Интервью Ольги Сысуевой

МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЕМ

Сегодня в гостях у «Провинциального Интеллигента №1» писательница Светлана Тишкина из города Луганска, Украина.

- Светлана, Вы пишите очень много интересных произведений, расскажите, пожалуйста, каким образом Вы пришли к литературному творчеству? С чего для Вас начиналась литература?

- Даже не пришла я, а влетела на боевом коне в борьбе против украинской «оранжевой революции». Это было не так давно. В 2005 году. Знаю, что не все одобрят такое вторжение в ряды писателей. Но такова правда.

Меня, как и многих моих соотечественников, очень глубоко ранил разрыв отношений Украины с Россией. Родина для меня была, есть и на всю жизнь останется неделимой – в прежних границах СССР!

И вот как-то раз иду на работу, встречаю знакомую. Я ей про беспредел в политике, а она мне про какие-то гороскопы да гадания. Спрашиваю: «Тебе что, действительно все равно, что будет с твоей страной»? Отвечает: «Абсолютно. Какая разница, под кем прогибаться»?

Признаю, есть в этом ответе своя житейская мудрость, но таковое не по мне. Возмутил меня тогда её ответ до глубины души. Я, и мне подобные, хотели тогда, по наивности, народ на борьбу поднять, чтобы исправить геополитический беспредел.

Пришла я тогда на работу и написала свое первое стихотворение. Сама от себя такого не ожидала. В детстве-то стихами баловалась, но так, несерьёзно. Как все романтические натуры, наверное.

А тут за два часа родилось «Спите милые».

Вот с этого воззвания и пошли многие мои патриотические, острые стихи. Но время шло. В 2007 году вышел политический сборник «Народом можно пренебречь?» пятитысячным тиражом, на спонсорские деньги. Но он уже ничего не мог изменить.

Но не политикой единой жива была. В этом же году получила доступ к интернету. Первым делом – на писательские сайты подалась. Зарегистрировалась на «ЧХА». Вот там-то у меня глаза и открылись, причем широко от удивления.

Оказывается то, что я писала до сих пор – не поэзия вообще. В душе обида, даже паника. «Как это так? А вот так. Так считают мэтры поэзии. Извольте соответствовать. Хорошо, как скажете, господа хорошие!» – проносилось у меня в мозгах многократным эхом. Не знаю, как таланта, а упрямства во мне на десятерых. Погружаюсь с головой в правила написания, вникаю в размерности стихосложения, читаю маститых поэтов. Политические лозунги постепенно отошли на задний план. Пишу на философские, любовные темы, пробую одолеть высшую ступень поэзии – пейзажную лирику. Но если бы только стихотворчество. Я же и прозу сразу на себя примерять начала. Оказывается, бывает и так. Прочитала на сайте рассказ, а он из головы не выходит.

Написала я тогда свой первый в жизни художественный рассказ «Ночной заплыв», за день до отъезда (только не удивляйтесь) в «Антинатовский палаточный городок» на озере Донузлав под Евпаторией. Через две недели приехала оттуда и сразу пошёл писаться мой первый любовный роман «Ольга».

Опять для меня это было полной неожиданностью. Вот такое было начало у меня. Кстати, со дня на день жду известия от нашего Луганского издательства «Виртуальная реальность», что роман издан. Несколько экземпляров полагаются и мне, как автору.

Хочу сказать огромное спасибо моим друзьям: поэтам, писателям, которые помогли мне, прежде всего своими продуманными, критическими, конструктивными замечаниями. Это поэты Людмила Быкова, Татьяна Кунилова, Зинаида Кокорина, Татьяна Игнатьева. Писатель, чье слово, его поэзия в прозе меня удивили, заставили по-иному посмотреть на литературу – Анатолий Петухов. Без этих талантливых людей я бы не достигла желаемого уровня.

- Вы пишете много песен. Это очень интересно. От какого жанра Вы отталкиваетесь? Что Вас вдохновляет на мелодию, мотив, историю?

- Ой, я вообще в песнях ни от чего не отталкиваюсь, знаю, что не должны быть очень длинными, чтобы не успевали наскучить слушателю, что припев должен быть, хотя и не обязателен. Стараюсь писать разнопланово.

Но в любом случае, песня – это целиком и полностью от души! Как приходит? Приходят обычно первые строки, с ними – тема. А быть тому, что пришло песней или стихотворением, решает форма, в которую облачены эти строки.

Стараюсь не менять дарованный свыше, самый первый рисунок слов. Если при написании стих начинает петься, значит, быть песне! Стараюсь тогда слова складнее находить, попевучее, чтобы слух ласкали, и не топорщились угловатостью.

Вот и вся разница между стихом и песней. Но точно могу сказать – если слова уложены в размер, в них уже живёт свой мотив. Услышать только его нужно.

- А есть ли конкретные исполнители, композиторы, диски?

- Есть композитор Александр Дубров, который написал с десяток песен на мои тексты. Жду, когда положит на ноты остальные. Песни исполняются в его ансамблях женском «Вдохновение» и мужском «Аккорд».

В газете «Провинциальный интеллигент1» было интервью об этом талантливом, интересном человеке. Дисков пока нет. Возможно, в будущем Александр включит какие-то из моих песен в свой диск. Это решать ему. Мое дело – писать.

- Светлана, если можно, расскажите, пожалуйста, о Ваших опытах в драматургии. С чего для Вас начинался театр и какое он занимает место в Вашей жизни? Как сложились Ваши отношения с театром?

- Да, вы меня этим вопросом ставите в затруднительное положение. Какой я драматург? Я везде только пробую себя. Одна из таких, опять-таки неожиданных проб – историческая пьеса о В.И. Дале. В том, что театр заказал мне написать эту пьесу, виноваты Злата Рапова и Вы, Ольга. Да, да, не удивляйтесь. Год назад я добросовестно знакомила культурные заведения Луганска с новой газетой «Современная литература», а в ней было опубликовано мое стихотворение, посвященное В.И. Далю и музею его имени, сохраняющем память о нем. Стихотворение тогда получило звание лауреата на историческом конкурсе. Зашла в театр. Разговорились с директором, наши взгляды, любовь к Далю как создателю Толкового словаря живого великорусского языка совпали. Она и озвучила свою мечту поставить на сцене драмтеатра пьесу об этом великом человеке. Я скромно сказала, что заказ принят, а через полгода принесла пьесу в театр.

К сожалению, будет ли она поставлена, пока неизвестно. Есть некоторые трудности. Ни одна я пробовала осилить эту тему. Жду решения худсовета. Насколько пьеса получилась и на каком уровне написана – судить не мне. На сегодняшний день она опубликована в интернете. Каждый желающий может набрать в поисковике мое имя и название пьесы «Напутное на все времена» и сделать соответствующие выводы, прочитав её. Одно могу сказать – писала с большим воодушевлением, с трепетом, с Любовью к нашему знаменитому земляку. Посмотревший такую пьесу будет знать о В.И. Дале, если не все, то очень многое. По крайней мере, свободно может сдать тему по Далю самому придирчивому преподавателю. Параллель с настоящим временем позволяет сделать некоторые неутешительные выводы в сравнении двух эпох; показывает, что Даль не забыт – потомки сохраняют память, уважительное отношение к человеку, который жизнь свою посвятил сохранению и становлению русского языка. И сегодня его благородный подвиг, бескорыстное служение людям является ярким примером для воспитания молодого поколения.

Вчитайтесь в его скромные знаменитые слова: «Я любил Отчизну свою и отдал ей должную мною крупицу по силам».

- А есть ли изданные книги? И какова их судьба?

- В настоящий момент в моём багаже изданные в 2007 году сборник патриотической поэзии «Народом можно пренебречь?», в 2009 году – сборник лирики «Как начинается весна?». В него вошли 265 стихотворений, написанные, в основном, за период 2007-2009 годов.

На выходе из печати, как я уже говорила, роман «Ольга». Это полноценное издание, вошедшее в серию, в твердом переплете за счет издательства «Виртуальная реальность» (мой первоначальный взнос невелик по сравнению с их затратами).

Ждёт очереди издания роман «Красноречивое молчание». Написана историческая пьеса о В.И. Дале «Напутное на все времена». Также готова к изданию первая книга детской повести «Миражи на дорогах + детские шалости», вторая книга написана наполовину. Над ней сейчас и работаю.

Дай Бог, будет полезной для воспитания подрастающего поколения. И одновременно интересна как детям, так и их родителям. Все мои произведения опубликованы в интернете. В столе, за пазухой ничего не держу.

- Творчество для Вас является мистикой? Что толкает Вас на творчество - зов души, или какая-то сила свыше?

- Мистика? Что такое мистика? Это то, что мы пока не сумели постичь, познать, объяснить или полностью выдумали. Фантазия иногда бывает очень яркой, кажущейся реальной.

Относительно всего творческого процесса я бы применила другой термин – связь с духовным миром. Оттуда черпают все творческие люди то высокое, вдохновенное и непостижимое, перенося посредством доступных нам средств и инструментов (к примеру, лист бумаги и карандаш) в наш материальный мир.

Слова – самые простые, земные слова – это коды к нашему восприятию: как в логическом понимании, так и в энергетическом заряде. Ни для кого не секрет: от одних слов несёт холодом, пробирает дрожь, от других – тепло и радостно на душе. Открываешь стихи одних поэтов – и не можешь дочитать до конца, какая-то сила выбрасывает тебя из понимания слов, душа сворачивается, не пуская эти слова-коды внутрь. Понимаешь – неспроста это. Значит не нужно, нет созвучия. Однозначно, творческий процесс приходит свыше. Это от Бога! Хотя есть и другой, противоположный этому источник. Оттого и не все душа воспринимает, наверное. И вряд ли из такого можно почерпнуть что-либо высокое. Опасно такое положение дел для тех, кто не умеет различать эти источники, а то и упивается этим низменным, а таких, судя по модным веяниям, много. Прежде всего, это наше подрастающее поколение в подавляющем большинстве. На чем оно воспитывается? На туповатых комиксах-ужастиках? На виртуальных играх, приучающих к насилию? Об этом можно говорить много. Это отдельная тема.

Хочу ещё поделиться некоторыми наблюдениями, впечатлениями. Поэты и писатели! Поверьте, то, что мы пишем, отражается на наших судьбах, мы проживаем эту жизнь со своими рождёнными персонажами, запечатленными настроениями, неожиданными образами.

Мои стихи во многом стали сбываться…

К такому выводу я пришла. А недавно услышала признание другого поэта, барда.

Он сказал со сцены так: «Я больше не пою некоторые свои песни, потому что они почему-то начали сбываться». Случайное совпадение? Возможно.

Я не призываю бояться писать. Иначе – это уже будет не свободное крылатое творчество, но стоит помнить и об ответственности за тот энергетический заряд, который мы благословляем в жизнь. Творческих успехов всем!

- Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству, есть ли понимание, восхищение (Вашими произведениями нельзя не восхищаться)?!

- К сожалению, а может и к лучшему, в меня, как в поэта и писателя до сих пор не верят родные, считая, что я зря трачу силы и время на бесполезную писанину.

В последнее время меня немного стала понимать мама. Ей уже 81 год, но она у меня молодец. Помогает во всем, много читает, вчера нашла у меня даже орфографическую ошибку, за что я ей была очень благодарна. MS Word в этом случае оказался бессилен. Остальным же, особенно двум моим взрослым сыновьям, нужен конкретный материальный результат, чтобы признать трату времени оправданной.

А это, сами понимаете, почти невозможно. Мужу – кое-что нравится, кое-что нет. Восторгов не наблюдаю. Он с большим удовольствием читает других писателей. Но так даже лучше. Есть стимул доказать ему и всем, что и ты чего-то стоишь. Как я уже говорила, продолжаю работать.

- Светлана, благодарю Вас за интересный разговор! Удачи в творчестве, успехов, песен!!!

Ольга СЫСУЕВА (Хельга Янссон)


Рецензии
Присоединяюсь к журналистке! Новых успехов и находок тебе в творчестве, Светлана, неиссякаемого вдохновения и терпения, и еще раз терпения, Господь любит терпеливых!
С искренним уважением,

Дмитрий Юдкин   01.01.2013 01:07     Заявить о нарушении
Спаси Бог, Дмитрий.

Светлана Тишкина   17.02.2013 22:53   Заявить о нарушении