Беседа 4. О психическом благополучии и локомотивах

Психами не рождаются, психами становятся. А как становятся? Процесс этот обычно длительный и сложный, редко быстрый и внезапный. В медицине, вообще, и в психиатрии, в частности, до сих пор к единому знаменателю не пришли, что ж это такое психическое расстройство. Есть школы которые психов таковыми не считают, а их расстройство называют "особым вариантом нормы" понимания себя (персонализация) и мира (реализация). То бишь, они и не сумасшедшие совсем, а нормальные такие люди. С очень своеобразным "взглядом" на жизнь. Спорить желания нет, замечу лишь, что к таким гражданам с "особым вариантом нормы" как А.Р. Чикатило или Джеффри Дамер слово "норма" вообще трудно применимо. Да, да, этих господ я считаю откровенными психами, и признали их вменяемыми исключительно для того, чтобы они не отделались за свои дела лечением в дурдоме. Про серийников мы отдельно еще поговорим. Каков же путь становления психически нездоровым субъектом. Представь себе поезд: локомотив, три-четыре вагона. Сей состав символизирует всю внутреннюю составляющую человеческого "Я" - сознательное, подсознательное, бессознательное в совокупности. В вагонах - информационный груз, набираемый в ходе жизни. Вот родился человек. Информации ноль - поезд стоит. Вот человек принял первое значимое сведение для психического равновесия - он осознал собственное Я. Машинист добавил тяги. Локомотив тронулся, состав поехал. Скорость небольшая. Вот человек осознал, что он смертен - еще тяги, еще скорости добавилось. Пошел в детский сад, в социум, в отрыв от родителей - тяга в плюс. Первая любовь - еще скорости.  И так далее. Чем более значимое событие, тем больше прибавляется хода. И вот уже наш поезд не слабо так разогнался. А у каждого ж/д состава есть предельная безопасная скорость, разовьешь выше - крушение. События в жизни разные: кому-то смерть близкого это всего 3-4 км/ч в плюс. А кого-то собака облаяла - так ему 30-40 сразу накидывает. Машинист у всех разный. Кто он? Вот тут-то и кроется загадка. Неизвестно. Поймем - сможем вовремя дать приказ убавить тягу, предотвратить катастрофу. Возразишь, мол, далеко не каждый ведь с ума сходит. Поезд то получается притормаживает. Да. Машинист все же не дурак, он понимает - превысит норму, погибнет сам. Сам и убавляет тягу. Но иногда он этого не делает, уснул, например. Тормозить некому. И система автоматической остановки сломалась, как назло. Что делают с настоящим поездом, решившим покататься с ветерком на красный свет или сверх нормальной скорости? Сначала кидают остановочные петарды, хлопок, машинист просыпается и начинает сбавлять ход. Так и с человеком, когда видят, что ему тяжко на душе, окружающие стараются приободрить, развесилить, успокоить. В большинстве случаев этого достаточно. А если машинист без сознания и скорость огромна? И еще вагонов много, и они нагружены? Тогда бросают вдогонку локомотив, который должен присоединиться к поезду-беглецу и своей тягой замедлить и остановить умчавшийся состав. Этим догоняющим локомотивом может быть врач-психиатр, психотерапевт или кто-то, кто сможет помочь конкретному человеку в его ситуации. Но вот беда - у догоняющего локомотива тяга меньше оказалась, он не выдержал, тормозные колодки сгорели и ему пришлось прекратить преследование. Что теперь? Приходится идти на крайние меры - сбросить поезд с рельс, чтобы он не наделал бед, когда подъедет на своей огромной скорости к станции с людьми. Вот так в психушку и закрывают. На место окончательной остановки свихнувшегося поезда. Так что лучше притормаживать все же, когда скорость небольшая. Догонять вовремя.


Рецензии