Песком времени наш путь земной пылит. Глава третья

Песком времени наш путь земной пылит.
 Глава третья.


Со дня нашей последней встречи в моей квартире в Душанбе  минуло 35 лет.

За это время произошло много событий в стране и в нашей жизни.
  Время  изменило нас внешне, наши судьбы   прошли  испытание на излом  характеров,  а годы  военной службы не легким грузом легли нам на плечи от  рядового солдата до полковничьих погон.

 А все это   наложило свой отпечаток на жизнь наших семей.

Встречать нас Джахангир приехал на своем  поезженном  вазовском автомобиле 15 модели со своим другом Виктором Петровичем.
 
Джахангир был в безупречном костюме, белой рубашке и при галстуке. Мы с Алексеем  в туристическом прикиде: джинсы, рубашки и куртки спортивного типа.

Через час - полтора, после выхода из здания аэровокзала, Джахангир, умело лавируя в тесном потоке автомашин узбекского производства, успел сделать для нас с сыном обзорную экскурсию по современному Ташкенту, который изменился за последние  десятилетия неузнаваемо. 
В лучах заходящего солнца весь город сиял зеркальными бликами отражения  в современных зданиях- красавцах архитектуры и утопал в зелени скверов и парков.
  Город  Ташкент стал действительно Звездой Востока.

  Мы заметили, что приехали к месту нашего временного жительства  только тогда, когда    Джахангир мягко остановил бег своего «мустанга» у ворот своей загородной дачи.

-Вот здесь, друзья мои, и располагайтесь как у себя дома,- показывая свои владения, сказал Джахангир.
 Дом, летняя кухня, внутренний дворик с фруктовыми деревьями, грядки с овощами и пряными травами, теплица, небольшой бассейн, русская баня-сауна, и, окружающий Джахангира,  животный мир: куры, овцы, собаки, кошки.

 И всё это, в окружении кустов роз и цветов, указывало на то, что здесь живет прежний трудяга  с утра до ночи,  полковник, на службе ратной не построивший себе дворцов каменных , но сохранивший честь,  трудолюбие и любовь к жизни.

Зайдя в дом, первое, что я увидел в его комнате: книжный шкаф с книгами дней нашей молодости.
 На курпаче, (подстилка для топчана, типа толстого, узкого одеяла) где он отдыхал, лежала раскрытая книга «Звезды над Самаркандом».
 
Увидев это, я понял, что время   из нас сделало тех, какими мы и хотели стать в юности. 
  И  несмотря на то, что с той поры изменилось всё: общественный и политический строй, и   окружающая нас жизнь, но время не разрушило  в нас главное- наш внутренний мир.
 
   На темном азиатском небе  ярко  светили крупные  звезды,  из-за горизонта показалась  желтопузая луна, когда мы  сели отмечать нашу встречу.

-Сашка?  А я с момента встречи, а потом, всю дорогу от аэропорта,  вглядывался в тебя, пытаясь найти ответы на  вопросы:  как время изменило моего школьного друга,  как тебя сейчас называть, поймешь ли  ты меня и мой образ жизни?
 
-Теперь ты видишь, как я здесь живу. Я здесь на даче. Семья: жена, дети, внуки живут в городе, в пятнадцати минутах езды от дачи. Иногда они ко мне приезжают, а чаще я к ним.
 
Теперь вижу, что ты  такой же как и прежде, и, что   ты примерно таким и представлял меня и  мою сегодняшнюю жизнь.

- Джахангир!  Все эти твои вопросы  ко мне, я  предчувствовал ещё в Вологде,  готовясь к встрече с тобой?   Твоя  жизнь мало чем отличается от моей жизни,  поэтому не вижу в этом  никаких противоречий с тобой.
 
Главное же в том, что мы и  спустя полвека остались друзьями, хотя  35 лет из них не виделись, а обходились лишь  перепиской, которая неожиданно порвалась, как натянутая струна, в период разрушения СССР.

Сегодня, когда ты меня вез на своей машине, вспомнил, как 50 лет назад после окончания школы мы: ты, я и Валерка Ерёмин,  около магазина «Детский мир» в Душанбе  загадывали, как  через десять лет мы приедем на это место состоявшимися людьми, на своих машинах.
  Как сделаем круг почёта вокруг памятника С. Айни, мимо музея, гостиницы «Душанбе», а потом поедем отмечать встречу.

 В жизни всё оказалось сложнее, даже с транспортными средствами.

У Валерки Ерёмина машина «Запорожец» появилась примерно в 1970 году,  тогда он был уже женат и имел дочь.
У тебя появилась «Волга» несколько позже,   а теперь вот эта автовазовская модель.
Я женился в 1969 году, а обзавелся  «Жигулями» только в 1988 году и ездил на них 18 лет, а  8 лет назад пересел на «Лансера».
 
Общей нашей встречи, как загадывали, к сожалению не получилось.  Следов нашего друга Валерия Ерёмина я до сих не обнаружил.

- Леша!  С твоим отцом вы познакомились за школьной партой  в сентябре 1961 года в 10 классе вечерней школы рабочей молодежи № 11 города Душанбе, в которую перешли из других школ.

 Буквально через несколько дней после знакомства, мы встретились с ним в механическом цехе на заводе «Таджиктекстильмаш». Он после училища пришел на завод работать токарем, а я устроился фрезеровщиком.

 До июля 1962 года мы с ним практически не расставались, только разве, чтобы поспать после работы, сделать домашние уроки или сбегать на тренировки.

Мне очень нравилось, что Сашка всегда был  аккуратен  и  в чистой одежде. А ещё я помню, как он однажды, в конце квартала, буквально  заставил меня и наших  приятелей остаться  сверхурочно в ночную смену, чтобы сделать план.
 Мы за эту работу потом получили, конечно, двойную оплату, а мастер получил выговор, за то, что оставил нас, малолеток, работать в ночную смену.

- Алексей! Ты видел, какие книги Джахангир читает? Он и сейчас остался книгочеем. Бывало, начинается ночью Эдгара По, а потом после работы,  на нашем стойбище у «Детского мира», помнишь, я тебе показывал  это место в Душанбе, начинал мне голову морочить приключениями, в которых якобы он сам участвует. При этом и меня  втягивал принять в  участие в развитии детективного сюжета.
Это с его подачи мы стали военными.
 
-Ты знаешь, Алексей,  кроме работы и школы, нас с Сашкой связывали ещё во многом похожие судьбы. Я родился в кишлаке около Душанбе в простой семье. Рос без отца. Он, ты знаешь, тоже вырос безотцовщиной.  Мы, конечно, благодарны своим дядюшкам за наставничество и опёку, но в основе мы сделали себя  такими, как есть сейчас, сами.
 
В жизнь мы вошли через заводскую проходную, а не через дыру в заборе.  Улица не помешала нам закончить десять классов вечерней школы, а потом,  получить и высшие образования.
 
-Да, Джахангир, всё так.
 В июле 1962 года ты с ребятами проводил меня в мои вологодские края. Я ухал к северным оленям, в жаркий Туркестан уехал ты. Я ещё год до армии работал в колхозе токарем, а ты в Фергане. Я служил на Севере, ты в азиатских песках.
 
А помнишь, как в октябре 1966 года ты приехал на попутках из своей части,которая находилась за полсотни километров от Самарканда, чтобы встретиться со мной на самаркандском вокзале?
 Тогда я после армии ехал в Душанбе.

 Та, наша встреча, длилась всего несколько минут, а осталась в памяти навсегда.

Тогда ты уже служил последний год и был старшиной роты.
 Своим командирским голосом: - Ро-та! Подъем!!! Три миллиона мать.-  ты за сорок пять секунд ставил в строй свою сотню бойцов.

 Вот так, перепиской и редкими встречами, мы, за все последующие годы, не дали нашей дружбе стать золой и  покрыться под пеплом потухшего костра.

 - Так, молодчики!!! Завтра ко мне придут мои друзья-сослуживцы. Мы отметим день нашей  Службы, а  вечером я вас провожу  в Бухару.
  А  послезавтра вас  встретят в Самарканде мои друзья  и организуют вам  экскурсии по историческим местам.
 
Было далеко за полночь, когда Джахангир протрубил:  - Рота! Отбой!

 Сон не шел. Долго ещё  струились воспоминания, цепляя одно памятное событие за другим. 
Наша встреча  стала возможной только потому,  что « Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твоё желание сбылось».

 Так сказал Пауло Коэльо в своей замечательной книге «Алхимик»
 
С этим крылатым выражением Коэльо я был согласен на все сто. С тем  и погрузился в сон.

(Продолжение следует)

 http://www.proza.ru/2012/10/17/590
 
 


Рецензии
Красивое название воспоминаний, Александр! "Песком времени наш путь земной пылит". Яркая метафора. Спасибо! С уважением,

Элла Лякишева   05.10.2019 19:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.