Следствие ведут... против колобков-1

КОРОЛИ САМАРСКОГО БЛЕФА


Документальное повествование о «черных маклерах».


Есть данные, что частнопрактикующий нотариус Галина Казачкова метила в кресло главы самарской нотариальной палаты. Но вместо этого угодила на... скамейку. В суде. Сначала в качестве подозреваемой, а потом и обвиняемой в мошенничестве. Правда, после трех дней задержания решением судьи Самарского района Моргункова она была освобождена. По моим сведениям, интересы подзащитной и ее сообщников в прокуратуре и суде пыталась лоббировать адвокат Рудерман. Безуспешно. Тогда в ход пошли канительные жалобы на “нехорошее” следствие. По имеющейся информации, адвокат Рудерман за свои услуги получила от Казачковой 26 тысяч долларов. Их она потратила на дорогостоящую операцию по пересадке почки. И не где-нибудь, а в Москве. Только вот надежд подзащитной не оправдала... Во всяком случае, прокуратура опротестовала освобождение Казачковой из-под стражи. А раз так... Догадываясь о предстоящем задержании, нотариус (то есть юрист!) Казачкова из зала суда... скрылась. Прямо в перерыве судебного заседания. Ее объявили во всероссийский розыск.

Мне ничего не оставалось кроме, как организовать собственное расследование. Частный детектив установил: беглянка скрывается на явочной квартире, которую курирует... ФСБ. Под “безобидным” предлогом я попал на прием к полковнику Першину. Тот даже не  стал отрицать своего знакомства с Казачковым и другими участниками организованной преступной группы. Но, уяснив, что у меня есть доказательства того, как органы покровительствуют гражданке, скрывшейся от суда и следствия, полковник ФСБ, надо думать, распорядился опеку с засветившейся подопечной снять.
 
А уже через неделю-полторы - в Новый 1997-й год - мои агенты засекли Казачкову, когда она на минуту забежала домой. У лифта ее встречали сотрудники Самарского РОВД.  И следующие полгода бывшему нотариусу пришлось провести в камере. После чего, благодаря весьма “полезным” знакомствам и связям, обвиняемую в преступлении дамочку освободили под подписку о невыезде и залог в 30 миллионов рублей (в ценах 97-го). Что любопытно, даже находясь под следствием, трудолюбивая женщина преспокойно продолжала свою «частнонотариальную» практику! Тем самым, наплевав на предписания о приостановлении действия ее лицензии!

Это лишь один из удивительных нонсенсов, которыми прямо-таки кишит дело “квартирных колобков”...
 
(Из рассказа потерпевшего Альберта Шагдалеева, чье заявление и послужило поводом к уголовному расследованию деяний “квартирных маклеров”, чьим штатным нотариусом состояла небезызвестная в самарских правовых кругах Галина Александровна Казачкова. Версия Шагдалеева основана на конфиденциальных и неоспоримых источниках).

К сожалению, никому и никогда уж не счесть всех жертв “дикой квартирной приватизации”, по собственной доверчивости (пьянству, ротозейству) ставших лицами без определенного места жительства или, что печальней, без вести пропавшими... До 1995 года, легализовавшего работу Поволжской гильдии лицензированных риэлторов, на ниве жилищного посредничества крутились и наживались сомнительные комбинаторы, превратившие неофициальный квартирный ОБМЕН В ПРОДАЖУ, А ПРОДАЖУ  В ПРОПАЖУ!

ОДИССЕЯ ОБУВАТЕЛЬСТВА...

  ...именно так, без кавычек, следует назвать доходный промысел весьма презентабельной компании, которая недолго, но очень эффективно “фокусничала” с родимым кровом десятков земляков. 
Согласно обвинительному заключению, по уголовному делу № 9600580 (возбуждено следственным отделом Самарского РОВД 18.09.96. по обвинению Ефанова А.М., Макарова А.А., Артюшкиной Т.М. и Артюшкина Ф. А. по ст. 147.ч.3, 148.ч.5 УК РСФСР), данные граждане, в сговоре с нотариусом Казачковой Г.А. и ее сыном Казачковым А.Б., объединились на основе преступных замыслов в организованную группу, отличающуюся устойчивостью и сплоченностью, наличием разделения ролей, функций и обязанностей, с целью незаконного завладения чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием граждан с причинением значительного ущерба в крупном размере... Пик коллективного мошенничества пришелся на вторую половину 1994 года.

ФИРМА “ЕМ” КУШАЛА... КВАРТИРЫ. ДЮЖИНАМИ!

Стержневой тандем преступной группы составила парочка весьма упитанных молодых маклеров: Ефанов и Макаров (для краткости назовем их ЕМ). Свидетели единодушно именуют круглый дуэт “колобками”. Однако, в пику мультяшным детективам, квартирные “колобки” - из их антиподов. Мастерски используя приемы психологии, полярные по темпераменту и воспитанию Ефанов и Макаров ловко играли на публику. Первый, чаще всего, фонтанировал эмоциями и грубо взбрыкивал. Второй, напротив, шумливость и несдержанность партнера сглаживал и уравновешивал нарочитой рассудительностью и тактом.

Комбинаторы схлестнулись осенью 1993 года. На первых порах оба работали честно - настолько, насколько позволяло полуподпольное состояние тогдашнего посредничества. Крен в сторону криминала совпал с “черным вторником”, когда все выгодные сделки ЕМ (капиталы и квартиры “в работе”) постигло фиаско, а сами они, в итоге, превратились в должников.
 
Классический пример того, как государство идеально унавозило почву для массовой жатвы преступным элементом. Именно в течение одного недоброго вторника сотни тысяч бизнесменов вынужденно перелицевались в бандитов и мошенников. Ах, так вы, сударь банкрот? Ах, по вине государства? Ну, так и что? “Счетчик” справно накручивает проценты по кредитам. И за неуплату из вас вытрясут все, вплоть до жизни. Примерно такие перспективы, видимо, разверзлись и перед удачливыми, до «вторника», маклерами. Тогда-то и решено было делать бизнес по правилам игры. Беззаконным, но навязанным государством...

МИЛЫЙ БРАТЕЦ САША
 
“Первую скрипку” в большинстве последующих “проворотов» играл Александр Ефанов.

Штрих-иллюстрация.  На допросах гражданин Ефанов, 1964 года рождения, давал противоречивые показания, постоянно ссылаясь на забывчивость. Ну, напрочь отшибло память, и все тут. Порою, даже сомнения брали: что ль правда этакий тихоня прокрутил десятки многоходовых комбинаций? Иль, может, путается от чрезмерной занятости? Но шутки в сторону. Слово очевидцам...

Жена Елена Ефанова (1964 г.р.):
- В браке с Сашей состояли с 1984 года, через год родился сын. Развелись, но семейные отношения поддерживали до 92-го. В армии Саша попал в разведшколу (не отсюда ли виртуозное психологическое трюкачество?). Служил в Афганистане (постовым ДПШ), ранен, имеет награды. До 88-го трудился на заводе клапанов. В разгар коммерциализации увлекся частным предпринимательством, основал кооператив “Сантехник” на ул. Горького. Неудачно. Взял большой кредит в Промторге на строительство пивбара. Деньги все растратил куда-то, только не на семью. После чего привлекался к уголовной ответственности за «хищение в особо крупных размерах». Сидел недолго, дело быстро замяли. Жил на моем иждивении, пока в 92-м не женился на 19-летней Ларисе. Насколько знаю, имеет и сожительницу с ребенком от него - в Тольятти. При разводе мне досталась однокомнатная квартира. Ларисе Саша тоже приобрел квартиру, но потом продал в счет долгов. Входит очень легко в доверие, моментально заговорит любого, убедительно жестикулирует.

Мать Ефанова Елена Борисовна (1938 г.р.):
- До армии сын не пил, ни кололся. Неприятности начались после ухода  с завода, когда открылись кооперативы. Чтоб возместить Сашин “пивбарный заем”, я продала свою дачу. С 91-го года сын неоднократно покупал мне и снова перепродавал дома в деревнях, жилплощадь в городе (в адресах старушка не ориентируется!).

Потерпевший Алексей Сапрыкин (фамилия изменена):
- Ефанов обладает способностью расположить к себе собеседника, вызывает доверие, у него талант в этом.
Возьмем на заметку: почти все потерпевшие даже в протоколах допроса зовут Ефанова: Саша. Мило и душевно.
По свидетельству работника автосервиса В. Белобока, Ефанов всегда ездил на «крутых» жигулях 93-ой и 99-ой моделей. Была, правда, и не престижная оранжевая “семерка”. Она, кстати, не раз всплывет еще по ходу следствия.

«ЖЕЛЕЗНАЯ СЕСТРИЦА» ТАНЯ

Верьте, не верьте, но самая зловещая фигура в преступной “капелле” - старшая сестра Ефанова. Татьяна Шевцова (1960 г.р.), она же Артюшкина, Горбункова и т.д. Безжалостная, иезуитски хитрая - “серый кардинал в шубке”. По части шантажа, разборок, угроз, да и прямых расправ Шевцова-Артюшкина на голову выше мужского поголовья шайки. Стоит кому хоть намеком оспорить у злой тети Тани первенство и бразды, и презренный - ее враг до гроба.
 
Не потому ль изначально не заладились у нее отношения со вторым лидером дуэта ЕМ - Макаровым? Скажем больше: его Танюша характеризовала как… мошенника. А в заклятую вину ставила... надменность. Макаров, мол, считает себя выше компаньонов. Как по уму, так и по статусу. Ненасытную, тщеславную ревность бередило и то, что Макаров постоянно бравировал знакомством с массой лиц. Могущественных и знатных.
 
Больше всего гордой Татьяне претила близость Макарова к частному нотариусу Г. Казачковой, в особенности же, к сыну последней Андрею. Собственно говоря, Шевцова настаивает, что с Казачковыми ее и брата свел именно Макаров. И что она, Татьяна Михайловна, изначально выступала против любых контактов с Казачковыми. По убеждению Артюшкиной, сын нотариуса откровенно злоупотреблял положением матери, используя ее авторитетное имя для неприглядных делишек. Ежели, например, хотел кому-нибудь досадить, то о предмете своей неприязни сообщал матери. А та уж мигом настраивала против злодея всех солидных нотариусов. Молодой наркоман Андрей Казачков, по версии Тани, раздувал и преувеличивал значимость “нотариально поднаторелой” мамаши.

Дабы умерить накал филиппик ефановской сестры, предоставим слово Федору Артюшкину, имевшему недолгое “счастье” состоять в ее супругах.

Из показаний Артюшкина Федора Алексеевича (1960 г.р., осуждался в1995 г. по ст. 195 УК к 1 г. исправительных работ):
- С друзьями в 93-м основал ювелирную мастерскую. Тут же столкнулся с наездом «бригады» братьев Масловых. Те пригрозили: если не уплатим за “крышу”, мастерскую взорвут, а с нами расправятся.  Когда меня конкретно “поставили под нож”, начал искать покровителей. Случайно вышел на Ефанова. В ту пору он с сестрой, Шевцовой Таней, занимался перепродажей машин, реже - квартирным маклерством. Ефанов лично защиту мне обеспечить не смог и обратился к своей довольно влиятельной сестре. Татьяна «крышу» пообещала. Так я угодил в их семейку, подневольно окунулся в ”фамильный бизнес”. В конце концов, вынужден был на Татьяне жениться. Сперва я перепродавал «машины-некондицию» с ВАЗа - через тольяттинского друга. Что касается квартир, я не при делах: в тонкости не посвящался, к дележке денег не допускался. Выполнял функции водителя и курьера, ну еще подгонял грузчиков для перевозки квартирного имущества и… прочая бытовая мелочевка. Если и получал гроши, так от жены - “утренние деньги” (на бензин и сигареты).

Характерная деталь: всего через пару  лет Ефанов и Шевцова неслабо поколотят Артюшкина, переломав ему ребра. Из-под каблука Татьяны «ювелир» вырвется. С превеликим облегчением. Путем развода.
Впрочем, напрасно Федя примеривает маску невинного барашка. Читателю еще предстоит узреть, каким он парнем был! Тот еще милый «мальчик на побегушках»...

ПРОСТО “ДОКТОР”

Теперь о главном стратегическом напарнике-сопернике Ефанова - Андрее Анатольевиче Макарове. Именно с приходом этого интеллигентного бородача Татьяна Шевцова-Артюшкина связывает крах семейного гешефта. Ей вторит и брачный краткосрочник Федя: “как Макаров появился, так и пошла вся эта свистопляска! У моей жены - беспрестанные ссоры с братом. Татьяну задевало, что Макаров вхож в респектабельные круги. При Макарове от автобизнеса переключились на квартирное посредничество”.
Но это эмоции. Если же объективно, то взлетом риэлторской карьеры преступная группа обязана опять же Макарову.
            
Штрих-иллюстрация.
Супруга Макарова Светлана (1965 г.р.): 
- Женаты мы с 1990 года. Жили неровно, разбегались-сходились. От маклерской деятельности мужа особых доходов не видела, одна нервотрепка. Откровенно говоря, материально обеспеченными мы были тогда, когда муж работал зубным врачом. Андрея так и звали: доктор.
Вот теперь, пожалуй, самое время перейти к раскручиванию паутины изобретательных афер, состряпанных парой лукавых “колобков” и их сообщниками...


(Печаталось в газете «Наше время ИКС», № 21, 1998, №№ 1-5, 1999 и журнале «Панорама самарской недвижимости», №№ 2-7, 2002)


Продолжение следует: http://proza.ru/2012/10/18/661
 


Рецензии
Да уж... жаль, что этим "колобкам" не встретилась на их пути такая "лисица", которая бы их с потрохами скушала... Пол

Пол Унольв   17.10.2012 18:19     Заявить о нарушении
Э, Пол, не ловите хвост вперед лисицы. Тут все устаканится. Я тут не сочинял, а работал по материалам Дела. :)

Владимир Плотников-Самарский   17.10.2012 21:04   Заявить о нарушении