Латинская фонетика - расследование 2
Кроме того, меня интересовала исключительность такого образования носовых гласных "на некоторое время" в славянских языках. Их присутствие во французском и португальском я пока оставлю без внимания. В балтских языках предполагается такой же процесс, как и в славянских.
Из монографии Ю.Кузьменко "Ранние германцы и их соседи" я вычитал, что и в германских языках сохранились следы наличия носовых гласных:
"Однако на существование носовых гласных по крайней мере в древнеисландском, восходящих к исконным сочетаниям гласный + носовой согласный, ясно указывает Первый исландский грамматический трактат XII векa, в котором предлагается ввести надстрочные знаки для их обозначения (Benediktsson 1972). О том, что носовые гласные не выдумка автора Первого грамматического трактата свидетельствует тот факт, что он отмечает их только в тех словах, этимология которых указывает на существование носового согласного после гласного, которой автор трактата знать, естественно, не мог (см., напр.: др.-исл. h'ar ‘акула’ < *hanha-, ср. санскр. c,an,k'u- ‘острый столб, морское животное’)."
Оставим пока в стороне вопрос, исчез ли звук [n] в германских или появился из носовых гласных в санскрите, и вернёмся к латинскому языку.
Недавно я внимательно рассматривал европейскую карту Птолемея ("TABVLA SARMATIAE. Карта Европейской Сарматии. Гравюра на дереве, 31,6 х 37,2 см по листу. Из латинского издания: «Руководство по географии»"). Оригинал составлялся либо Бернардом Ваповским в интервале 1506-1515 гг. ("С 1506 года камердинер папы Юлия II в Риме, где работал над изданием «Географии» Клавдия Птолемея,.. В Польшу возвратился в 1515 году"), либо Себастьяном Мюнстером в 1540 г. (большинство источников ссылаются на Мюнстера, например, http://newchrono.ru/staff/maps.htm, хотя он мог использовать материалы Ваповского).
На этой карте я обнаружил интересные слова, а именно – латинские слова "fos", "mos" и "motes", в которых буква "o" изображалась с диакритическим знаком - тильдой (волнистая черта) - над буквой. Значения этих слов – "источник", "гора "и "горы", соответственно. Однако, если посмотреть в русско-латинский словарь, то можно увидеть, что в окончательной версии латинского языка эти слова пишутся, как "fons", "mons" и "montes", соответственно. В других словах, например, в закрытом слоге слова "insula" после буквы "I", а также во всех открытых слогах, буква "N" на этом экземпляре карты не опускается. Не опускается она и в названии Чёрного моря, написанного прописными буквами - "PONTI EVXINI PARS", и в названии "Scandia" (остров у южного побережья Балтийского моря). Что касается слова "mons", которое я видел в латинском тексте "Записок о Галльской войне" Ю. Цезаря, написанных в середине 1 века до н.э., то мне найти не удалось найти сведений о том, редакция какого времени тиражируется в публикациях этого труда. В других изданиях карты Птолемея ("OCTAVA EVROPE TABVLA", 1513 г. и позже), буква "N" в вышеприведённых словах присутствует.
Справки Википедии:
"Диакритики наиболее широко используются в языках, имеющих латинский алфавит. Это связано с тем, что в классическом латинском языке не было шипящих звуков, НОСОВЫХ ГЛАСНЫХ, палатализованных (смягчённых) гласных, которые имелись или развились в других языках, особенно неродственных."
"...ТИЛЬДА (происходящая от надстрочных n и m) над гласными ОЗНАЧАЕТ их НОСОВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ; в этом значении она используется также и в португальском языке".
Чему верить? Какой ещё может быть причина замены ожидаемого сочетания "ON" на "O с тильдой", кроме обозначения носового призвука? Кроме того, какой народ оставил наследство в виде носовых гласных в Португалии и Франции - германцы? галлы? иберы? - или это часть фонетики латинского? Надо сказать, что и испанское "n с тильдой", происходящее от латинского "nn", отличается при произношении от русского [нь] именно носовым призвуком. Более того, пример французского языка показывает, что и наличие буквы "N" после гласных в закрытых слогах не обязательно отменяет носового произношения этих гласных.
Кроме "O с тильдой" на этой же карте присутствуют слова с окончаниями на "e," ("e" с "хвостиком"): "Galinde,", "Velte,", "Idre,", "Careote," - которые вызывают ассоциацию с немецким окончанием некоторых существительных во множественном числе "-en", тем самым вызывая подозрение о наличии в латинском носового "e,", обозначаемого, как и поныне в польском языке, в виде "e" с "хвостиком". В карте издания 1513 года "хвостики" у "e" в этих этнонимах отсутствуют.
У меня появились основания предполагать, что носовые гласные "O" и "E" в латыни существовали. Возможно, они сохраняются и во времена, близкие к 12 веку, когда "на существование носовых гласных... ясно указывает Первый исландский грамматический трактат XII векa, в котором предлагается ввести надстрочные знаки для их обозначения" - очевидно, по уже имеющемуся образцу.
Теперь попробую завершить гештальт и разобраться с доводами в пользу принятой точки зрения на славянские носовые гласные, о которой я узнал из статьи Википедии "Возникновение носовых гласных в праславянском языке":
"Ю. В. Шевелёв и З. Штибер полагали, что носовые гласные существовали в праславянском языке уже в VII в. н. э.
…Важным для установления хронологии возникновения носовых Ю. В. Шевелёв считал название города Стон, заимствованного хорватами из лат. Stamnum. Поскольку лат. am отразилось в славянском не как носовой, Шевелёв сделал из этого вывод об отсутствии носовых в праславянском на момент заселения славянами Далмации." (Shevelov G. Y. A Prehistory of Slavic. — Carl Winter, Universit;tsvelag. — Heidelberg, 1964. — P. 329.)
Здесь мне сразу бросилось в глаза несоответствие между указанным временем – 7 век н.э. - и наиболее ранними известными памятниками славянской письменности (9-10 век):
"Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки», датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причём написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу к языку южных славян."
Название города Стон, если и было записано в это время, то латиницей или греческим алфавитом. Из написания с буквой "N" в конце закрытого слога, если таковое зарегистрировано, мы могли бы сделать вывод, что в этих алфавитах носовые гласные на момент написания отсутствовали, но не более того. Латинское наименование "Stamnum" является искажением названия "Stagnum" (http://av.zrc-sazu.si/pdf/57/AV_57_Puljic_Skegro.pdf):
"During the Middle Ages, Ston was also called Stona (Stamnum, Stannu, Stagno, Stagnum). This signified an undewater place, stagnant water, dead water… Kekaumenos (the second half of the eleventh century) mentions Stamnon (tin Stagnon). Civitas Stagnum…".
Название "Stagnum" означало наличие мёртвой, стоячей воды и, по правилам латинского произношения, читалось, как [stan,num], где символом [n,] обозначен заднеязычный носовой согласный типа выражаемого английским сочетанием "ng". То есть носовой призвук присутствовал в оригинальном латинском названии города – почему бы ему не сохраниться на тот момент и в славянском его варианте, тем более, что носовые гласные в славянских языках ещё присутствовали. Кстати, вариант "Stamnum" и название олова "Stannum" – это следы избавления от носового призвука в слове "Stagnum", я так думаю.
Выводы:
- на данный момент мне не известны свидетельства в пользу временного появления носовых гласных исключительно в славянских языках, есть только известные свидетельства об их наличии в этих языках некоторое время назад и их трансформации в большинстве славянских языков в сочетания без назализации (напр., в русском языке - в звуки, выражаемые буквами "У", "Я", и сочетания гласных с носовыми согласными "М" или "Н");
- появился повод считать (или не игнорировать возможность того), что аналогичные процессы проходили не только в балтских, славянских и германских языках, но и в латинском, причём, если и раньше, чем в славянских языках, то не намного.
P.S. Спасибо Нилу Максине за указание на неуместность упоминания Птолемея в части применения в латинских словах тильды как знака назализации. Нам об этом, действительно, ничего не известно.
Свидетельство о публикации №212101501170
-----------------------
Это такое малоизвестное сокращение.:) Когда-то задавался этим вопросом.
Нил Максиня 17.10.2012 22:56 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 18.10.2012 00:24 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 18.10.2012 09:50 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 18.10.2012 10:49 Заявить о нарушении
Нил Максиня 18.10.2012 23:34 Заявить о нарушении
Текст уточнил.
Георгий Тележко 19.10.2012 01:51 Заявить о нарушении
==============
письменность меняет произношение. каждое последующее грамотное поколение руководствуется букварем и написанием. если шипящие, носовые буквы не прописаны в азбуке, то со временем они исчезают из языка. письменность меняет язык, а не наоборот.
Нил Максиня 19.10.2012 17:21 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 19.10.2012 17:28 Заявить о нарушении
Будины Геродота. Еще в 1392 году Турки овладели Никополем и Видином. Budinum Bulgariae. Будайские горы, Будапешт (Венгрия).
Нил Максиня 19.10.2012 17:33 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 19.10.2012 17:39 Заявить о нарушении
Хуны Птолемея? Похоже, что это Кыяне. Бодины жили возле Будайских гор. Буда пешт.
В литературе неоднократно ставился вопрос, с какими гуннами вступили в союз готы Витимира. Ф. Альтхайм высказал предположение о том, что союзные готам Витимира гунны идентичны хунам Птолемея и что хуны Птолемея являлись той небольшой частью гуннов, которая ушла от основной массы своих соплеменников и продвинулась в Северное Причерноморье уже во II в. Здесь они вступили в союз с аланами, на что указывает еще одно свидетельство Птолемея: «...μεταξύ δε Βαστερνών χα! 'Ρωξολανών Xoüvot» ...(между бастернами и роксоланами [живут] хуны)67. Следуя за Ф.А. Альтхаймом, Л. Варадп предположил, что хуны оказались союзниками готов Витимира случайно, невольно, так как через области их расселения лежал проход гуннов и аланов-танаитов к готам Витимира, а с последними хунов связывали дружеские отношения. А.Д. Удальцов полагал, что хуны Птолемея относятся к алано-сарматским племенам, локализуемым во II в. н.э., вероятно, между Нижним Днестром и Нижним Днепром.
А может это искаженное "анты"-ханты-мангси:)?
Нил Максиня 19.10.2012 17:48 Заявить о нарушении
1) насыпать, наваливать, возводить из земли
Жилища антов представляли собой землянки или наземные постройки, со стенами, сплетенными из хвороста или камыша и обмазанными глиной. Следы материальной культуры свидетельствуют о том, что анты жили в землянках, занимались рыбной ловлей, земледелием и ремеслами.
Норв. землянка - hytte, koie. Готы, хаты. Исп. cueva "землянка". Куявия.
Укр. кантина "землянка", лат. attegia "землянка или шатёр, шалаш"
Анты = англ. under "под, ниже", нид. onder, нем. unter, 下 [xià] "go down; fall",
ПОДОЛЬЕ = ПОД.
Нем. Boden и Böden "земля, почва; основа" bei 1) указывает на местонахождение поблизости от , от у, при, по. Будины
Лат. из греч. antarius "подъёмный, служащий для поднятия".
Лат. ante "прежде", т.е. "под".
Словарь лингво переводит кантина с украинского как землянка. А с итальянского как подвал.
Ит. cantina 1) подвальное помещение; подвал; погреб 2) винокурня 3) погребок, др. греч. cantharus "большая винная кружка, чаша", kampto "гнуть", contumulo укладывать в виде горки (кургана), погребать, хоронить
Нил Максиня 19.10.2012 18:44 Заявить о нарушении
Куня.
Памятники начального этапа пеньковской культуры выявлены и ис- следовались и в Среднем Поднепровье, и на Южном Буге, и на среднем Днестре. В Южном Побужье таковы селища Голики, Кочубеевка, Куня, Пархомовка. На селище у с. Куня в Винницкой обл. раскопками открыто полуземляночное жилище с печью-каменкой. В постройке обнаружены лепная керамика и железная двучленная фибула (с длинной дужкой и сплошным плоским приемником), датируемая концом IV — V в. 4 Син- хронное поселение исследовалось у с. Пархомовка. Здесь открыто четыре полуземляночных жилища, два из которых имели очаги, два других — пе- чи-каменки. В одной из построек найдена бронзовая фибула с лукообраз- ной дужкой, определяемая временем не позже V в. На поселении у с. Голики исследованы четыре полуземляночных жилища, из которых три отапливались очагами, в одной была исследована печь-каменка . На селище около с. Кочубеевка, исследованном О. М. Приходнюком, в полу- землянках с очагами вместе с пеньковской лепной посудой встречены фрагменты гончарной керамики Черняховского типа.
Нил Максиня 19.10.2012 19:33 Заявить о нарушении
Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.
Нил Максиня 19.10.2012 19:40 Заявить о нарушении
«И только позднее ее центр сместился на север, в регион Киева. Как предполагает сам Рыбаков, некоторые древности антов схожи с древностями византийских городов на северном черноморском побережье. Это – свидетельство тесной связи между антами и греками; подобная связь наиболее легко объяснима, если предположить, что по крайней мере некоторые антские поселения были расположены вблизи Черного моря. Это также указывает на существование алано-антских общин в Крыму.» («Древняя Русь»).
Край антов Иордан располагал от Днестра до Днепра, а склавины (славяне), как он указывал, жили от оз. Балатон до Днестра и Вислы. Склавинов он представлял наиболее отсталыми, сообщая, что «вместо городов у них болота и леса», а антов считал «сильнейшими». Византийские авторы уделяли немало внимания антам и склавинам, с которыми им пришлось непосредственно сталкиваться. Правда, «бесчисленные антские народы» они помещают уже не только до Днепра, но и за Днепром, до Дона, что соответствует и данным археологии, показывающим, что в VI—VII вв. славяне заселили всю лесостепную полосу Восточной Европы и во многих местах глубоко проникали вглубь степей. Видимо, за время существования гуннской империи и после ее распада анты и славяне снова сумели успешно освоить эти плодородные области, утраченные в борьбе с готами.
Имущественное расслоение у антов прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценных вещей (так называемые антские клады). Большого развития у них достигло рабовладение, причем принудительный труд рабов использовался антами непосредственно в хозяйстве. Византийские историки пишут о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся антами с целью превращения их в рабов, но рабы у антов пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии.
Византийские авторы VI века Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег описывают антов, как племена земледельческие, владеющие большим количеством хлеба (пшеницы и проса), а также обладающие разнообразным скотом. Историк Менандр сообщает, что авары, стремясь нанести антам как можно больший урон, прежде всего разоряли их поля, вероятно, предавая посевы огню или вытаптывая их конями.
Раскопки показывают, что антские городища строились в форме круга, укрепляясь валами и рвами, центральная площадь оставалась свободной, а по периметру располагались жилища. Они представляли собой землянки размером примерно 5 х 5 м, в центре размещалась глиняная плита, а по стенам — скамьи в виде земляных насыпей, на которых делалось деревянное покрытие. Проживали в таких городищах по 200—400 человек, хотя имелись и гораздо более крупные поселения — крепости, обнаруженные и в краю антов, и на землях западных венедов. Впрочем, и в описаниях военных действий против придунайских славян встречаются упоминания о «лагерях» — очевидно, тех же городищах, в которых проживали по нескольку тысяч человек.
При этом надо иметь в виду, что в IV—V вв., в период готско-гуннских войн и вызванных ими интенсивных переселений, в культуре славян вообще и антов в частности отмечается значительный упадок. Исчезают красивая керамика, прежние фигурные сосуды с художественными изображениями зверей и птиц, заменяясь массивными простыми горшками без украшений, вылепленными вручную, без гончарного круга, то есть в походных или полукочевых условиях, когда людям нецелесообразно было обременять себя переноской громоздкого оборудования мастерских. Уменьшилось количество и ухудшилось качество других ремесленных изделий, весьма грубыми стали украшения. Развитые большие города с планировкой улиц, деревянными мостовыми, жилыми зданиями, многочисленными мастерскими и сложными системами крепостных сооружений, вроде Бискупинского городища под Познанью или Бероуна вблизи Праги, сменяются городищами временного типа, а вместо «прочных домов», о которых писал еще Тацит, появились упомянутые выше землянки. Впрочем, это объясняется не только общим упадком культуры или «бродячей жизнью» — в результате частых перемен места жительства и освоения новых пространств славяне перешли от прежней переложной системы земледелия на подсечную, когда участок леса выжигался, в течение 2—3 лет давал высокий урожай, а потом его забрасывали и осваивали новый. При такой системе, действительно, строить капитальные дома и города было нецелесообразно, поскольку удобнее было время от времени переносить селение поближе к обрабатываемым полям.
Нил Максиня 19.10.2012 19:53 Заявить о нарушении
Нил Максиня 19.10.2012 20:11 Заявить о нарушении
Лат. laeva "левая рука, шуйца", laevum "с левой стороны, слева"
Из греческого происходит позднелатинское слово sclavus, которое через средневековую латынь распространяется во многие западноевропейские языки, образуя немецкое Sklave, итальянское schiavo, португальское escravo, французское esclavе, английское slave, и т. п.
Левый и правый (анты) фланги обороны ИМПЕРИИ (Византия). Диспозиция.
Нил Максиня 19.10.2012 20:50 Заявить о нарушении
Греч. δολόω "ловить (с помощью хитрости)", которому, возможно, родственнен δουλόω "обращать в рабство, порабощать, покорять". Дулебы.
По одной из версий, от племенного названия славян в греческом языке было образовано название раба — среднегреческое σκλάβος. Однако, по другой версии, это слово является омонимом от греческого глагола skyleúo — означающего «добывать военные трофеи», 1-ое лицо единственного числа которого выглядит как skyláo. При этом, действительно, славянские пленники в раннем средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли, их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы.
http://etymology-ru.livejournal.com/235185.html
Нил Максиня 19.10.2012 21:02 Заявить о нарушении
Георгий, какая вам версия больше нравится?
1. Анты - земляночники, Склавины - болотные.
2. Склавины - западные, Анты - восточные.
3. Склавины - добыча, Дулебы - рабы, Анты - противники, враги.
4. Склавины - славные, анты - первейшие (ante "перед").
Нил Максиня 19.10.2012 21:08 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 24.10.2012 12:08 Заявить о нарушении
==========================
Вот и носовая: лат. vincere «побеждать».
Происходит от праслав. формы *vēkŏs, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. вѣкъ (др.-греч. αἰών), вѣчьнъ, русск. век, укр. вік, болг. век, мн. ч. векове́, сербохорв. ви̏jек, ве̑к, словенск. vȇk, чешск. věk, словацк. vek, польск. wiek. Родственно лит. viẽkas "сила, жизнь", veikiù, veĩkti "действовать, делать", véikus "проворный, быстрый", veiklus "деятельный, активный, деловой", vỹkis м. "жизнь, живость", vikrùs "бодрый", латышск. vèicu, vèikt "добиваться, пересиливать, одолевать", др.-исл. veig ж. "сила", víg ср. р. "борьба", готск. weihan "бороться", др.-в.-нем. wîgan "бороться", ирл. fichim "борюсь" (из *vikō), лат. vincere «побеждать», pervicāx «упорный, стойкий». Использованы данные словаря М. Фасмера.
Нил Максиня 24.12.2012 15:50 Заявить о нарушении
Сатурналии - праздник в честь бога Сатурна, имя которого связывали с «золотым веком», а позднее Календы, в честь бога Януса, в Риме происходили в декабре, начале января, в период зимнего солнцестояния. Зимнее солнцестояние - это смерть старого года и рождение нового, день рождения непобедимого Солнца, переход от хаоса к космосу, приостановка течения времени. Закончена вся работа в поле, жрецы приносят жертву, и начинается празднование, которое напоминает карнавал. Участники надевают костюмы, рабы меняются местами с господами. Вся жизнь подчинена празднику, у которого есть свои законы. Есть и свой царь, которого в конце праздника приносили в жертву. Участники карнавала преподносят друг – другу подарки: свечи, фигурки, а позднее - деньги, украшения, сладости. Праздничное пиршество этого события, необузданное и весёлое можно соотнести с хаосом, который устанавливается в период перехода от одного этапа развития, уже исчерпавшего себя, к другому, новому. Элементы гадания указывают на связь с потустороннем миром, который может незримо присутствовать на празднике.
Нил Максиня 24.12.2012 15:51 Заявить о нарушении
тем не менее и слову "век" оно тоже родственно
вывесить простыню с родством огромного количества слов, идущих от морфемы vię? Или кому оно надо?
Георгий Тележко 24.12.2012 17:25 Заявить о нарушении
Георгий Тележко 24.12.2012 18:00 Заявить о нарушении
греч. ἔντερον "кишки, кишечник, чрево" ~ утроба
Нил Максиня 24.12.2012 20:09 Заявить о нарушении
вить, связывать... покорять. корень - вить. 编 [biān] плести, сплетать. бетацизм. binden.
Нил Максиня 25.12.2012 00:44 Заявить о нарушении
только не было праславянского слова, а обыкновенное греч. заимствование.
Нил Максиня 25.12.2012 01:20 Заявить о нарушении