Екатеринбург. Как влюбиться в город

Неделя в Екатеринбурге пролетела, как это обычно бывает, очень быстро. И первым отличием от Москвы стал для меня воздух. И дело не в том, что он чище или грязнее. Просто другой. Отдает неким металлом, недаром Екатеринбург – город заводов. Вся металлургия за ним. Если в Москве с каждым новым вдохом ты чувствуешь, как воздух свежеет и занимает все больше места в твоих легких, то на Урале дышишь словно на одной высоте.  Надышаться труднее, уровень воздуха практически не поднимается.

Екатеринбург – город регулярной планировки. Когда-то, в 1723-м, завод-крепость с его крепостными валами был заложен вдоль заводской плотины и поперек реки Исеть. Как правило, любой русский город, стоящий на воде (Москва, Новосибирск, Красноярск и другие) вытягивается вдоль реки, а не наоборот. Поэтому можно сказать, что Екатеринбург - город скорее европейский, нежели русский.

На улице 8 марта, возле городского цирка, стоит заброшенная телевизионная башня. Она словно стремится дотянуться до луны своей недосягаемой высотой, грозно рассекая облака могучим видом. Телебашню начали строить в конце XX века, а когда деньги, выделенные на строительство, закончились, ее оставили стоять адмиралтейской иглой в центре Свердловска. Какое-то время она пользовалась завидной популярностью у суицидников, да и сейчас производит довольно гнетущее впечатление. Зато вид с нее открывается шикарный.

Екатеринбург богат необычными заведениями. Например, бар «Ernest Hemingway».  Думаю, писателю бы понравилась задумка основателей этого заведения. Встроенный в нижний этаж жилого дома, «Хемингуэй» является одновременно и современным кафе с хорошей кухней и почти что домашним баром с кипой всевозможных книг на полках. Совершенно разных писателей и жанров. Такое чувство,  будто посетители спускаются сюда прямо в тапочках, чтобы  выпить Кальвадос и почитать хорошую книгу. А затем в спешке перепутать полки, поставив Фрейда к Бальзаку, а учебник по физике к «Белой гвардии».

В Доме Кино находится кафе «EverJazz». Когда я спустилась в него, то увидела переполненные столики и услышала невероятно красивые звуки синтезатора. Выступала молодая украинская певица Мария Чайковская. Эта маленькая хрупкая на вид девушка пела одновременно звонким и очень сильным голосом. В длинном вечернем платье и распущенными волнистыми волосами, она была похожа на русалку, которая сидя на камне, поет под лучами заходящего за облака солнца.
 
В двух шагах от Плотинки, возле Почтамта, на земле лежит одна из главных достопримечательностей Екатеринбурга – звезда нулевого отсчета километров. Старожилы города говорят, что на звездочку нужно наступать левой ногой и загадывать желание. Тогда оно обязательно сбудется. Наступила. Загадала.
Примерно через двадцать шагов мне встретился весьма неожиданный собеседник. Им оказался повар Соловецкого монастыря – Сергей Пономарев. Мужчине на вид около пятидесяти лет, говорит спокойным, вкрадчивым голосом. Оказалось, что Сергей родился в Екатеринбурге, но на тридцать лет уезжал из России, странствуя по миру. По возвращении он нашел город измененным, и ему не пришлись по душе современные архитектурные постройки:
- Небоскреб? «Высоцкий» ваш? Да не простоит он долго. Простоит лет пятьдесят – и снесут его. А вот деды наши храмы православные на 400-500 лет ставили. Вознесенская церковь ещё целую вечность будет стоять. А всё потому, что кирпичи там выкладывали на раствор, который на яичном желтке заводили. И кирпич был совершенно другого качества. Он вечный. Старые, дореволюционные храмы в каждом российском городе – это наша общая душа. А душа бессмертна, вы же знаете…

В Екатеринбурге есть два района - Химмаш и Уралмаш, особняком стоящие от столицы Урала. Я побывала на Химмаше, в 30 минутах от мегаполиса. Разница с центром - колоссальная. Как будто попадаешь в чисто советский город, особняком стоящий от столицы Урала. Хрущевки постепенно сменяются сталинскими постройками с потрескавшейся штукатуркой и объявлениями прямо на стенах домов. Люди неторопливо бредут по своим делам, лениво разглядывая вывески:"Квартирное бюро","Спиртные напитки","Салон красоты "Лидия". Такого ритма жизни не встретишь на площади Ленина. Воздух невероятно чистый, под ногами шуршат опавшие листья, а ели отдают голубым цветом. По пути к Уральскому металлургическому заводу я встретила двух милых бабушек – Тамару Сергеевну Базуеву и Антонину Васильевну Засыпкину. Обе пенсионерки всю свою жизнь проработали на Уралхиммашзаводе. "Сколько себя помним, живем на Химмаше. Дети, внуки тоже здесь. В центр практически не выезжаем, если только в пенсионный фонд".
Дорога к заводу лежит через парк. Такое чувство, что он остался нетронутым с 50-х гг. ХХ века. Разросшиеся кусты, задевающие листвой скамейки с молодыми мамами и колясками. Неухоженные тропинки ведут прямо к доске почета, висящей возле входа на завод. Во всей этой несобранности, ощущается своя историческая эпоха, а в ней неповторимые прелесть и загадка.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.