Любовь-к-ближнему и любовь-к-дальнему
КАК ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЕДИНСТВО.
1.
Много раз иронизировали насчёт того, что когда любимшь дадьнее, оно становится ближе любого ближнего, которого можно уже не замечать. А можно ещё третировать «ближнее». Иногда «любовь к человечеству» помогает стойко переносить и даже не замечать тяготы «ближних» у нас под боком. Когда у человека нет личной любви и привязанности, то что ему остаётся? Только любить всё человечество!
Доля истины во всём сказанном выше есть. Но здесь для нас интереснее философский и диалектический подход к данной проблеме. Всякое явление постепенно – при формировании необходимых для этого условий – реализует весь свой потенциал, все свои как негативные, так и позитивные свойства. Порою одна форма вредна в одном отношении и блага в другом. Нужны подходящая эпоха и подходящие субъекты, чтобы то, что было когда-то пустяком, приобрело вдруг важное значение. Любое явление проявляет себя в разных фазах развития. Эти фазы или развиваются последовательно, друг из друга, или сосуществуют в одно время, в одной группе, в одном субъекте…
Такова и Любовь. Какой бы она не была в измерении чувств и современных отношений, она начинается уже на уровне чисто физическом, мёртвом. Сперва это – тяготение друг к другу частиц вселенной, гармония частей бытия, его тяга к «положительному» и «прогрессивному» существованию. Это своеобразная «любовь» бытия к самому себе. Всё это странное содружество частиц, стихий, целого и его частей позволило антикам говорить о космическом Разуме-Логосе. Уже этот Бог был «любящим». Мы видим не просто ряд явлений и сущностей, а универсальный закон явлений, их связи. Привязанность сторон противоречия друг к другу. Их взаимопроникновение и содружество в «лепке» явлений. Невозможность отдельного обходиться без общего, малого без большого и большого без малого, жизни без смерти и неорганики, одного явления без сотни других. Тяготение друг к другу поверхности и глубины, явления и сущности, зла и добра. Диалектика разрушения и созидания. Тяготение в форме секса, любви, определённых взаимоотношений душ – это и один из главнейших элементов человеческой субъективности и, возможно, объективный мир лишь отражение её главных законов жития. Тогда и космический Эрос есть выражение и способность глубины сознания любить и быть любимым – даже в условиях всяческой пошлости социума, поверхностного жития.
Как бы там не было, дана «Любовь» - как факт космический, социальный, личный, общезначимый и индивидуально-специфический, основополагающий для жизни человека вообще. Она дана в разных её формах и оттенках, от любви к котлетам, до любви к человечеству, от эгоизма до альтруизма. Она то пОшла и карикатурна, то демонична и всёсильна, глупа и мудра, способна на измену и верность, болезнь и здоровье, может привести к безумию, жестокости, самоубийству или убийству или к мудрости, свету, одухотворению души и жизни. Великая Мать, Божественная Женственность – и Душегубка, Ведьма, Проститутка, Мать демонов, Богиня Требующая Жертв – она кажется основной субстанцией как Добра, так и Зла. Ведь и ненависть – это форма любви к «своему» - в противовес «чужому».
Таким образом, Любовь нельзя игнорировать, хотя можно не любить и не быть любимым.
2.
Целое познаётся по его частям. Ну так вот. Основные части Любви – это как раз «любовь-к-ближнему» и «любовь-к-дальнему». И то и другое имеет свои достоинства и недостатки, как влияет на среду, так и подвергается её влиянию. Убегая от одной ипостаси Любви, человек прибегает к другой ипостаси. Вне любви при здоровой психике существовать нельзя. При этом дух не чужд эмпирике, а душа миру идеального, идеалов, психологических высот.
Дух, приобщаясь и к тому и к другому, не принадлежит всёцело ни тому, ни другому. Он прежде всего – свобода выбора одной из форм Любви.
Душа имеет интерес к собственной идеальности, только в силу того,что то и дело сталкивается с «идеальностью», умом и чувствами других людей. Проблема выживаемости в мире и контактов с себе подобными в обществе заставляет её интересоваться всем этим «миром духов». Даже если она ставит «материальное» превыше «идеальности.
Симпатия, любовь, антипатия, ненависть – первейшее, что как соединяет, так и разъединяет людей. А существенное в этом – перспектива – способность увидеть как ближнее, так и более дальнее, отдалённое, последствия. Человек всегда населяет настоящее призраками прошлого и будущего. Каковы эти образы определяется через форму того как и что он любит. В космосе «дальнего» человеку не хватает наличного, а в космосе наличного – дальнего.
Человек редко бывает полностью удовлетворён как наличным, так и дальним.
Но если мы возьмём одну основную форму без другой, она тотчас приобретает объективный смысл дефекта. Чистая любовь к эго – центр мещанского сознания, Она формирует такие психологии, как «фанатизм», «догматизм», «аморализм», меркантильность, мизантропию. Чистая любовь к дальнему также формирует мизантропию, но иного типа, становится основой ханжества, демагогии, схоластики (культ Абстракции). Только в синтезе эти два вида Любви дают лучшее и большее. Абстракция конкретизируется по разному и влияет на её более конкретное содержание именно основа – или приоритет любви-к-ближнему, или приоритет любви-к-дальнему, или их синтез. Возьмём идею «сверх-человека». Она может быть использована в духе фашизма и в духе элитарного гуманизма. Здесь не место разбирать этот вопрос подробно. Я исследовал его в статье «Ницше как гуманист». Главное в ницшеанстве грёза о Полноценном Человеке, Хозяине Жизни, Высоком Уме. Сама философия Ницше – это философия Жизни, разумного Инстинкта, Искреннего Жития.
Таким образом, «любовь-к-дальнему» только в отрыве от своей противоположности превращается во власть холодной абстракции, в иезуитское оправдание зла на земле. Бросая бомбу на Хиросиму, говорят о неизбежных малых жертвах – ради интересов какого-нибудь конечно же прогрессивного большинства или государства. Когда «сильный» угнетает «слабого», он считает в глубине души слабого недочеловеком, а сильного лучшим человеком, героем, сверхчеловеком, - в его эго формируется карикатурна «любовь к дальнему», к роду «сильного человека», к которому он относит и себя. Любовь к ближнему, например, относительно сохранения природы, несёт в себе и заботу об условиях жизни грядущих эпох, о потомках, любовь-к-дальнему.
Любая форма любви – связь субъекта с неким объектом, идея которого становится идеей и чувством субъекта. Но каков субъект таково и его представление об объекте. Объект, помыслы о нём, действия с ним помещаются в плоскость Зла или Добра (эгоистического подчинения и разрушения или творческого, гуманистического созидания).
Универсальное явление не просто подчиняет себе человека – оно становится таким, каков этот человек. Вот почему односторонние нападки на «любовь-к-ближнему» или на «любовь –к-дальнему», а также рассматривать эти явления «абсолютно объективно» ничего не дают, кроме разного рода заблуждений.
Свидетельство о публикации №212101501026
Влад Матин 15.10.2012 18:03 Заявить о нарушении
Николай Островский 15.10.2012 20:17 Заявить о нарушении
Влад Матин 15.10.2012 20:59 Заявить о нарушении
Мои взгляды, связанные с религией, я подробно изложил в трактате "Почему я не верующий" ("Проза.ру").
Николай Островский 16.10.2012 10:30 Заявить о нарушении
Влад Матин 16.10.2012 11:09 Заявить о нарушении
Николай Островский 16.10.2012 12:55 Заявить о нарушении
Влад Матин 16.10.2012 13:36 Заявить о нарушении
2.В том-то и дело, что при синтезе двух типов любви абстрактная любовь перестаёт только быть абстрактной. Возникает умное чувство и добрый ум. А это непременно отразится и на практике человека.Но таких меньшинство.
3. Совершенно незачем любить человека как самого себя. Достаточно половины доброго чувства, чтобы не делать другим зла.К тому же существует идея "полезного эгоизма". Делая другому плохое, получаем в ответ то же. Если бы человек умел любить себя, он любил бы и других, себя в них и их в себе.
Николай Островский 17.10.2012 23:29 Заявить о нарушении
Кроме того, первый и последний тезисы пункта 3 противоречат друг другу - видимо, по той же причине. Наши намерения не совпадают с реальностью. А вообще, любовь в данном случае обозначает просто определенный тип отношения к другим.
Влад Матин 18.10.2012 00:15 Заявить о нарушении
Любовь, разумеется, отношение, но отношение положительное.Просто оно не полно, если нет двуединство. И тогда сама положительность становится негативной, примитивной. Кстати, если мир создан Богом, то он не может быть совершенно негативным.
Николай Островский 18.10.2012 18:13 Заявить о нарушении
Влад Матин 18.10.2012 18:50 Заявить о нарушении
Николай Островский 21.10.2012 01:02 Заявить о нарушении
Влад Матин 21.10.2012 11:20 Заявить о нарушении
Понятно,что развитие человека определяет добр он или зол.Но всемогущий Бог мог бы создать такую природу человека, что он мог бы развиваться только в сторону земного добра. А противоречий даже в осмыслении высших качеств Бога возникает масса.
Николай Островский 22.10.2012 01:54 Заявить о нарушении
Не стоит на природу перекладывать ответственность за собственное несовершенство. Наше духовное развитие идет лишь через нравственный выбор между возможностями.
Влад Матин 22.10.2012 11:03 Заявить о нарушении
Николай Островский 22.10.2012 21:00 Заявить о нарушении
Бог не виноват, когда мы принимаем не то решение. Будь мы "правильными" во всем, запрограммированными, чипированными, непогрешимыми биороботами, наша жизнь полностью утратила бы свой смысл.
Мир создан вовсе не для того, чтобы ублажать нас, а как идеальная школа духовного роста. Его "несовершенство", единство противоположностей, и есть необходимая предпосылка, условие развития.
Влад Матин 23.10.2012 00:56 Заявить о нарушении
2.Если Бог сотворил мир и человеческую природу, то он отвественнен за то,какие они. Вместе с тем то, что Вы говорите - именно так. У меня здесь сочинение о значении негативного начала в жизни - о том же. Должен отметить,что "развитие души через свободный выбор и преодоление зла" - это лучшая идея для понимания существования зла в мире.Эта же идея объясняет предназначение человека в жизни.
А Бог вообще по настоящему непознаваем.
Николай Островский 25.10.2012 18:49 Заявить о нарушении