Глава последняя, Гений Одного Дня

Глава последняя,
В которой рассказывается обо всём и ни о чём,
Обо всех и ни о ком,
Или
Вначале был взрыв!
А началось всё просто. Программа про Тунгусский взрыв мелькала на экране телевизора, и в ней рассказывалось об одном великом человеке. Факты, упомянутые в передаче, не могли не затронуть любую душу человека, что видел и слышал это. Да, всё казалось сказкой. И всё сотворено одним человеком. Как может это не запасть в душу? Эта тайна, до сих порождающая слухи и домыслы?
«Заполучив более тысячи патентов на свои изобретения, без которых невозможна наша жизнь сейчас, он создал двадцатый век. Он лишь вскользь упоминается в учебниках физики»
«Переменный ток, электродвигатели, флуоресцентный свет, беспроводная передача энергии, дистанционное управление, лечение высокочастотными токами, ему приписывают изобретение Тунгусской катастрофы, его называли «чёрнокнижником двадцатого столетия», он изобрёл первым радио, солнечные батареи, первые электрические часы, различные турбины, трёхфазовый ток. На его патентах выросла вся энергетика двадцатого века.»
«Я видел вспышку, - вспоминал учёный, - похожую на маленькое солнце, и всю ночь прикладывал к своей бедной голове холодные компрессы. Эти вспышки повторяются время от времени, когда мне приходит в голову новая мысль».
«Говорили, он создал оружие, способное на куски разнести земной шар. Ходили слухи, что он родственник «графа Дракулы», не выносит яркого света, и прекрасно видит в темноте. Говорят, он был инициатором землетрясения в Нью-Йорке, который чудом остался цел, так как изобретатель успел вовремя уничтожить свой прибор».
Никола Тесла!!!
Услышав один раз подобные факты, невольно задумаешься, а вдруг правда? И вот рука уже задаёт в поиске нужные слова и тонны различного материала мелькают перед глазами. А почему бы и не проверить эту тайну величайшего человека? Вдруг всё это не сказки?
Шли месяцы. Копились бумаги, книги, забивался компьютер различной литературой. А тайна всё была не разгадана. И в поисках правды приходилось залезать даже в самые нудные технические вопросы, понятные лишь физикам. Но это занятие открыло мне новую эпоху, новых людей, подарило новые идеи, заставило влюбиться в физику…
Года два ничего не было написано. Какие-то отдельные идеи бродили по голове, но они влетали в одно ухо, и вылетали в другое. Казалось, заброшено давнее занятие бумагомарания.
В течении того, как подбирался материал, в голове мелькали уже идеи что-то написать. Сочинять стало уже привычкой. Идея эта вынашивалась несколькими месяцами. Появилась идея, главная философская мысль (она пока скрыта ради сохранения интриги), вокруг неё стали обрастать события и люди. Сначала планировался небольшой рассказик, но взявшись за ручку, стало понятно, что пока ничего не идёт. Пока всё было в разработке.
Потом хотелось написать небольшую повесть об одном учёном, несколько фантастического характера.
А потом…
Почему все гениальные идеи приходят ко мне перед сном? Раздумывая над чем-то и приводя какие-то события в логическую цепочку, стали складываться слова в предложения, предложения – в текст, а текст…
Следующим вечером были проложены первые штрихи чего-то грандиозного. Пусть это будет роман, но главное дописать его до конца. А вдруг идеи кончатся? А вдруг не кончатся?
Всё неслось спонтанно. Без всякого плана, с ходу сочиняя книги, лишь некоторые детали обговаривая с другими людьми. Всё продумано одной лишь моей головой, но честно скажем, до самой последней строчки автор не был уверен, чем кончится его книга. Настолько всё было написано в стихийном порыве.
Сначала был один главный герой – Николас Фарейда. Прототипом его был, естественно, Никола Тесла. Николас – по-сербски Никола, Фарейда – просто захотелось подобрать что-то с этаким сочетанием букв «ф» и «р», и всячески пришлось вертеть известные фамилии типа Фрейда, Фарадея, и пр., пока не пришло нужное словосочетание.
Максимум, что мог предвидеть автор, это события на одну-две главы. Но по мере подбора материала идеи всё увеличивались и увеличивались, и вскоре пришлось их записывать на отдельный план, но это уже тогда, когда книга перешагнула через середину, и то, сделан он был лишь для того, чтобы не забыть все эти сюжеты из головы. Но большинство моментов придумывалось прямо с ходу. Все остальные герои, идея показать эпоху и исторических лиц, участвовавших в ней, пришли так же спонтанно. Что называется, о времена, о нравы!
Материал и любопытство всё время открывали новые дороги той эпохи – так на свет и появились финансовые магнаты, некоронованные короли, прочие изобретатели, и наконец, маленькая конторка Алекса Вингерфельдта. Вот на ней мы и остановимся чуть поподробнее.
Изобретатель лампы накаливания, дешёвой и практичной, в мире известен под именем Томаса Альвы Эдисона. Ему принадлежат 1093 патента, он создал фонограф, он изобрёл кинематограф (ведь именно его изобретение натолкнуло братьев Люмьер к созданию своего), оставил свой след в бетонном строительстве, подарил миру свет, электрические свечи, тиккеры, электронный счётчик голосов, квадруплексы, усовершенствовал телефон и многие другие изобретения. А ещё он прославился в войне токов. И войну он эту повёл с Николой Тесла, чем уже завоевал расположение автора!
Эдисон стал Вингерфельдтом. Это позволило множество вольностей, и не надо было себя чувствовать ограниченным в книге. Здесь другой мир, события идут по-другому, в общем-то, принцип – моя книга, что хочу, то и творю. Биографии великих людей (и такая была идея у автора) обязаны иметь множество документальных фактов. Они ограничивают фантазию, заставляют втиснуться в рамки.
Выход из положения был показан свыше.
А дальше пошло интереснее. Этому второму Эдисону нужна была команда, конкуренты, и так на свет появились Гай (характер его выдуман, но признаем честно, на становление его личности влияло не только настроение автора, так же Адриано Челентано, и такой общий стереотип ловкости и ума), Феликс (пришёл в книгу после отсылки к фильму «Блеф» и занял место тихого философа и любителя казино), Мэриан (просто дама с лёгкомыслием, чем-то напоминает сестру Керри из романа Драйзера), Надькевич (появился в ходе такого занятия автора, как рисование), Нерст (всегда хотелось куда-то вписать интеллигентского парня в пенсне, холодного, расчетливого, чем-то напоминает киллера Артура из «Ментовских войн»), Читтер (идея оживить его пришла после открытия когорты финансистов), Илайхью (многие черты взяты у автора, немного суровости и решительности и родился образ амазонки), Грайам Берг (после прочтения «Похождений Бравого Солдата Швейка»), Эмс (несмотря на редкие мелькания в сюжете, слово остаётся за этим философом), Авас, Витус и Бари (все трое целиком порождение головы автора и за совпадения с реальными лицами ответственности не несут). А дальше проще.
Дальше нужно было показать взаимоотношения людей. Кто они такие, кто чем занимается и т.п. Так определился главный хребет книги – показать людей с самыми разными характерами и помыслами в коллективе. Получился интересный ход – главный герой мелькает в начале книги, а затем теряется в общем количестве работников и трудяг. И там вырастает новая фигура, как потом выяснится, главная в романе – Алекс Вингерфельдт. И отныне весь хоровод, прямо или косвенно вертится вокруг него. И всё это пришло спонтанно, и то, ближе к последним пяти главам.
А потом ещё Вестингаузы, Морганы, Рокфеллеры, Форды, Эйнштейны, Нобели, братья Райт, Марк Твен! И это ещё не все люди, что планируют появиться на страницах будущих книг.
И эпоха. Политика, жизнь того времени – и всё это надо раскрыть. И всему этому предназначается великое будущее. И обязательно философия. Она – самая главная в произведении.
Нельзя написать книгу просто так. У неё должен быть смысл, она должна что-то дать человеку, чему-то научить. А иначе это просто пустой перевод бумаги, даже хуже – уничтожение деревьев. А иначе толк в писании книги? Деньги? Да, эпоха денег, ведущая начало далеко в истории, и проявившееся особо в описываемое в книге время дала о себе знать. Но деньги это не главное. Да, ни к чему быть бедным. Но одно другому не мешает – деньги здравому смыслу.
Задача моя, как автора, была показать живых людей, совершающих и дурные, и хорошие поступки, сомневающихся и радующихся – в последнее время это большая редкость в литературе. Живых людей мало, правят одни стереотипы. Как оторваться от привычных понятий добра и зла? Но надо было – и оторвались.
Дальше нужен был простой язык. Так мы встречаем множество жаргона и разговорных слов в тексте. Без них никуда – они оживляют книгу. Мы пишем книгу не для критиков, а для публики. И чем проще язык – тем шире круг читателей. Приукрашивания и пускание пыли в глаза тут не подходят. Нужна жизнь, а её весьма нелегко записать на бумагу.
Много попадается и так называемых «фенечек». Но будем считать, что книга просто переведена на язык, доступный читателю, ибо если применять жаргон той эпохи, то можно читателя с ума свести непонятными фразами и бесконечными сносками. К тому же, разговоры ведутся на иностранных языках, что ещё больше оправдывает автора. Какие это языки – уже не суть важно, ибо все страны (куски лоскутного одеяла) и национальности разом померкли во время написания книги. Главное не это, главное – люди, их характеры и дела.
В последующих книгах (после этой их планируется не больше шести) будет дальше показан сюжет. Автор говорит, что знает сюжет на две книги вперёд. Так много идей и сюжетных линий. И столько же их появится во время написания. Документальная литература будет дальше использоваться в книгах, ибо без неё не было и самого произведения. Перспективы хорошие…
Книга эта даже немного по смыслу в ней и отсылкам и цитатам напоминает те произведения, что любили писать авторы как раз начала двадцатого столетия. Как раз именно это в них главное – борьба человека в обществе денег, капитализма, где один взмах высшего лица решает всё. Черта этого произведения развивалась параллельно, ибо автор лишь к концу книги стал читать подобные книги на эти темы. А главы были уже написаны. Парадокс!
Ну и наконец, почему именно это время. Получилось это абсолютно случайно. Хотелось зацепить побольше лет именно в двадцатом столетии, а получилось именно смешение двух времён – девятнадцатого столетия (вторая половина) с нынешним временем. В моём времени просто все исторические персонажи удивительным образом пересеклись, именно поэтому ему было отдано предпочтение. Но не хотелось расставаться с традициями другого века. Раз выдумок много, значит и тут можно присочинить. Начал врать – ври до конца.
Предугадываний тут много. То характер Вингерфельдта, то промышленная выставка в Париже
А собственно, это уже не важно. Главное, что большая книга, которая могла бы что-то дать обществу по мнению автора, завершена. И можно поставить заслуженную точку. И пусть эта бумага служит ещё многим людям и заставит их взглянуть на некоторые вещи совсем по-другому.
Собственно, этого и хотел автор. Сам мизантроп, он хочет подарить свой труд обществу. Чтобы что-то изменилось, что-то исправилось.
Время покажет, хорош тот был замысел, или нет.
Сходить с ума следует либо в одиночестве, либо в компании подобных же людей, что вдохновляли всё время автора, пока он писал это произведение. Это такое увлекательное занятие! Присоединяйтесь!!!
Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!
Конец


Рецензии