Книга Коронелло-глава 2. Изабелла Кастильская, Кар

ГЛАВА ВТОРАЯ

                ВО ВРЕМЕНА КАРЛА V

     Смерть Изабеллы Кастильской. Вопрос престолонаследия. 
              Восстание коммунарес. О характере Карла V

    В 1504 году умирает Изабелла Кастильская, пережив на целых семь 
лет своего единственного сына – принца Хуана. 
    Арагон,  по-прежнему,  остается  независимым.  Кастильскую  корону 
наследует дочь Изабеллы – Хуана Безумная. Регентом которой, стано-
вится супруг Филипп, а после смерти Филиппа, ее отец Фернандо Ара-
гонский, который умрет в 1516 году. 
    Карл  –  внук  Изабеллы  и  сын  Хуаны  Безумной,  которая  действи-
тельно  была  не  в  своем  уме  и  содержалась  в  монастыре,  провозгла-
шает себя 14 марта 1516 года королем Кастилии. Это вызывает край-
нее недовольство испанцев: «Как может сын при живой королеве-ма-
тери стать королем?!». Сеговия приняла сторону мятежников.
    Во  главе  восставших  горожан  выступает  испанский  дворянин  Хуан 
Браво (1483-1521),  женатый  вторым  браком  на  внучке Авраама  Сени-
ора (Коронел) –  Марии Коронел, дочери губернатора Сеговии –  Иниго 
Лопеса  Коронел.  (В  этом  браке  у  них  родилось  двое  сыновей:  Андре 
Браво де Мендоза и Хуан Браво де Мендоза). Поддерживаемый выго-
дным  союзом  с  дочерью  губернатора  города,  Хуан  Браво  получает  в 
свое подчинение народное ополчение Сеговии, которое становится ос-
новной силой восстания.
    Чтобы  начать  революцию  Хуан  демонстративно  повесил  на  цен-
тральной площади  королевского прокурора Родриго  де Тордесильяса, 
тем   самым  бросив   вызов   самому  Императору  Карлу   V.   Солдаты, 
оставшиеся  верными  престолу,  укрылись  в  замке  испанских  королей 
Алькасаре, где были  взяты в осаду бунтарями. Авторитет Браво среди 
восставших   поддерживался   мужеством,   смелостью,   благородством, 
демократичностью, а также деньгами его тестя – Иниго Лопеса Коронел. 
После разгрома ополчения в апреле 1521 года в битве при Вильяларе, 
восстание пошло на убыль. Хуан Браво попал в плен и на следующий 
день был обезглавлен.
    Сеговию  захватывают  войска  Карла  V.  В  городе  начинаются  масс-
совые  репрессии,  и  дело  доходит  даже  до  разрушения  городского 
собора,  но,  благодаря  заступничеству  родственников,  имеющих  вес  в 
церковных  кругах,  Иниго  Лопесу  Коронело  удается  избежать  казни. 
Однако,  Император  Карл  V,  в  наказание  за  поддержку  мятежников, 
отнял у него губернаторство в Сеговии, замки, земли, доходы с аренды, 
               
оставив только двух слуг. 9   Иниго Лопес  Коронел, не выдержав потери 
любимого зятя и утраты положения в обществе, скончался в 1522 году в


Осуне. (Севилья, Андалусия). В 1522 году восстание было подавленно,
а Карл V решив проблемы с Кортесами, сохраняет за собой престол.
    Император Карл был настоящим монархом в нашем понимании. Он 
уже  совсем  не  похож  на  средневекового  короля.  Это  монарх  новой 
эпохи, который просит подать карту Европы с целью уточнения границ, 
позвать писца, чтобы даровать подданным законы на несколько следу-
ющих веков. Получив  в  наследство  от  отца  Филиппа  герцога Бургунд-
ского –  Нидерланды, а от бабушки Изабеллы Кастильской –  Испанию, 

                Статуя Хуана Браво в 
                Сеговии

он зажал Европу в  тиски своих  владений.  С  избранием  28  июня  1519 
года  Императором  Священной  Римской  Империей,  его  притязания  на 
самого  великого  и  могучего  государя  Европы  становятся  достаточно 
основательными.

                Конкиста во времена Карла V

    Конкиста во  времена  Карла V приобретает  особый  размах. В  1519 
году  Эрнан  Кортес  присоединяет  к  владениям  Карла  V  Мексику.  Эта 
экспедиция  была  самой  настоящей  авантюрой:  всего  518  пехотинцев,
16  всадников,  несколько  арбалетчиков,  сотня  матросов  и  пара  сотен 
рабов  составили  вс;  его  войско.  А  намеревались  они  захватить,  ни 
много ни мало: Империю ацтеков. Губернатор Кубы, понимая, что люди 
отправляются  на  верную  гибель,  запретил  военный  поход.  Но  Эрнан 
Кортес самовольно увел корабли с войском в море. И случилось чудо! 

Горстка храбрецов покорила всю Мексику, взяла в плен императора 
ацтеков и сумела добыть  несметные сокровища. В последующие годы 
отважные конкистадоры покоряют Перу и Чили. Так начинает сбываться 
мечта Изабелла Кастильской и Фернандо Арагонского – Испания стано-
вится империей.
    Не  остались  в  стороне  от  походов  конкистадоров  и  представители 
славной фамилии Коронел. В 1508 году в Санто-Доминго прибыл Хуан 
Коронел, родом из Севильи. Он принял участие в завоевание Пуэрто-
Рико в 1509 году, служил в Венесуэле и Панаме. В 1519 году Хуан от-
правляется  на  Кубу.  После  захвата  Теночтитлана  (Мехико),  Коронел 
служит в Энтрада Пануко. Он никогда не был в дружеских отношениях с 
Кортесом. 
    В 1525 году он занимает пост прокурора в Медельине, а после в Ме-
хико.  В  1515  году  Хуан  Коронел  и  Эльвира  Фернандес  поженились  в 
Пуэрто-Рико. У них родилось шесть детей: три девочки и три мальчика. 
Старшего сына звали Матиас Коронел, который родился в 1550 году.10

             Религиозная революция. Гуманисты и теологи

    Время Карла V –  эпоха гуманизма, реформации и инквизиции. Эти 
три отправные точки – лишь ориентиры в духовной жизни тех лет.
    Карл  V  пытается  строить  общеевропейскую  монархию  на  основе 
Священно-Римской Империи. Такая политика вынуждает Испанию к се-
рьезной  борьбе  с  главным  католическим  конкурентом  –   Францией. 
Именно с ней Испанская Империя в ходе длительных войн делит ита-
льянские земли, так и с германскими протестантами, а также с Портой 
Оттоманской, которая в тот период переживает свой расцвет, и которой 
совсем не чужда идея веротерпимости и просвещения.  Война идет не 
только на полях брани, но и на церковных кафедрах, в университетах, 
типографиях. Слово «знание» в эпоху Императора Карла V весьма ча-
сто  служит  синонимом  слову  «истина».  Уставшие  от  жадности  и  лжи 
священников люди,  требуют  от  Церкви  обновления.  Старое никого  не 
устраивает,  а  относительно  нового  царят  разные  взгляды:  Одни,  тре-
буют  честности,  не  стяжательства,  подвижничества;  Другие  –  просве-
щения и образования; Третьи, усомнились во всем церковном учении, 
призывая  следовать  одной  только  Библии.18  октября  1517 года  Папа 
Римский  Лев  X  выпускает  буллу,  благословляющую  продажу  индуль-
генций.  (Церковный  документ,  заменяющий  наказание  за  грехи,  де-
нежной выплатой). Индульгенции выдавались Ватиканом веками, но на 
этот раз общество взорвалось. Профессор богословия Виттенбергского 
университета Мартин Лютер прикрепил к церковным дверям проклама-
цию,  содержащую  «Девяносто  пять  тезисов»,  в  которой  он  позволил 
себе усомниться в роли Рима в деле спасения душ человеческих. 
   Так началась великая эпоха Реформации и борьбы с нею. Несмотря 
на исторически смутное время вчерашние раввины, нынешние дворяне 


 Коронел  процветали.  Их  таланты  были  востребованы  новым  обще-
 ством, которое жаждало знаний чуть ли не сильнее золота. 

    Братья Майера Меламеда Коронел (возможно двоюродные – прим. 
 авторов)  –  Антонио  Нуньес  Коронел  и  Льюис  Нуньес           Коронел  пред-
 ставляют собой элиту европейского богословия. 
    Льюис Нуньес Коронел (рожденный не позже 1470 года), служит два 
 года Великим Инквизитором (Генерал Инквизитором Фландрии в 1520-
 1522 годах). В 1523 году он оставляет этот пост, оставаясь священни-
 ком и богословом. Начальное образование Льюис получает в универси-
тете Соломанки, с 1500 года учится  вместе со своими братьями Фран-
 циско и Антонио Нуньесами Коронел в Париже, где проявил незауряд-
 ные способности  в логике  и философии. В  1504-1509  годах  посещает 
университет  Сорбонны. В  1512  году  он  рукополагается  в сан священ-
 ника, а в 1514 году получает докторантуру. Годы, потраченные в Уни-
 верситетах, не проходят для него напрасно: Льюиса Нуньеса Коронел 
заметил сам король Карл V. И вот, вначале своей карьеры в 1520 году, 
Льюис отправляется в свите Карла V во Фландрию, где становится про-
 поведником.  Результат  этой  поездки значителен; Льюис  Нуньес  полу-
 чает  должность  Великого  Инквизитора  в  Брюсселе,  где  и  служит  по 
           11
 1522 год.
    В  истории  Испании  1522  год –  дата  многозначительная,  поскольку 
 именно  тогда Император  Карл V издает законы  против лютеран –  по-
 следователей Мартина Лютера. И уже в 1523-ем году, в Нидерландах 
 костры инквизиции жгут первых мучеников новой веры. Но, несомненно,
 гуманист  и  философ  Льюис  Нуньес  Коронел  считает  недопустимым 
 казнить за религиозные взгляды. В пользу такого предположения, гово-
 рят те сведения, которые нам удалось найти о нем в англоязычной ли-
тературе. В Брюсселе в 1520-1521 годах завязывается переписка Льюса
 Нуньеса Коронел с великим философом-гуманистом Эразмом  Роттер-
дамским,  известным  русскому  читателю  своим  произведением «По-
хвала глупости». Эразм Роттердамский – Льюису Коронел:

    «Уважаемый сэр Льюис Вивес, дал мне бегло набросок ваших замечатель-
 ных  качеств,  зажег  в  моем  сердце  огонь  желания,  заполучить  вашу  дружбу. 
 Это желание сильно подогревал Людвиг Блэр, который с восторгом охаракте-
ризовал  Вас, как богослова, литератора и элегантного математика. Как чело-
 век, по нынешним временам, полный свежих мыслей и подлинно христианской 
 воли, Вы были известны мне ещ; из письма Ги Мориллона. Я сожалею, что не 
располага ю дружбой таких людей, как Вы.
                (Базель, 1522)».12

    Примечательно,  что  философу  Эразму  Роттердамскому  рекомен-
дует Льюиса Нуньеса Коронел, всемирно известный философ-гуманист 
 и педагог Хуан Льюис Вивес (6 марта 1492-6 мая 1540), происходивший 

               
из семьи крещенных испанских евреев, друг Эразма Роттердамского и 
Томаса Мора автора знаменитой «Утопии». Хуан Льюис Вивес вошел в 
историю  науки  как  первый философ,  оценивший  роль  эксперимента  в 
познании и автор многочисленных работ по воспитанию детей.
    В  переписке  с  Роттердамским,  Великий  Инквизитор Льюис  Нуньес 
Коронел ссылается: «на нехватку времени из-за множества дел, чтобы 
написать опровержение лютеранства», а в разговорах с Хуаном Льюи-
сом Вивесом, который просит его присутствовать на судебных заседа-
ниях Эразма, признается в своей недостаточной грамотности.13

    Возможно, что это были лишь уловки: Льюис Нуньес Коронел не хо-
тел преследовать инакомыслящих. 
    Мы  сознательно  не  рассказываем  в  этой  книге  о  зверствах 
инквизиции,  добивавшейся  признаний  под  пытками,  сжигавшей 
людей на кострах. Об этом написано множество книг. Мы хотим 
обратить   внимание   наших   читателей   на   совершенно   иной
факт, мало освещенный в русской литературе. 
    Испанская  инквизиция  являвшаяся  пережитком  раннего  средневе-
ковья,  возродившимся  в  результате  алчности  и  амбиций  королей,  по-
ставила себе на службу самых образованных людей того времени, ко-
торые  смогли  донести  до  инквизиторов  идеи  права  и  гуманизма,  не-
смотря  на  многочисленную  среду  подлецов  и  мракобесов  среди  цер-
ковнослужителей. В самом начале правления Карла V стоял вопрос о 
том, что инквизиция – суд, а не расправа на основе голословных обви-
нений. Тогда к обвиняемым начали пускать родственников, давать ад-
вокатов.
    Проверялись свидетели: не были ли они людьми порочными, могли 
ли видеть и слышать то, о чем  свидетельствовали? Как результат та-
кого новшества и возникли оправдательные приговоры.
    Дальнейшая  деятельность  Льюиса  Коронел  непрерывно  связана  с 
Эразмом  Роттердамским.  Сохранилось письмо от 1526  года  к Льюису 
Нуньесу Коронел от монаха Альфонсо Фернандеса:

    «Преосвященнейший  и  благородный  господин,  после  публикации  Эразмом 
Роттердамским  «Enchiridion»  на  испанском  языке,  который  Вы,  ваша  ми-
лость определили, как весьма полезную и благонравную книгу, я поручил напе-
чатать в Алькала и послать Вам вместе с моим письмом две пачки копий. 
Одна для благоговейного господина Архиепископа, другая – для вашей милости.
Я  считаю свою миссию,  выполненной.  Теперь  хорошо будет  для  вашей  свет-
лости  узнать,  что  францисканский  священник  в  городе  Фрай  Хуан-де-Сан-
Висенте,  в большей степени  пустослов, чем ученый,  пытается  разжечь город 
публичными  проповедями,  как  он уже  сделал  однажды  в  Комунерос  ( Муни-
ципалитет  в  Кастилии  –       прим.  авторов). В   день  памяти  преподобного 
Антония,  когда  духовенство  и  горожане,  и  люди  из  провинций  собрались  в 
 кафедральном соборе, он произнес бесчисленные хулы на книги Эразма, говоря, 
 что в них содержатся тысячи ересей. Кроме того, он раздавал прокламации, 
 доставая их из складок одежды, и прикрепил одну булавкой к стене кафедры. Я 
 считаю, что копия этого документа должна быть выслана Вам из Алькала, 
 но  я  прилагаю  ещ;  одну,  дабы  Вы,  Ваша  милость  могли  е;  видеть.  На 
 следующий день я пошел на публичное обсуждение, но никто не встал, чтобы 
участвовать в диспуте, поскольку все они  – братья, кроме того, в резолюции не 
 содержится  никаких  конкретных  вопросов  для  обсуждения.  Затем,  монах 
 взмахнул документом, содержащим около десятка статей, котор ые взяты из 
 Paraclesis, и т.д. (Paraklesis – молитва о здравии, как правило, к Богородице, 
 но может быть и к любому святому – прим. авторов). Я клянусь Вам (Бог 
 мне свидетель!), что из десятка статей не было ни одной, что бы можно было 
 понять; и Эразм не скажет, что приписываемое ему – действительно правда, 
 в некоторых главах он говорит прямо противоположное.
    В конце концов, я решил выступить против него лицом к лицу, с хорошими 
 аргументами,  и без  использования  софистики. Когда все  услышали мои  аргу-
 менты, поняли суть вопроса и узнали об осмотрительности, оказываемой ва-
 шим преподобием в предварительном изучении книг. 
    Когда они увидели, что Вы на то меня уполномочили, и что правдой не 
 было ничего, из сказанного монахом, а лишь передергивания и плохие манеры, 
 этот священник прошипел, и высмеял меня на глазах у всех присутствующих, 
 и прекратил диспут. Но он не остыл после спора и даже входит в дома всех 
 здешних  вельмож,  выступая  публично  и  конфиденциально  против  Эразма  и 
 против власти господина Архиепископа и членов Совета.  Он осмелился ска-
 зать, что они были неправы в утверждении книги Эразма к публикации.
    Истиной  является  то,  что  каждый  из  нас  жаждет  запретного.  Деяте-
 льность  оного  священника  заключается  в  том,  чтобы  тот,  кто  ничего  не 
 слышал об Эразме, никогда бы не открыл его книгу, а больше он ничего не чи-
 тал, кроме «Enchiridion». Хотя я и живу здесь, но не являюсь главным постра-
 давшим в этом деле. Бога и Церковь наибольшим образом затрагивает автор, 
 который вредит себе, пороча доктрину, которая может быть полезна многим 
 христианам, а члены совета – скромные монахи; Надо быть немного умнее 
 глупца, чтобы осудить за ересь защитников христианской религии, людей поль-
 зующихся авторитетом в обществе. И это касается не в последнюю очередь и 
 Ваше Преосвященство, чьи утверждения и рекомендации книги Эразма были 
 опубликованы. Конечно, если этот человек говорит совершенное безумие или не-
 которые вещи из детского катехизиса, очевидно, ему не придется рассчитывать 
на  широкую  поддержку  публики. Но  высказывания  его,  до  сих  пор,  никем  не 
оспаривались, очевидно, в надежде, что его речам не будет придано значение.
    Я  пишу  вам,  Ваша  Милость,  дабы  информировать  через  Вас  господина 
Архиепископа, а также членов Совета, чтобы Вы его  наказали или, по край-
ней мере, восстановили с амвона честь тех, кого он опорочил. Искренне наде-
юсь, что Вы согласитесь со мной, и окажите тем самым услугу Господу, что 
заглушит  мою  невежливость  и  назойливость.  Да  сохранит  Вас  Господь!  С 
нижайшим поклоном,
    Паленция. 10 сентября 1526.
    Целую Вашу Светлость.
                Ваш слуга Алонсо Фернандес».14

    В 1527 году Льюис Нуньес Коронел становится секретарем Архиепи-
скопа Севильи Альфонсо Монрегуа, и в том же году, согласно письму 
Хуана Луиса Вивеса к Эразму Роттердамскому, Льюис назначается на 
должность  епископа  в  Лас-Пальмас  на  Канарских  островах. Архиепи-
скоп  Монрегуа  использовал  познания  в  логике  и  богословии  Льюиса 
Нуньеса  в  своих  целях.  Например,  в  1527  году  он  посылает  Льюиса 
Коронел  с тайной  миссией  в  Толедо,  с  целью  помочь  арестованному 
инквизицией г-ну Ортису.
    6 апреля 1529 года, Франциско Ортис, поднялся на кафедру в Сан-
Хуан-де-лос-Рейес  в  Толедо  и  прочитал  столь  яркую  проповедь,  что 
монах-францисканец стащил его с кафедры, а испанские инквизиторы 
тут  же  бросили  в  тюрьму.  Целью  поездки  г-на  Льюиса  Коронел  было 
показать Ортису ошибки в его рассуждениях и заставить отказаться от 
своих утверждений так, чтобы дело не приняло трагический оборот. По 
прибытии в Толедо, Льюис Коронел использует свои познания в логике, 
дабы отвести максимум обвинений от Ортиса. Согласно линии защиты, 
построенной  Льюисом  Нуньесом:  суду  стало  ясно,  что  по  некоторым 
пунктам Франциско Ортис не утверждал того, в чем его обвиняют, что 
некоторые свидетели весьма сомнительны.
    Инквизиция,  конечно же, заставила Ортиса публично  отказаться  от 
своих  взглядов,  покаяться  в  неповиновении  священноначалию,  в  по-
мощи еретикам и запретила в течение пяти лет читать проповеди. 
    Его препроводили во францисканский монастырь Торрекагуна, слу-
живший тюрьмой. Но в те времена, это был весьма благополучный ис-
ход дела. Процесс над Ортисом длился с 1529 по 1532 год.15 Скончался 

Льюис  Нуньес  Коронел –  Великий  Инквизитор  Фландрии,  епископ  Ка-
нарских островов, математик и философ-гуманист в 1531 году, за год до 
оглашения приговора Франциско Ортису.
    Известно и еще об одном теологе Пабло Коронел –  брате Авраама 
Сениора (Коронел), который, как и он родился в Сеговии. Пабло принял 
католическую веру гораздо раньше Дона Авраама, еще до изгнания ев-
реев из Испании в 1492 году, сохраняя фамилию Сениор. После креще-

ния  его  старшего  брата  Дона  Авраама,  он  также  принял  дворянскую 
фамилию Коронел. Получил образование раввина, был знатоком иври-
та,  библейской  литературы  и  поэтому  его  назначили  профессором 
иврита в университет Саламанки.
    Пабло  Коронел помогал  Кардиналу  Хименсу  в  издании библейских
книг на трех языках: иврите, греческом и латыни. Это первый вклад в 
сравнительную  библеистику. Теперь богословы  могли  самостоятельно 
построчно  сверять  оригинал  с  переводом,  тем  самым,  проясняя  ряд 
спорных вопросов. До этого им приходилось использовать рукописные 
свитки, которые были достаточно редкими, дорогими и зачастую содер-
жали  ошибки.  Богословские  традиции  в  семье  Коронел  были  доста-
точно крепкие. Сын Авраама Сениора (Коронел) – Пабло Нуньес Коро-
нел (1488–1534), (племянник Пабло Коронел – издателя многоязыковой 
Библии), преподавал теологию в университете Сорбонны, и тоже, как и 
Великий Инквизитор Фландрии, Льюис состоял в переписке с Эразмом 
Роттердамским. 
    Нам известен еще один теолог из этой семьи – Григорио Нуньес Ко-
ронел, который родился в Португалии, (годы жизни с 1548 по 1620). 
    В раннем возрасте он постригается в монахи Ордена Святого Авгу-
стина в одном из монастырей Португалии. Вскоре после своего рукопо-
ложения в священники он стал знаменит как глубокий богослов и яркий 
проповедник.  В  зените  славы  Григорио  покидает  Португалию,  стано-
вится священником и проповедником при дворе Герцога Савойского.
    Его вызывают в Рим, где он защищает степень доктора богословия.
Он много проповедует в Риме, как раз в то время, когда католическую 
Церковь  раздирают  споры  между  иезуитами  и  доминиканцами  о  дей-
ствии  Божественной  Благодати.  (Считалось,  что  во  время  церковных 
таинств, сам Святой Дух невидимым образом присутствует и совершает 
определенные действия – это и есть проявление Божественной Благо-
дати).  Благодаря  своей  известности,  Григорио  Нуньес  Коронел  стано-
вится секретарем Папы Климента VIII. Эту должность за ним оставляет 
и  следующий  Папа –  Пауль  V.  Но  из-за  преклонного  возраста,  (тогда 
Григорио было  уже шестьдесят лет), он  отказывается  от столь почет-
ного поста. В 1620 году Григорио Нуньес Коронел принимает участие в 
собрании ордена монахов-августинцев, в качестве представителя Сар-      
динии.16


читать далее

Джулия Коронелли, Евгений Иванов 2011
               


Рецензии