моральный поступок не спутать с аморальным или нейтральным, хотя конкретная мораль исторична и относительна.Речь как раз об объектно-субъектном социуме,который тоже выражение природы,а согласно и религии творение Бога. В самой природе нет оценок,морали,но есть субъективность - человек. Причём природа - внешнее основание морали. Согласен, что существуют варианты решений и их субъективный выбор. Именно в области морали этот выбор морален. Это именно наше добро-зло. Но имеется общая природа человека - согласно её законам и осуществляется всякий выбор. Была бы природа иной - были бы другой выбор, другой психический процесс выбора.Учение о свободе воли человека очень недоброкачественно, но не доказано и противоположное. Если Вы отрицаете "добро-зло",тогда о какой отвественности человека мы можем говорить? Выбор между возможностями Вы определили как "нравственный", в то же время выше отрицая объективную (в пределах социума и природы человека) нравственность. "ребёнку выкалывают глаза",""на перекрёстке я повернул вправо" - согласитесь,что это разные возможности.Человек в социуме таков,какова его природа (законы тела и души),которую по религии же сотворил Бог. Отсюда и все грехи человека. Но если природа человека недоброкачественная (и не только в моральном смысле),то ответственность за это логика возлагает на того, кто эту природу сотворил.

Николай Островский   22.10.2012 21:00   Заявить о нарушении
Логику здесь лучше не трогать, поскольку о "несовершенстве" мы судим по критериям, принятым на нашей собственной колокольне. А с нее всё воспринимается субъективно. На деле же природа человека просто такая, какая есть - противоречивая, двойственная. При этом нам дана свобода выбора между желаниями "души и тела". Вот и всё.

Бог не виноват, когда мы принимаем не то решение. Будь мы "правильными" во всем, запрограммированными, чипированными, непогрешимыми биороботами, наша жизнь полностью утратила бы свой смысл.
Мир создан вовсе не для того, чтобы ублажать нас, а как идеальная школа духовного роста. Его "несовершенство", единство противоположностей, и есть необходимая предпосылка, условие развития.

Влад Матин   23.10.2012 00:56   Заявить о нарушении
1. К счастью или к несчастью от логики нельзя убежать. Разное её содержание, а не закономерности и принципы. И рассуждения о совершенстве, о Боге тоже логика конечного человека. Но в самой логике есть содержательные ошибки и относительные истины.
2.Если Бог сотворил мир и человеческую природу, то он отвественнен за то,какие они. Вместе с тем то, что Вы говорите - именно так. У меня здесь сочинение о значении негативного начала в жизни - о том же. Должен отметить,что "развитие души через свободный выбор и преодоление зла" - это лучшая идея для понимания существования зла в мире.Эта же идея объясняет предназначение человека в жизни.
А Бог вообще по настоящему непознаваем.

Николай Островский   25.10.2012 18:49   Заявить о нарушении
Конечно, непознаваем. Причем принципиально.

Влад Матин   25.10.2012 20:30   Заявить о нарушении