Павлов и Фрейд. Дополнение 3

Особый пример предвзятости разбираемого автора мы видим в том, что для своего доказательства примитивности теории Фрейда перед физиологией Павлова он заходит совершенно с обратной и ведущей к негативному впечатлению стороны.

В целом Г. Уэллс пытается убедить нас в мысли, что позднейшие философские открытия венского доктора, которые с первого взгляда действительно подвержены определенным сомнениям, являются фундаментом его допущений в отношении основных открытий психоанализа, к которым относится вытеснение, сексуальность и Эдипов комплекс. Таким образом, важнейшие открытия глубинной психологии неврозов ошибочно представлены как вытекающие из обобщенных философских предположений Фрейда, выведенных в книге «Тотем и Табу», а также на основании толкований символов в сновидении.

Несомненно, это только крупица всей правды.

Приведем отрывок из книги «Павлов и Фрейд», касающийся данного аспекта:

«Фрейд рассматривал комплекс Эдипа как центральное явление в детстве обоих полов, явление, которое в конечном счете определяет не только характер и способности индивида, но также существенные черты мужественности и женственности. Он пришел к этому взгляду на человеческую природу, как мы видели, в основном при помощи дискредитированных антропологических умозрений и перевода стереотипных символов предполагаемого врожденного изначального языка.

 Если бы он не настаивал на концепции врожденного архаического наследия, то его основная претензия на новизну, на «открытие» преисподней бессознательного, была бы невозможной.

Эдипов комплекс, младенческие стадии сексуальности и все прочее тогда в лучшем случае стали бы характерными чертами определенных конкретных людей, определенной категории лиц, живущих в определенном месте и в определенное время. Тогда он не смог бы притязать на универсальность. Исходя же из предположения психического наследия, полученного от далеких времен, он мог, со своих собственных позиций, притязать на универсальность своих «открытий». Только это и позволяет ему заявить претензию на то, что он создал совершенно новую науку — учение о бессознательных психических процессах».

Нам прекрасно известно, что, напротив базовые и первоначальные открытия детской сексуальности, вытеснения, сопротивления и комплекса Эдипа, имеющих основополагающее значение как в неврозах, так и в глубинной психологии в целом, привели Фрейда к гораздо поздним размышлениям о психологии масс, религии и некоторым намекам, подчеркнем, о коллективном бессознательном.

Представленная автором картина развития учения Фрейда не верна в историческом прогрессе. Мы уверены, что в этом состоит основная цель и намерения Г. Уэллса.

Автору выгодно изменить порядок относительно взаимосвязи во времени открытий Фрейда ради своего преподнесения негативного отношения к психоанализу.

                Продолжение следует ...


Рецензии