Скандальное документальное
Miramax Films/Dog Eat Dog Films, США, 2004г
Продолжительность: 122 мин
Документальный
Режиссер, автор сценария, продюсер: Майкл Мур
С участием: Джордж Буш, Усама Бен Ладен, Билл Клинтон, Саддам Хуссейн, Роберт Де Ниро, Бен Эффлек, Бритни Спирс, Стиви Уандер, Колин Пауэлл, Кондолиза Райт
Рейтинг: 5
Самый коммерчески и социально успешный американский документальный фильм едва не повторил судьбу таких шедевров советского кино, как "Проверка на дорогах" или "Комиссар". Прокатчики откровенно испугались болезненной и агрессивной темы. Заслуживший репутацию диссидентствующего Дон-Кихота своим "Боулингом для Колумбайн" и скандалом на Оскаровской церемонии, Майкл Мур продолжил яростную атаку на стереотипы массового сознания и официальной пропаганды родной Америки и представил на экране виртуозно смонтированное, крайне субъективное в оценках, и оттого эмоционально завораживающее досье "эпохи Джорджа Буша-младшего". Только отчаянный авантюризм подюсеров Вайнштейнов из непотопляемого "Мирамакса" и неожиданная "Золотая пальма" Каннского фестиваля спасли "Фаренгейт" от пыльной студийной полки и взбудоражили нешуточные политические и социальные страсти во всем Новом Свете.
В упрек автору можно поставить то, что фильм распадается на две почти самостоятельные части. В первой - Мур начинает блистательное и аргументированное расследование событий 11 сентября 2001 года (не показывая ни одного кадра собственно террористической атаки на здания Всемирного Торгового Центра), их загадочной предыстории и не менее странных последствий. В контексте предлагаемых фактов роль нынешнего президента США и его политических решений в развитии событий получает принципиально отличное от официальной версии и, по меньшей мере, сомнительное значение. Слишком уж запутанными и неприятно близкими оказываются отношения техасских нефтяных магнатов Бушей и многоликих саудовских финансистов Бен Ладенов. Мур задает болезненные вопросы, на которые почти невозможно, но необходимо найти ответы.
Вторая часть полностью переключает внимание взбудораженного зрителя на "маленькую победоносную войну" в Ираке. Фронтовое досье Мура ещё более эмоционально и субъективно. Авторский монтаж превращает сухие хроникальные кадры в горькую и страстную сатиру на любую американскую войну и заставляет вспомнить такие голливудские шедевры, как "Доктор Стрейджлав", "Военно-полевой госпиталь", "Уловка-22" и "Цельнометаллический жилет". Яростная и глубоко патриотическая ненависть режиссера к правящей администрации рекрутирует на его сторону даже тех, кто всё ещё питает наивные иллюзии величия Американской Мечты. Иракская авантюра продолжается, но с ростом зрительской аудитории "Фаренгейта" у администрации Буша остается всё меньше аргументов для её оправдания.
По окончании фильма, по мере его осмысления мой единственный упрек отпал сам собой. Две части "Фаренгейта" оказались так глубоко и органично связаны, что картина превращается в стройное и цельное послание мыслящего и совестливого человека к своим соотечественникам и ко всем жителям нашей, такой глобализованной Земли. Переключение зрительского внимания с авиаатаки нью-йоркских небоскребов на бессмысленную и бесконечную иракскую войну лишь отражает изменение морального климата в самой Америке, предпринятое идеологами Белого Дома. Не ответив нации на мучительные вопросы "кто виноват?" и "что делать?", администрация Буша втянула страну в беспримерную авантюру, абсурдность и боль которой чутко и безжалостно констатирует "диссидент" Майкл Мур. "Фаренгейт 9/11" своим термоядерным душевным зарядом способен перечеркнуть будущее нынешнего американского президента. И дай Бог Америке (да и всем нам!), чтоб это так и произошло…
Gurnal.ru, сентябрь 2004
Свидетельство о публикации №212101500822