Трудная дорога к Абаю

        Абай – как много значит это имя великого поэта и мыслителя для каждого патриотически настроенного казахстанца! Надо, видимо, иметь определенный жизненный опыт, чтобы понять масштаб таланта этого степного философа, его едкие стихи, направленные против социального зла и невежества, проникновенные слова «Назидания». Да много ли найдется и сейчас в нашей стране людей, которые смогли бы читать в оригинале произведения Гете, Шиллера, Байрона и мастерски перевести на казахский язык Пушкина, Крылова и Лермонтова?!
Поэтому, внимая внутреннему голосу (ведь побывав во всех областных центрах республики и в 30 странах мира, не был на родине Абая), получив в конце августа часть трудового отпуска, я направился из Алматы на север, в сторону Семипалатинска, где жил и творил великий поэт-просветитель. Проехал на своей машине вокруг Талдыкоргана с ярко освещенной на протяжении многих километров объездной дорогой (мелькнула мысль – не лучше ли направить средства на «понтовую» иллюминацию на социальные нужды), миновал Ушарал и весь перерытый Аягоз (шел ремонт внутренних коммуникаций) и, наконец, добрался до города Шар. На выезде из него в сторону Семипалатинска висел плакат, гласивший, что ремонтируется 38 километров дороги, работы начаты в июле 2010 года, а завершение их намечено в декабре 2012 г. (хотя вряд ли это произойдет…).
        Стиснув зубы, пришлось преодолеть эту дистанцию по весьма неровной объездной дороге, выехать затем на новый участок трассы, но основное испытание ждало впереди. Судя по состоянию, асфальт на доброй половине шоссе до Семея не ремонтировался со времени, когда этот город перестал быть областным центром.
По вздыбленному асфальту, теряя запчасти, машины с трудом достигали города, известного всему миру, благодаря в том числе, остановленному в 1991 году ядерному полигону. Уже в Семее бывалые водители сказали мне, что если надо ехать на юг, то большинство из них предпочитает двигаться через Оскемен, несмотря на крюк в 200 км.
Поставив машину на ремонт на ближайшую СТО, я пошел знакомиться с достопримечательностями Семея. В первую очередь, конечно, направился в музей Абая Кунанбаева, но, увы, несмотря на то, что это был День знаний, и парк, расположенный напротив него, был полон школьников, гуляющих после «первого звонка», этот историко-культурный и литературно-мемориальный центр был закрыт!.. С группой людей, тоже желающих попасть в этот очаг духовности, мы обошли вокруг всего комплекса, но все калитки были перевязаны проволокой и на воротах висели амбарные замки – выяснилось, что директор музея г-н Аубакиров объявил этот день нерабочим, потому что накануне у сотрудников было какое-то мероприятие.

        Но, слава богу, град на берегу Иртыша славен  своей богатой историей! Мы с попутчиками с большим удовольствием ознакомились со старейшим в стране Краеведческим музеем и образцово содержащимся литературно-мемориальным музеем  Федора Достоевского, где очень хорошо оформлены также стенды, посвященные великому казахскому ученому Чокану Валиханову, раскрывающие истинную мужскую дружбу этих выдающихся людей и значимость их творчества.
        Особое восхищение вызвал музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых. Этот кладезь шедевров создан в 1988 году благодаря беспрецедентному в истории музейного дела Казахстана событию – дару семьей Невзоровых Семипалатинскому музею. Это более 500 картин, среди которых подлинные работы кисти Брюлова, Тропинина, Венецианова, Крамского, Саврасова, Шишкина, Куинджи, Шилова и других, целый ряд произведений западноевропейской живописи и графики, в том числе даже Рембрандта! Представлены в этом музее, расположенном в великолепном здании с беломраморными колоннами также произведения известных казахстанских живописцев: Кастеева, Калмыкова, Сидоркина, Тогусбаева, Тулепбаева (обладателя премии им. Сальвадора Дали) и талантливых художников всего Восточного Казахстана. Думается, что надо шире рекламировать наличие в стране такого храма высокого искусства!
На следующий день я поехал в святые для всех казахов места – Жидебай и Борли, которые дали миру великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, выдающегося философа Шакарима Кудайбердиева, корифея мировой и современной казахской литературы Мухтара Ауезова.
        После посещения дома, где жил и творил великий Абай, и могилы, где покоится его прах, я почувствовал себя совершившим своего рода хадж. Но всю обратную дорогу до Семея (по пути заехал и в музей М. Ауезова в с.Борли) мной обуревали грустные мысли – все ли сделано в Жидебае для того, чтобы достойно представлять для многочисленных паломников, в том числе иностранных, эту национальную гордость Казахстана?!
Дело в том, что к 150-летию великого мыслителя на его могиле был возведен крупный мемориал, размером 200 на 65 метров, над которыми возвышаются мавзолеи Абая и Шакарима, а вот внутренние просторные залы сводообразной конструкции, где задумывались экспозиции, пустуют до сих пор на протяжении уже 17 лет. Отверстия на сводах для естественного освещения залов не оборудованы и прикрыты грубыми щитами. Вся площадка мемориала засыпана простым щебнем. Амфитеатр в центре комплекса, который наспех ремонтировался во время нашего посещения, был, по словам сопровождавшего нас шыра;шы, предназначен для того, чтобы на этих ступенях сидели гости на ежегодно проводимых здесь в сентябре Абаевских чтениях. Но по этим ступеням можно только ходить, так как их ширина не превышает ступни, видно, что эта лестница не может служить для иного (архитекторам не мешало бы изучить зарубежные проекты, если задумали такое). Следовало бы также прикрыть амфитеатр куполом от палящего солнца и возможного дождя, учитывая его предназначение.  В состав комплекса входит рядом установленная мечеть совершенно невероятной конструкции, представляющая собой четыре конуса с полумесяцами на вершине, установленных прямо на уровне земли (аналогов не доводилось видеть), которая к тому же не использовалась по назначению, а была лишь общежитием для ремонтников, заполненным рваными матрацами, лежащими на полу, и бытовым мусором. 
        Одним словом, остался в душе осадок от того, что в силу традиционной у нас компанейщины, мемориал возвели в честь юбилея и доводить до конца не стали, ведь мероприятия кончились. И, видимо, невдомек чиновникам от культуры, что к этому историческому месту идет нескончаемый поток посетителей и все видят эти недостатки.

        3 сентября я опять пошел в музей Абая, который вновь был закрыт, но, по чистой случайности, встретил у ворот заместителя директора музея г-на Бекбатырова. Он сообщил, что, в отличие от  всех музеев мира, они отдыхают не только в понедельник, но и во вторник, а в субботу у них был санитарный день. Ситуацию спасли подошедшие два иностранца из Португалии. Они сказали, что их группа туристов летит по маршруту Семей-Астана-Алматы и они очень хотели бы посмотреть музей, о котором узнали заранее по Интернету. Надо отдать должное замдиректора, который, поняв ситуацию, оперативно вызвал экскурсовода и, в порядке исключения, открыл музей для трех посетителей, вызвав глубокую благодарность иностранных гостей и мою, так как приехал я сюда только с этой целью. Но разве правильно, что этот комплекс, созданный в честь личности, являющейся одним из символов отечества, не работает в неделю три дня?
        Назад, в Алматы, памятуя о том, что семские водители называли трассу на Шар «дорогой смерти железных коней», я решил возвращаться через село Караул и г. Аягоз. но увы, те 150 км, которые связывали эти два населенных пункта были сплошным бездорожьем. Машины ехали рядом с вдребезги разбитым асфальтом. В итоге, доехав до Ушарала, пришлось поменять резину на всех четырех колесах, такой непростой оказалась дорога к Абаю, не только в духовном, но и в физическом смысле!

Возникают вопросы:

        Почему же родина поэта, являющегося нашей национальной гордостью и исторические места, связанные с ним, столь труднодоступны?
Почему городу Семею, с которым, кроме великого Абая, связаны судьбы Шакарима Кудайбердиева и Мухтара Ауезова, жизнь и творчество непревзойденного певца Амре Кашаубаева, адмирала Маута Турганбаева, бывшего в на рубеже XVIII-XIX правителем Аляски, академика Каныша Сатпаева, всемирно известного писателя Федора Достоевского, выдающегося ученого Чокана Валиханова, археолога Алкея Маргулана, поэта Султанмахмута Торайгырова, писателей Жусупбека Аймаутова и Роллана Сейсенбаева, акына Исы Байзакова, режиссера Шакена Айманова, первого казаха-участника Олимпиады Гусмана Косанова, видных деятелей культуры Бибигуль Тулегеновой, Еркегали Рахмадиева, и многих других известных и искренне уважаемых народом Казахстана людей, не вернуть статус областного центра?
        К слову, местные жители говорили, что им не нравится нынешнее название города Семей, являющегося, по сути, сленговым сокращением Семипалатинска. Может быть, назвать этот город именем истинного певца свободы - Абая? Или, с учетом того, что в 1917 году в нем подняли знамя свободы лидеры партии казахской интеллигенции «Алаш Орда», провести социологический опрос и по этому названию?
        В этом городе расположены представительства Программы развития ООН, Японского правительственного агентства международного сотрудничества (JAIKA), Совета по международным научным исследованиям и обмену США (IREX), Азиатского кредитного фонда, имеется сеть высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, в том числе единственный в республике НИИ радиационной медицины и экологии, целый ряд крупных промышленных предприятий.
        Думается, что имея областной бюджет, этот славный город сможет погасить, наконец, кредит за единственный в стране уникальный подвесной мост через Иртыш,  привести в надлежащий вид мемориальный комплекс Абая в Жидебае и дороги к нему, чтобы не «заросла народная тропа» к великому Учителю.

(статья опубликована в газете "Ашык Алан" (Трибуна) №4(3) 19 сентября 2012 года)


Рецензии
"Успех - это чистая Совесть, пронесённая сквозь годы", - Абай.
Как-то по молодости запомнилось, и стало девизом по жизни.
С Благодарностью,

Василий Овчинников   05.10.2017 09:08     Заявить о нарушении