Значение крещения для Руси

Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.

Значение христианства для русского государства имеет две равноважные стороны.

Первая сторона представляет собой значение введения христианства на Руси вместо какой-либо другой мировой религии: иудаизма, мусульманства. В конце концов, даже конфессиональные различия (к тому времени уже существовали две христианские конфессии: католицизм и православие) имели решающее значение для судьбы русского государства. Во времена Владимира этот вопрос, как свидетельствует легенда из повести временных лет, стоял особенно остро.

Владимир был мудрым политиком и к выбору новой веры шёл постепенно, методом проб и ошибок. Принятию христианства на Руси предшествовала первая, неудачная попытка реформирования язычества. Владимир попытался создать пантеон богов, наподобие римского, и тем самым содействовать примирению многочисленных, враждующих между собой племён, и враждующих именно на религиозной основе. Но вскоре Владимир понял, что решение этой внутренней для государства задачи не снимет остроту внешнеполитических проблем. Европа уже почти целиком христианская, с большим подозрением относилась к воинствующим язычникам. Да и Византия не забыла ещё разрушительных набегов русичей. Рим и Константинополь не особенно ладили друг с другом, поэтому вполне понятна та политическая борьба, которая развернулась вокруг решения Владимира о выборе веры.

Так что древняя легенда имеет под собой вполне реальные исторические  корни и нет никаких оснований не верить в её историческую реальность. Даже то место в летописи, где наряду с христианскими конфессиями была послана делегация и к иудеям, вполне укладывается в мудрые попытки реформировать духовную жизнь страны. Вполне возможно, что Владимир, видя такое соперничество между христианами, мог подумать о возможности выбора иудаизма в качестве соломонова решения. Таким решением он убивал многих зайцев: иудаизм не преследовался явно со стороны христианства, так как он являлся его предтечей и исторической родиной. С другой стороны, самостоятельного государства у иудеев уже не было, и здесь Владимир, став монархом единственного иудейского государства, ни у кого в вассалах не ходил и делал Русь третьей равновеликой христианству основой мира. Что перевесило в принятии Владимиром решения – трудно сказать. Наверное, и личные симпатии и антипатии и трезвая оценка современного ему состояния иудаизма, как отживающей своё религии, и повсеместные гонения на евреев. Вопрос о выборе мусульманства, думаю, стоял не так остро.

Всё же Русь, несмотря на своё граничное азиатско-европейское положение, всегда была ориентированна на Европу, всегда ей подражала и к ней стремилась. Если и пригласили варягов то также из Европы (хоть и языческой её части).

     Всё это и предопределило выбор в пользу христианства. При этом выбор был сделан в пользу византийского велелепия и велеречия, против римско-католической начётистости и законничества.

     Значение конфессионального выбора также трудно переоценить. Выбрав католичество, Владимир решил бы множество внешнеполитических задач: он сразу становился своим для Западной Европы, а это и торговля, и военная помощь в отражении набегов с Востока и юга, и многое другое (наука, культура). Одно только «но» перевесила все эти доводы: жёсткая иерархия во главе с Папой Римским.

А  Владимир хотел большей самостоятельности, которую он и получил в Византии. Во всех других отношениях, это явно был менее удачный выбор: Византия находилась в упадке, под постоянным давлением со стороны Рима, не желающего бесплатно помогать своему христианскому собрату в борьбе с воинствующим мусульманством, и требующего власти и полного подчинения. Прав ли был Владимир, не нам судить – история не имеет сослагательного наклонения (что было бы, если бы). Во всяком случае крестовых походов на Русь не было бы. Возможно и в борьбе с татарами была бы какая-то помощь. Здесь мы подошли ко второй стороне значения христианства для Руси.

А что собственно дало введение христианства именно в православном виде? То, что приобрела Русь в Византии не укладывается ни в какие политические расчёты и вряд ли Владимир брал в расчёт, что из Византии на Русь придёт вся глубина эллинской философии, а это стало возможно только при совпадении двух факторов:

1)Внедрение Кириллом и Мефодием новой азбуки с переводом основных книг священного писания (тогда же, кстати, был сделан и перевод некоторых книг древнегреческой философии);

2)Введение православия, приведшее к повсеместному распространению церковного чтения, с богатейшей византийской богословской традицией.

Понятийный ряд языка одним махом (минуя тысячелетнее постепенное развитие терминов и понятий) был обогащён огромным числом новых философских категорий, доселе в языке не существовавших (например: дух, личность и т.д.). Это резко повысило возможность выражать абстрактные мысли. Это, конечно, ни в какое сравнение не шло с европейской схоластикой, не имевшей такой глубины, так как базировалась она более всего на римском праве.

     Невозможно представить себе и более сильного воздействия на уровень русской культуры, чем то, которое оказало принятие православия на Руси. Достаточно привести тот факт, что всего через сто лет после крещения Руси её поэт смог создать такой шедевр мировой культуры, как «Слово о полку Игореве». Красота слога, мощь образного мышления, поэтическая стройность, философская глубина – такого не смог создать европейский эпос и после пятисот лет католического христианства
( сравните «Песнь о Нибелунгах» и др.). Именно православию мы обязаны той глубиной загадочной русской души, которая так поражала европейцев.

     Конечно, у этой медали есть и обратная сторона: образ жизни, навязываемый византийской моделью христианства, тяготел более к духовной стороне жизни и тяготился её материальной стороной. Поэтому в техническом отношении Русь всегда проигрывала католическо-протестантской Западной Европе и в этом есть объективная закономерность, на которую не влияли никакие политические и экономические реформы: посмотрите на карту Европы и увидите, что наиболее развитые страны - католические и протестантские, а православные (Греция, Болгария, Сербия, Россия) – всегда плелись в хвосте технического прогресса. И это при том, что техническими гениями страны  не были  обделены.

     Таким образом, мы, насколько это было возможно в коротком сообщении, оценили реальное значение принятия Русью православного христианства.


Рецензии