Судьба у каждого своя - гл. 40

романа-сценария «Опавшие листья».
                Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
                листвой…
                Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
                реальными людьми -  не случайны.

Россия - Германия, 19 - 21 век…

Роман «Опавшие листья» написан на основе фамильных преданий реальной семьи немецких колонистов (1763-1993) в России, подтвержденных документальными материалами. История семьи Зудерманн – это история Семьи.  Каждый человек хочет быть счастливым, а счастье возможно только в семье. Потому что Господь создал человека по образу и подобию Своему, а  семью по образу отношений Отца, Сына и Духа Святого, в физическом смысле – мужчины, женщины и ребенка. Другой модели взаимоотношений между людьми человечество так и не изобрело – семья была и остается ячейкой общества.

«Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей листвой…» Гарь – это боль несправедливых обид, постигших немцев на чужбине. Но пепел развеялся, а зола обогатила почву, на которой выросло новое поколение российских патриотов.

Документальные материалы – это семейные фотографии 1904 - 1916 годов, записные воспоминания членов семьи Зудерманн, исторические факты и данные из книги «Немцы в России и СНГ (1763-1993)» («Volk auf dem weg»).
 
Удивительно точно вписывается судьба семьи Зудерманн в рамки этой книги, как маленькая речушка впадает она в море истории немецкого народа в России. Однако «народ» – это не бесчисленное множество одинаковых песчинок в пустыне. Это множество бесконечно разных людей, идущих одной дорогой, где каждый человек – целая вселенная. Судьба у каждого своя…

                ** После установления советской власти в России трудности немцев нельзя
                было сравнить даже с осложнившимися условиями жизни других национальных
                меньшинств. В 1921-24 годах (затем и в 1932-33 годах) впервые за всю
                историю среди российских немцев разразился голод. Смерть нанесла
                глубокие раны, унося жизни в первую очередь детей и мужчин.

                В результате Первой мировой войны, Гражданской войны и голода число
                немцев сократилось с 1 621 000 (1914) до 1 238 500 (1924). **

В 1924 году некоторым немцам представилась возможность выехать из  России «окольными путями». Эмиграционная волна шла по южным окраинам советской страны – через Иркутск, Благовещенск, Владивосток, Хабаровск. Далее через Китай и по морям, омывающим Азию, Индию, Африку, Европу, до пролива Ла Манш между Англией и Францией, откуда потоки немецких колонистов направились в Канаду, США  и Южную Америку.

С этой волной переселенцев отправились со своими семьями  и Зудерманны:  Вильгельм, Александр, Аделина и Франц. Не все они дошли до «земли обетованной». От тяжелой болезни в пути умер Франи. Ему было 26 лет…

Сопротивляясь коллективизации и раскулачиванию, в ходе которого мужчин-колонистов депортировали на Крайний Север и в Сибирь, откуда они ничего не могли сообщить своим семьям, ** осенью 1929 года около 14 000 немецких крестьян направились со своими семьями в Москву с цель выезда.** Среди них был и Гейнрих Зудерманн со своей семьей.

** После долгих переговоров Германия приняла примерно 5 000 из них, но только для дальнейшего проезда в Америку. Остальные в нечеловеческих условиях и с применением жесткого насилия были возвращены обратно.

Для тех, кому удалось выехать, в Мельне был организован пропускной лагерь, в котором беженцы нашли приют на несколько месяцев. Из-за чрезмерного физического и психического напряжения во время хлопот в Москве и Подмосковье некоторые из них не смогли пережить дальнейшего путешествия. Могила на кладбище в Мельне еще сегодня напоминает о том времени.  На надгробном камне надпись:  «Heir ruhen 22 Russlanddeutsche Fluchtlinge 1930» (Здесь лежат 22 русско-немецких беженца 1930).** Здесь упокоился и  Гейнрих Зудерманн.

Мария, Катарина, Анна, Луиза  остались в Советском Союзе. Они были замужем за такими же, как и они, немецкими колонистами и разделили их судьбу. Удивительно точно вписываются их личные  истории в общую Историю СССР, но это уже материал для второй книги романа «Опавшие листья».
 
Вторая книга  будет посвящена судьбе Кати и ее сыновей – Николая и Петра, которые создали семьи с русскими женщинами. Их дети – полукровки: папа – немец, мама – русская. Даже будучи смешанной национальности, здоровый человек  -  цельная личность и сознает себя всегда кем-то одним – либо немцем, либо русским.

Те, которые сознавали себя немцами, покинули Россию. Процесс репатриации не закончился в 1993 году. Это книга «Немцы в России (1763-1993) заканчивается этим годом, охватывая цельный период истории немцев, длинной в 200 лет.

Те, которые  остались здесь, считают себя русским,  а  своей единственной родиной – Россию, любят и берегут ее, как родную мать.

…Когда иду я Подмосковьем,
 Где пахнет мятою трава,
 Природа шепчет мне с любовью
 Свои заветные слова.
 Вдали рассветная полоска
 Осенним пламенем горит,
 Моя знакомая березка
 Мне тихо-тихо говорит:
 Россия, Россия...
 Родные вольные края,
 Россия, Россия...
 Россия - Родина моя…

*- слова из песни «Россия - Родина моя». Музыка: Вано Мурадели. Слова: Владимир Харитонов.

** -«Немцы в России и СНГ (1763-1993)» («Volk auf dem weg»), Совет по культуре российских немцев, Землячество российских немцев, Штутгарт, 1993.

2012
Конец книги первой


Рецензии
Очень интересно!! Я сильно дружу с Германией - у меня друзья эмигранты - они даже немецкого не знают, хотя граждане германии.
Уносит ветром перемен
Людей в чужую даль
И остается лишь во снах
По родине печаль...

Михал Саныч   31.10.2012 04:09     Заявить о нарушении
Стихи Ваши? Замечательно точно. А у меня с Германией связи нет, может оттого, что языка не знаю. В свое время это был мой выбор. Оказалось, глупый. Приятно было познакомиться. С ув. Ирина

Сестры Ивенс   31.10.2012 12:32   Заявить о нарушении