Неосоциалистический реализм по-казахски

ШИZА / SCHIZO
Кинокомпания "СТВ" / Национальная компания "Казахфильм" им. Ш.Айманова / Le Petites Lumieres / Kinofabrika, Россия-Казахстан-Франция-Германия, 2004г
Продолжительность: 89 мин
Безрадостная и архаичная криминальная мелодрама
Режиссер: Гука Омарова
Сценарий: Сергей Бодров-старший, Гука Омарова
Оператор: Хасанбек Кыдыралиев
Композитор: SIG
В ролях: Олжас Нусуппаев, Эдуард Табишев, Ольга Ландина, Бахытбек Баймуханбетов, Виктор Сухоруков, Гульнара Ералиева, Нуртай Канагат, Жорабек Мусабаев и др.
Экспресс-оценка: **

Самый разочаровывающий из русскоязычных релизов года. Давным-давно проживающий в городе Лос-Анджелесск Калифорнийской области Северо-Американской Советской Социалистической Республики сценарист, режиссер и продюсер Сергей Бодров-старший сохранил в целомудренно-законсервированном виде то самое острое чувство социального протеста, которое составляло основное содержание умирающего советского кино почти забытой ныне эпохи Перестройки и Гласности. Именно эта "чернушная" эпоха принесла Бодрову-отцу международные лавры "морально беспокойного" художника-борца ("Катала", "СЭР", "Белый король, красная королева" и др.). Именно эти лавры позволили ему безболезненно отчалить на теплую Калифорнийщину и продолжать беспокоиться о судьбах Родины из-за океана. Правда, за последние десять лет Родина ушла далеко в сторону с территории его беспокойств. Но Сергей Владимирович до сих пор не растратил накопленный за годы Советской власти и работы в журнале "Крокодил" пафос агрессивного социального критицизма. Реализовать этот ностальгически пестуемый в Калифорнии пафос оказалось возможным в так называемом "ближнем зарубежье", в гордо-самостийном Казахстане, по-восточному медлительно повторяющем путь социального развития своего Большого Брата. Судя по представленным в "Шизе" наблюдениям за общественным сознанием, Казахстан отстаёт от нас в развитии лет на 12-13. Там сейчас творится то, что порождало наши перестроечные боевики типа "Фанат" и "Меня зовут Арлекино": подпольные "бои без правил", толкающая в криминал безработица, поставленное на широкую ногу воровство цветных металлов и так далее.
На этом мрачном социальном фоне авторы рассказывают нам трогательно-пронзительную историю взросления юного "постороннего" ("нулевой градус сознания" по Камю). Пятнадцатилетний Мустафа по кличке "Шиза" (органичный Олжас Нусуппаев) живет в убогом провинциальном городке с затюканной бытом матерью и отмороженным отчимом, промышляющим на "боях без правил". Изгнанный из школы за развратное поведение (одноклассники втолкнули его в девчоночью раздевалку, где Мустафе отбили всю голову), "Шиза" по протекции отчима становится вербовщиком для криминального спорта. В первый же день на его глазах на ринге убивают парня, который перед смертью просит подростка отнести заработанные деньги некой Зинке в избушку на окраине. Прибыв по адресу, фрустрирующий Мустафа с первого взгляда влюбляется в отчаянную мать-одиночку, оставшуюся без кормильца. Вся его дальнейшая туповато-примитивная (а чего ещё вы хотели от провинциального "одуванчика"?) криминальная карьера посвящается благоустройству нелепой зинкиной жизни…
Режиссер и соавтор сценария Гука Омарова старательно воспроизводит давно набившие оскомину и благополучно забытые штампы "перестроечного" кино. Тут и мрачные бандиты в малиновых пиджаках, увешанные пудовыми золотыми цепями. И бомжующий алкоголик-дядька, выигрывающий в тяжёлом бою потрепанный "Мерседес", чтобы не посрамить семейную честь и немедленно пропить вожделенный выигрыш. И корявое ограбление валютного обменника, завершающееся кровавой разборкой партнеров. Несмотря на суперсовременную, насыщенную цветом пленку "Кодак", картина выглядит снятой на ныне покойной "Свеме", изгвазданной сельскими киноустановками. Не глядя в титры, определить год её производства крайне затруднительно (где-то между развалом Союза и первой Чеченской войной). От впечатления полной моральной изношенности не спасают ни этническая экзотика, ни безупречно-точные в предложенных обстоятельствах актёрские работы. Удостоенная за свой искренний социальный пафос пары второстепенных призов на паре третьеразрядных фестивалей и выдвинутая Казахстаном на соискание "Оскара" по соображениям полного кинематографического "безрыбья", эта аккуратная, старательно сработанная, но мертворожденная лента обречена даже нашим неторопливым социальным прогрессом на быстрое и безжалостное забвение. Что, в общем-то, закономерно для декларативно-социального кинематографа любой страны (некогда гремевший на весь мир голливудский трибун Стэнли Крамер остался в истории кино единственной лентой, имеющей к социальному пафосу весьма относительное касательство - "Этот безумный, безумный, безумный, безумный, безумный мир"). Утешает одно: у либерально-авторитарного режима Нурсултана Назарбаева, допускающего в прокат столь отважно-критические опусы, есть реальные шансы догнать и перегнать Россию хотя бы по степени демократизации общества и уровню гражданских свобод.

Gurnal.ru, ноябрь 2004


Рецензии