Белый параход Чингиза Айтматова

Чингиз Айтматов "Белый пароход".

Белый пароход - символ счастья, мечта маленького мальчика, брошенного разбежавшимися родителями в горном посёлке, где живет лишь три семьи лесников, куда раза два в год заезжает автолавка и нет ни школы, ни клуба, ни магазина, и вообще никого, кроме нескольких человек, скота и рыбы. Писатель создает хрупкий внутренний мир восьмилетнего мальчика, состоящий из деда Момуна, камней с именами, запруды, добрых и злых людей и двух сказок. Мир, кристально прозрачный, как вода в горной речке, в которой купается мальчик, мечтая превратиться в большую рыбу и уплыть к белому пароходу, на котором работает матросом его папа. Это первая сказка. Но мир ребенка не может быть сам по себе. Ему нужна основа, фундамент, без которого он рушится. Для мальчика эта основа - его родной дедушка, заменивший ему его отца и мать. И сказка деда про Большую Рогатую Олениху, сохраняющую и благословляющую их род. Это вторая сказка, связывающая его с миром добрых людей.

Дед Момун - простой и добрый человек, принимающий мир таким как есть, за исключением бесплодия его второй дочери, терпящей из-за этого постоянные побои и унижения от своего мужа-лесника Орозкула. Орозкул - злой человек, ставший ещё злее от бесплодия жены и вымещающий на ней всю свою злобу за неудавшуюся, по его мнению, жизнь: наследника у него нет, пропадет всю жизнь "в этой дыре", а мог бы жить в городе, ездить на блестящей машине, командовать и повелевать людьми. Своего тестя он ни во что не ставит, несмотря на то, что тот выполняет всю его работу, при этом значительно старше него и по местным обычаям является аксакалом - самым старым и уважаемым человеком в роде. Орозкул помыкает дедом, пользуясь его безответностью, чувством вины за бесплодие дочери, страхом что Орозкул её бросит. Этого не может не замечать мальчик. Хоть он и недолюбливает дядьку Орозкула за его пьяный и злой норов, но в то же время искренне желает ему счастья: чтобы Рогатая Мать Олениха принесла на своих рогах ему колыбельку для его ребёнка и он не был таким злым.

Это неправда, что родившись в мир, человек сразу может стать самостоятельным. Как в утробе матери он не может без пуповины, так и в мире он находится в "утробе" семьи, питаясь от неё и телесно и духовно. Он не может быть цельным без этой "духовной пуповины", "пружины", приводящей в движение его маленький "городок в табакерке".
Такой мир рисует Ч. Айтматов. В этом мире всё близкое, родное, доброе: камни - это друзья, у каждого своё имя, своя история; речка - источник физической радости; белый пароход в окуляре бинокля на озере Иссык-Куль - далёкое и желанное будущее. Сказки объединяют, концентрируют весь этот маленький мир. Наконец дедушка - это основа мира, его пружина.

В повести есть и другие миры, и прежде всего это антимир Орозкула - привычный и знакомый нам мир взрослого, с кривыми зеркалами полу-лжи, серой пылью равнодушия, жгучей грязью злобы - жизнь, страшная своей повседневностью и неотвратимостью. Можно ли вообразить, что этот человек тоже когда-то был таким мальчиком? А ведь был. Только как-то незаметно просочилась чистая, родниковая жизнь сквозь пальцы наших ладоней, оставив их для пыли и грязи. Но рассказ не об этом. Или не столько об этом, сколько о предательстве. Слова бессмертного и мудрого Маленького Принца: "Мы в ответе за тех, кого приручили" более всего относятся к родителям, воспитателям.

С точки зрения антимира Орозкула, да и других обитателей поселения, дед Момун не сделал ничего плохого. Но с точки зрения Маленького Принца он нарушил главный завет воспитателя и разрушил основу мира своего внука, убив Рогатую Олениху и с ней первую сказку. Поэтому  повесть не о самоубийстве мальчика, бросившегося от горя в реку, а об убийстве беззащитного человека. Что оставалось мальчику от его мира без основы, без пружины, разрушенного так же, как "городок в табакерке"? Осталась только вторая сказка про белый пароход. Иначе быть вовсе без мира, стать антимиром, наподобие Орозкула. Но это только для нас является альтернативой. Это мы способны выбрать между миром и антимиром, способны убивать сначала в себе, а потом и в других настоящий, пусть и сказочный мир, выбирая "тьму в конце тоннеля".

Повесть "Белый пароход" - это протест против убийства человеческих душ. Это призыв прислушаться к человеку, которого вы "приручили" (если вы хоть кого-то приручили, а значит нужны хоть кому-то на земле). Это утвердительный ответ на вопрос Гамлета: "быть или не быть?" Это приглашение прислушаться к себе и откопать среди пыли и грязи своего антимира остатки того "хрустального городка в табакерке", ради которого мы и живём на земле.


Рецензии