Когда не заходит солнце
Облака плывут по небу, как по морю гребешки волн. Они движутся медленно и неслышно и, кажется, что можно дотронуться до них рукой, стоит только лишь протянуть ее. Куда они бегут? Кто их знает… Куда гонит их ветер, этот вечный неутомимый странник. Они то надутые, как паруса под ветром, то грязные и рваные, как после бури, то причудливо похожие на фигурки людей и животных, то летучие, как перышки птиц, или слоеные, как пирог… И там, над ними, весело синеет небо и золотится солнце, пронизывая их своим лучами, как стрелами, бегущими к земле.
Ветер рассыпает солнечные блики по деревьям, домам и дорогам, переливая и сплетая их тени друг в друга, и тихо нашептывает свою баюкающую песню. Про что? Каждому про свое. В его дуновении слышатся разные слова, и всякий знает, кому какое. Вот зашуршали листья, о чем-то поспешно перешептываясь с тревогой, тихо вздохнула река, всплеснув водой о берег, весело зашумело поле, качая колосьями и золотясь в зареве. А там уныло скрипнула калитка и повернулась на ржавой петле, с досадой хлопнув о забор. Дверь приоткрылась под сквозняком, словно прислушиваясь к чужому разговору, и лукаво закивали цветки в палисаднике, услыхав, что прошептал ветер им. Старая ветла сердито скрипит, раскорячившись своими стволами во всю ширь поляны. Завидует молодым гибким деревцам, окружившим ее старую и растрескавшуюся корягу с гнилой корой, изъеденной мошкой. И мягко гнется трава, утешая ее старость, гладит корявую корку ствола своими зелеными ладошками, прохладными и мягкими.
А ветер летит дальше… Лижет своими языками дороги, поднимая рыже-серую пыль и скатывая ее в клубки, рвет дождевые нитки и сыплет их горохом на землю или сталкивает лбами тяжелые грозовые тучи, завихряясь о них, словно туго закрученный мальчишеский чуб, и падает низкой волной под сверкнувшую молнию, сгибая своей тяжестью ветви и натужно ревя на все кругом. Любо ему погулять на просторе!
В океане – вот где ему раздолье! Смерчем обрушивает он свою силу на громаду вод. Вздымает их и швыряет вниз, разбивая друг о друга, словно месит в гигантской воронке черное вязкое тесто и ревет, как раненый зверь, срывая с острых гребней седые плевки и разбрасывая их на все стороны. Крутит, смешивая воду и небо в одно месиво, ярится, летая на черных крыльях, сметая все на своем пути. Горе тому, кто оказался в его ядре! Кто в шторме не бывал, тот страха не видал! Крутит шторм суденышко, как скорлупку, швыряет его, словно игрушку, и дела нет ему до того, что человек – царь природы! Бушует стихия, клокочет, смеется над ним: ну что же, укроти попробуй! Царь, говоришь, а я вот как тебя, в бараний рог, да об колено – и поминай, как звали! И загудит, заухает, захохочет громовым раскатом, будто в насмешку!
А то вдруг, словно дитя, натешится да и бросит озоровать. Утихнет внезапно, точно и не было ничего: тучи раскидает, разгонит. Ластится к волнам, как к матке, виноватится, нашкодил, мол, так что ж, не век же серчать… И полетел, куда глаза глядят, на другую сторону…
В пустыне тоже он хозяин. Пески, сухота, пекло раскаленное. Бурю поднимет – не продохнешь, все засыплет, все заметет, песчинками колет, как иглами, ничто не укроет. Один бархан сдует, другой наметет. Все застит – солнца не видать! Язык его горячий, огненный, пришкварит, как черным дымом – пощады не жди, жаждой томит! А ночью холодом дохнет, словно со дна студеного, пытает путников, прочность их земную проверяет. Суров ветрило, не покается. Сколько жертв на нем, а не унимается, спорит с людьми, кто кого на земле…
В горах ему уж не так вольготно, а и там свое берет. С эхом гуляет меж гор, камни да валуны валит. Иной раз тучку на гору загонит, повесит на шпиль, как тряпку на веревку и баюкает ее, пока та не сорвется. По ледникам озорует: речки горные торопит, гуркует с водой да камни лижет. По горным лугам носится, хорошо ему там, чище, солнечнее. В долинах полетает, по теплу и солнцу. По садам и виноградникам аромат развеет, пчелам поможет цвет опылить и опять ввысь, к снегам. А там уж коли осерчает, тоже мало не покажется! Холодно, воздух разреженный, дышать тяжело, и снег, колкий, злой. Не любят горы, когда их покой нарушают, вот и зовут ветер прогнать незваных гостей. Если что не по нраву, залютует ветер, поднимет колючий снег да и давай бушевать безжалостно! Хозяин, словом…
Ледяные пустыни – тоже его простор. Белой простыней лежат бескрайние снега. Оба полюса холодом укрыты, а ему и там хорошо. Ни холода, ни жары не боится. Снег слепит от солнца сверкающий, а ему и невдомек. Простор вольный – гуляй, душа! Полярное сияние полощется, словно ленты цветные, переливается, дрожит, а ему любо. Славно Север его встречает! И не ворчи на полярную ночь, тут свое солнце, самоцветное, какого нигде больше не встретишь! Красота дивная!
Отполыхало, а уж ветер в другом месте! Везде поспевает, нигде не опаздывает и всегда вовремя.
Но есть ветер другой. Он кочует по жизням и судьбам, переплетая всех немыслимой паутиной хитроумных лабиринтов, в которых так трудно бывает порой найти свое истинное. Он сталкивает людей в этих лабиринтах, заводит в тупик или выводит к солнцу, где оно никогда не заходит, потому что они нашли друг друга. Или разводит их, продолжая путать их пути с неведомого желания кого-то, кому это непонятно зачем нужно.
Он свищет, колеблет их голоса и дует им в уши свои песни, клокочет в сердцах гулким набатом непонятной тревоги. Или блаженно растекает тепло по душе, пронизывая солнцем всю суть земного создания, именуемого Человеком.
Паруса его разные. У кого большие и видные издалека, у кого едва заметные на волне жизни. И крылья у него разные: на каждую высоту свои. То орлиные, до небесных высот, то словно пришпиленные кем-то в насмешку, короткие и тяжелые, как скребущие по земле грабли. Почему так? Подумай сам. Не в тебе ли нет той высоты и силы, не ты ли сам мелок и слаб душой, свое ли ты схватил у жизни?
Те, кто вышли на восход, не знают заката, потому что всегда идут за солнцем, а оно светит всем: и справа и слева. И тень его накрывает только тех, кто отстал, ленив и бездеятелен. Тогда оно медленно уползает от него за горизонт большим раскаленным кругом, точно сердится, и накрывает его тенью. Прибавь шагу, не спи, не пропусти своего восхода, не потеряй его из вида, другого не будет. Не будет…
Успевай, спеши жить, когда солнце не закатывается, только там ты поймешь радость жизни. Это дано всем. Беги на восход, спеши за солнцем.
Я тороплюсь, я бегу. Пусть закат останется за спиной!
Свидетельство о публикации №212101600834
Вадим Втюрин 2 16.05.2021 18:58 Заявить о нарушении
читать нужно внимательно и вникать в текст, а не по верхушкам судить о том. что не удосужились даже внимательно прочитать!
полностью соответствуете своей фамилии по бестолковости, некомпетентности и глупости!
Надежда Зотова.
Надежда Зотова 2 15.02.2022 10:24 Заявить о нарушении
Вадим Втюрин 2 15.02.2022 11:31 Заявить о нарушении
Надежда Зотова 2 25.06.2024 21:01 Заявить о нарушении