Кино про людей

ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ / CONFIDENCES TROP INTIMES
Alain Sarde/France 3/Cinema Zoulou/Film Assise Production, Франция, 2004г
Продолжительность: 100 мин
Психоаналитическая мелодрама
Режиссер: Патрис Леконт
Сценарий: Жером Тоннерр и Патрис Леконт
Оператор: Эдуардо Серра
Композитор: Паскаль Эстев
В ролях: Фабрис Лукини, Сандрин Боннер, Мишель Дюшоссуа, Анн Броше, Жильбер Мелки, Элен Сюржер, Урбэб Канселье, Изабель Пти-Жак и др.
Экспресс-оценка: ****

Одна моя знакомая художница предложила однажды простую до гениальности классификацию мирового кино. По её мнению все фильмы делятся на две основные категории: а) фильмы про людей; и б) фильмы про спецэффекты. Голливуд производит на 99% ленты второй категории. Спецэффекты в них совершенно не обязательно визуальные. Ловко маскируя свою продукцию под категорию а), американские фильммейкеры снимают на самом деле фильмы про спецэффекты социальные, политические, идеологические и проч. Снимать подлинные картины про людей - на 90% удел кинематографа старушки-Европы. Можно, конечно, с легкостью оспорить столь радикальный подход, но сталкиваясь с изредка проникающими на наш киновидеорынок фильмами из Чехии, Боснии или Финляндии, где по простоту нет никаких современных спецэффектных технологий, начинаешь невольно соглашаться с моей знакомой. Более того, в её правоте убеждают и картины многих французских режиссеров, несмотря на то, что "великий и ужасный" Люк Бессон, казалось бы, сделал всё возможное и невозможное, чтоб окончательно и бесповоротно повернуть национальное кино на голливудские коммерческие рельсы. К счастью, палитра французского кино пока ещё не ограничивается продукцией студии "Европа". Продолжают успешно работать те, для кого победа над Голливудом в его собственном жанровом пространстве пока ещё не превратилась в параноидальную самоцель. Один из этих старомодных "ископаемых" - Парис Леконт.
Я позволил себе столь размашистое вступление, поскольку последний фильм Леконта, "Откровенное признание", не отмеченный никакими фестивальными наградами и попавший к нам только на DVD и видео, грозит остаться совершенно не замеченным "широкой зрительской аудиторией". Скромная камерная история, украшенная единственной звездой Сандрин Боннер, уже промелькнула мимо кинокритики, не удостоившись ни одной рецензии в модных таблоидах. Но, в отличие от помпезной и всё чаще откровенно-халтурной продукции бессоновской "Европы", немудреная человеческая история, рассказанная Леконтом, впечатляет гораздо сильнее, чем какое-нибудь калькированное "Такси", и затрагивает те самые потаенные уголки наших душ, куда никогда не добраться всем "Поцелуям дракона" и "Багровым рекам-7" вместе взятым.
Итак, в один из ничем не примечательных серых парижских дней печальная женщина Анна (Боннер) приходит на прием к психоаналитику, чтобы разобраться с тяготящими её семейными проблемами. Но, перепутав двери, она оказывается в приемной у налогового консультанта Уильяма Фабера (Лукини), одинокого, стареющего, закомплексованного неудачника. Смущенный и взволнованный нервно-агрессивным поведением Анны и её адресованными врачу признаниями, Фабер не находит сил признаться в том, что он не психиатр. Свидания продолжаются и после того, как правда все-таки выясняется. Встречи становятся неким ритуалом, необходимым обоим несчастливым и немолодым людям. Анна обретает в лице Фабера идеального слушателя, которому не страшно доверить даже самые интимные тайны. Уильям же впервые в жизни встречает женщину, которая с ним искренне и бескорыстно откровенна. Двое потрепанных невеселой жизнью людей излечивают душевные болячки друг друга. Весь фильм они говорят о сексе, но не надейтесь, мудрый Леконт не допустит между героями никакой интимной близости. Кроме близости обожженных и неприкаянных душ, которая становится важней и сладостней всех сексуальных удовольствий мира…
Дебютировав в конце 70-х вполне заурядными "дурацкими" молодежными комедиями "Загорелые" и "Загорелые на лыжах", Патрис Леконт к концу следующего десятилетия достаточно далеко отошел от ремесленного традиционализма и завоевал собственную авторскую нишу. После экранизации сименоновского "Мсье Ира" (1989) французская критика окончательно признала его "трубадуром современного одиночества" и "утонченно-ироничным психологом экрана". Трагикомичную трилогию о вечном противостоянии мужчин и женщин и вечном поиске любви - "Муж парикмахерши" (1991), "Танго" (1993) и "Аромат Ивонны" (1994) - ставили в один ряд с фильмами главного насмешника и циника французского кино Бертрана Блие. Но между Блие и Леконтом всегда сохранялось принципиальное отличие. Если для первого мизантропический эпатаж зачастую становился самоцелью, и нелепые малосимпатичные персонажи лишь обслуживали недобрые умозаключения автора, то второй не скрывая и не стыдясь нелепости своих героев, беспощадно иронизируя над ними, всё-таки искренне любил этих неудачников и неумех, и всегда дарил им, пусть призрачную, невнятную, но всё-таки надежду на счастье. С годами Леконт становился все мягче и сентиментальней, всё чаще заслуживая нелестные оценки критиков как "сказочник" и "фабрикант иллюзий". Но в "Откровенном признании" автору, на мой взгляд, удалось соблюсти оптимальный баланс между безжалостной иронией и проникновенной чувственностью. Эта грустная по сути история смотрится с неизбывной улыбкой и оставляет по себе удивительно глубокое и светлое послевкусье. Редкое в сегодняшнем сумасшедшем мире НОРМАЛЬНОЕ человеческое кино.

Gurnal.ru, октябрь 2004


Рецензии