Шпионаж в эпоху Тан

ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ / HOUSE OF FLYING DAGGERS

Warner Bros./ Sony Classics Pictures / Focus Features / A Beijing New Picture Film Co., Китай-Япония-США, 2004г
Продолжительность: 119 мин
Эпическая сага о двойном агенте династии Тан (IX век н.э.)
Режиссер: Чжан Имоу
Сценарий: Ли Фен, Ванг Бин, Чжан Имоу
Оператор: Джао Цяодинг
Композитор: Шигеру Умебаяши
Художник-постановщик: Хуо Тингцяо
Костюмы: Эми Вада
Постановка боевых сцен: Чинг Сью Тунг
В ролях: Энди Лау, Такеши Канеширо, Чжанг Цзи И, Зонг Дандан и др.
Экспресс-оценка: *****

Один из двух признанных лидеров китайского "пятого поколения" (аналог "новой волны") Чжан Имоу долгое время считался "элитарным" художником, добывающим для национальной кинематографии фестивальные "очки", но снимающий исключительно некоммерческие, хотя и размашисто-эпические полотна. Однако с годами режиссер постепенно отказался от претензий на социальный пафос и замаскированную искусным "ретро" политическую критику. Начало нового этапа в его творчестве обозначил снятый два года назад "Герой" - эпическая сага о великих воинах прошлого, где Имоу проявил себя незаурядным мастером окрашенного в национальный колорит боевого "фэнтези". Сцены вдохновенных поединков древних героев были сняты ещё более поэтично и виртуозно, чем в сенсационном "Крадущемся Тигре, затаившемся Драконе" окопавшегося в Голливуде Энга Ли. Результат - номинация на "Оскар" и миллионные прибыли от мирового проката в национальный бюджет.
Вдохновленный успехом "Героя", Чжан Имоу был просто обязан продолжить свою "легендарную" линию. В мае нынешнего года на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера его нового эпического творения "Дом Летающих Кинжалов". Действие фильма происходит в середине IX века нашей эры, на закате правления династии Тан. Страна приходит в упадок, и Империя вынуждена тратить слабеющие силы на усмирение размножающихся как саранча повстанцев. Самая опасная и самая мощная из мятежных организаций - "Дом Летающих Кинжалов", стремительно укрепляющаяся с приходом нового лидера. Двое оперативников императорского спецназа, Ляо (Лау) и Цзинь (Канеширо), разрабатывают гениальный план ликвидации грозного бунтаря. Цзинь прикинется вольным бродягой-воином по прозвищу Ветер, освободит из темницы слепую революционерку Мэй (Чжан Цзи И), и та приведет его в тайный штаб повстанцев. Но во время долгого путешествия по диким лесам между молодыми людьми вспыхивает страстное чувство. К тому же выясняется, что следующий по пятам за беглецами Ляо тоже неудержимо влюблён в прекрасную мятежницу… Шпионская интрига и политические дрязги отходят куда-то на второй план. Миром, оказывается, управляют вовсе не императоры и не бунтари, а только лишь вечные Любовь и Ревность. Судьбы страны решаются не в политических баталиях, а в поединке одержимых слепой страстью самцов. Эту простую истину Чжан Имоу воплощает в завораживающей живописной поэме, где чувства героев побеждают даже равнодушную Природу и вызывают бури и снегопады, рифмующиеся с перепадами их душевных состояний…
Режиссер не был бы самим собой, если б в его картине невозможно было обнаружить "второго дна". Ироничным стал уже первоначальный посыл: Имоу спроецировал вполне современную шпионскую интригу с двойным агентом и всеобщим предательством (в духе "Рекрута") в бурное живописное средневековье. К тому же изображение и пластику персонажей он тщательно стилизовал под маоистский имперский "большой стиль", настойчиво подчеркивая павильонную выстроенность всех начальных мизансцен. Подлинное дыхание Вечности проникает в повествование лишь тогда, когда герои полностью отдаются обуревающим их страстям на лоне дикой природы и окончательно расстаются со своими революционно-политическими иллюзиями. Сознательный отказ от исторической правды и сдача во власть лирических абстракций работает только на пользу Легенды. Мощное поэтическое кино о Главном, не подверженное эффекту "старения".

Gurnal.ru, ноябрь 2004


Рецензии