Юные годы

   Я родился 3 ноября 1909 года в Западной Украине в селе Тынно Вербского района Ровенской области, там же родились мои родители. На станции Верба в 1914г. высаживались донские казаки ,в их числе мог быть Григо                рий Мелехов. Хотя было мне в ту пору всего 5 лет, я помню, как через наше село верхом на лошадях непрерывно проезжали казачьи колонны. Кроме оружия за спиной и сабель на боку, у казаков были длинные пики, прикрепленные к ноге.
По линии отца из поколения в поколение велась родословная книга, согласно которой наша фамилия в  далеком прошлом была Шифельбаум-т.е. корабельное дерево. Мои предки еще с Петровских времен заготовляли материалы для кораблестроения, тесали клепку, бочковку, шпалы. Во время крещения букву «у» по ошибке записали как »й», с тех пор наша фамилия стала Шифельбайн. Предки по линии матери тоже были лесными рабочими по фамилии Родвальд, что означает «корчевка леса».Деда Шифельбайн я помню, он часто играл со мной, мальчишкой. Это был человек большой физической силы с окладистой бородой, хороший охотник и любитель рассказывать байки о своих охотничьих приключениях.
     О нашей родословной я знаю со слов отца, она затерялась в 1914 году во время эвакуации, когда часть родных высадили в Оренбурге, а часть увезли в направлении Ташкента, с тех пор они как в воду канули. Семья наша жила бедно, своей хаты не имели, жилье снимали в частных домах или ютились в лесных халупах типа землянок. Отец работал у лесопромышленников, тесал шпалы ,клепку, бочковку. Для работы у него были специальные инструменты, которые изготовлял знаменитый кузнец по фамилии Фукс. После моего появления на свет обрадованный отец заказал Фуксу специалььный топор под названием «шклют» наподобии лемеха с односторонней заточкой, на котором были выбиты мои инициалы. Всего нас было восемь детей, но выжили только я и младшие: брат Иван (Иоганн) и сестра Елизавета. Отец был малограмотный, умел только расписываться.
Когда началась первая мировая война, мы оказались в зоне военных действий и наша семья, в числе многих, была выслана в глубь Росии. Вначале нас езли на барже по реке Припять, затем мы долго ехали в товарных вагонах. На больших станциях детей подкармливали: рассаживали на полу вагона вокруг медных тазов с супом и мы вовсю работали ложками. В пути напала какая-то страшная эпидемия -говорили,что холера, -многие умирали, их прямо на ходу выбрасывали из вагонов. Мама тоже заболела, но каким-то чудом осталась жива.
В городе Оренбурге нас выгрузили, но часть людей осталась в эшелоне - в том числе и наша родня- их увезли в направлении Ташкента, больше мы никогда о них не слышали. Отец нашел нам квартиру в каком-то подвале и устроился на работу на лесопильный завод пилоправом. В Оренбурге нас застала Октябрьская революция. Помню, как отец приходил с работы с красным бантом в петлице пиджака.
       После революции мы выехали из Оренбурга в Украину с надеждой поселиться  в родных местах. Но шла война,там стоял фронт и мы остановились в Киевской губернии, в местечке Вчерайше того же района. Спасая семью от голода, отец нанимался строить избы крестьянам «за хлеб».Я, как мог, помогал отцу, а затем в течение двух лет пас крестьянских коров, хозяева которых по очереди кормили меня по  утрам  и накладывали в мою торбу хлеба с салом и бутылку молока на обед. В школу я пошел с11-летнего возраста сразу во второй класс, т.к. уже умел читать, писать и считать. Этому меня обучила студентка из Киева по фамилии Мороз, которая летом пасла скот вместе со мной. Через год я, минуя 3-ий класс, пошел в 4-ый,а затем в 6-ой
       В 1923 году начались государственные разработки леса, отец получил работу по специальности и мы переехали в село Песчана Балтского района вновь организованной Молдавской ССР.Это было большое украинское село около 5-и тысяч дворов, в центре которого располагалось местечко с еврейским населением. Здесь я закончил 6-ой и 7-ой классы, пройдя семилетку за 4 года, в летние месяцы я работал с отцом в лесу, он обучал меня работать топором и шклютом .После окончания школы я уже самостоятельно работал шпалотесом. В моем аттестате после окончания семилетки было записано: «Имеет особую склонность к математике и обществоведению».Это, повидимому, и определило дальнейшее направление моей жизни.
      Еще в школе в 1924 году я вступил в комсомол. В селе Песчана была организована партийно-комсомольская политшкола, где мы изучали азбуку коммунизма, историю партии и основы политэкономии. Закончив эту школу, я поступил во Всеукраинскую заочную совпартшколу, в 1927 году был избран секретарем сельской комсомольской ячейки. Комсомольцы проводили большую воспитательную работу среди молодежи , организовывали художественную самодеятельность. Комсомольцы, демобилизованные из армии, руководили кружками военного дела. Раз в году проводились военные сборы комсомольцев всего района, на них организовывалась военная игра и боевые стрельбы. В 1228 году на такой сбор приехал председатель ЦИК Молдавской ССР т.Воронович. Он был на вороном коне и лично наблюдал за военной игрой и стрельбами и вручил мне ценный подарок за отличную стрельбу из боевой винтовки. В это время я уже был  принят кандидатом в члены партии. Рекомендовали меня старые большевики, участники гражданской войны Мельников и Селиванов, третья рекомендация была от Балтского райкома комсомола.
         По окончании сборов райком организовал торжественную передачу в партию большой группы им рекомендованных комсомольцев. Я закончил краткосрочные курсы партийного и комсомольского актива и был направлен в пограничный город Григориополь, где был избран секретарем райкома комсомола и стал членом партии. Я мечтал продолжить образование и получил от наркомпроса Молдавии путевку на рабфак, но секретарь райкома,  позднее обкома партии тов.Малуха сказал: Видишь,идет революция (коллективизация) на селе? Позже тебя пошлем учиться. В 1930 году я был избран членом  Молдавского обкома комсомола. Весной 1932 года был направлен в г.Котовск, где вскоре был избран секретарем райкома комсомола. Город Котовск- это железнодорожный узел, бывшая станция Бирзула, переименованный в честь героя гражданской войны Г.И.Котовского, который там похоронен.
         В 1932 году я был призван в ряды Красной Армии и с большой группой призывников нашего железнодорожного узла был напавлен в  51-ю Перекопскую дивизию в г.Одесса.Я стал секретарем ротной комсомольской ячейки, а потом секретарем полкового бюро комсомола, а в 1933 г. был избран членом Одесского горкома. На собраниях комсомольского актива мне довелось слышать выступления нашего всесоюзного вожака тов. Косырева и командующего Украинским военным округом тов. Якира. Комсомольская работа в полку была очень насыщенной. Над нашим полком шефствовали Одесский театр Оперы и Балета, завод сельхозмашин и другие организации. Мы часто бывали у нас в гостях, а они приезжали к нам.


Рецензии