Маньяки бывают разные
Paramount Pictures / Cruise/Wagner Prods. / Intermedia Films, США, 2004г
Продолжительность: 94 мин
Триллер о нелегком труде охотника на маньяков
Режиссер: Э. Элайас Меридж
Сценарий: Зак Пенн, Билли Рэй
Оператор: Майкл Чепман
Композиторы: Клинт Мэнселл, Джон МакКарти
В ролях: Аарон Экхарт, Бен Кингсли, Кэрри-Энн Мосс, Генри Дж. Ленникс и др.
Экспресс-оценка: *****
Фильмы о серийных убийцах давным-давно выросли в отдельный и самостоятельный жанр. После триумфа "Молчания ягнят" в Голливуде поднялась такая мощная волна психотриллеров, что к концу ХХ века в жанре наметился болезненно-ощутимый "кризис перепроизводства". Наработанные драматургические и изобразительные приемы составили некий каталог, которым каждый создатель маньячных опусов беззастенчиво пользовался в меру собственной наглости и изобретательности. Фильмы превратились в тотальное жонглирование штампами, и зрителю не оставалось ничего иного, кроме отгадывания источников каждого нового "дежа вю". В большинстве психотриллеров конца ХХ - начала XXI века маньяк вычислялся между 15-ой и 30-й минутой экранного времени. Фильм досматривали до конца лишь затем, чтоб получить подтверждение собственной проницательности. Каждое произведение, хоть на йоту нарушающее традицию, немедленно производилось в ранг шедевра. Так это было с "Семью" Дэвида Финчера, "Клеткой" Тарсема Дуамвора и недавней "Идентификацией". Горячий финский парень Ренни Харлин своими "Охотниками за разумом", казалось бы, подвел иронический итог выдохшемуся жанру, доведя его штампы до абсурдного логического предела: на острове собираются специалисты по психологии серийных убийц, и один из них оказывается серийным убийцей. А заявленные в титрах звезды Вэл Килмер и Кристиан Слейтер погибают в первые же полчаса экранного действа…
После столь решительного реквиема ожидать чего-нибудь интересного от очередной истории про охоту ФБР за неуловимым душегубом не представлялось перспективным. Но создателям "Подозреваемого Зеро" удалось почти невозможное: они сделали триллер, который оригинально и непредсказуемо развивается от завязки до финала. Этот проект разрабатывался ещё с 1997 года. Столь долгая выдержка пошла ему, как хорошему коньяку, только на пользу. Опытные кинодраматурги Зак Пенн (поработавший с киноштампами в "Последнем киногерое") и Билли Рэй (разработавший двойственную интригу "Цвета ночи") учли все возможные драматургические "ловушки". Постановку поручили Элайасу Мериджу, зарекомендовавшему себя интеллигентной киноманской "Тенью вампира". Интерес к роли агента ФБР Томаса Макелуэя, обладающего экстрасенсорными способностями, проявляли Сильвестр Сталлоне и Бен Эффлек. Но предпочтение отдали незамыленному и фактурному Аарону Экхарту. Его напарницу сыграла звезда "Матриц" Кэрри-Энн Мосс. А загадочного безумца О'Райана воплотил на экране оскароносный британский индус сэр Бен Кингсли (который и на съемочной площадке требовал, чтоб к нему обращались не иначе как "сэр Бен"). Три актера уверенно разыграли виртуозно закрученный мистико-психиатрический сюжет этого недорогого по голливудским меркам триллера (бюджет - 27 млн.$), превратив его в одно из самых заметных событий жанра в первом десятилетии нового века.
Итак, агент Макелуэй сослан в глухой городишко Альбукерке пыльного штата Нью-Мексико за "грубое нарушение демократических законов". Он вычислил кровавого маньяка, выследил его, но арестовал и вывез в соседний штат, не оформив соответственных протоколов об экстрадиции. Сюда же прибывает и обвиненная в сходном нарушении его бывшая подруга (Мосс). Как только в этой глухомани оказываются столь злостные "диссиденты", в Нью-Мексико начинается серия убийств, а Макелуэй получает по факсу шизофренические послания от некоего О'Райана. Он представляется отставным агентом спецподразделения ФБР и подбрасывает следствию неопровержимые улики, доказывающие, что все жертвы были сериал-киллерами. Начальник агентства в Альбукерке считает О'Райана сумасшедшим маньяком и требует его немедленного ареста. Но Макелуэй выясняет, что тот когда-то был подающим большие надежды психологом-криминалистом, но бросил науку, не сумев доказать консервативным коллегам свою навязчивую теорию "нулевого подозреваемого". По мнению О'Райана, у идеального серийного душегуба нет ни фрейдистских детских комплексов, ни религиозных мотивов, ни привычного "модус операнди". Это некая "машина убийств", двигающаяся по произвольному маршруту и совершающая немотивированные преступления без улик. В существование "подозреваемого Зеро" поначалу не верит и Макелуэй, но после того, как очередной жертвой в расследуемой серии становится сбежавший от него, благодаря демократическим законам, маньяк, встреча с О'Райаном становится навязчивой идеей самого агента…
Надеюсь, я уже достаточно заинтриговал вас завязкой сюжета? Поверьте, финал этого мрачного, предельно наэлектризованного и искренне безнадежного триллера вас тоже не разочарует.
Gurnal.ru, ноябрь 2004
Свидетельство о публикации №212101500644