Писать или не писать? Послание молодым авторам

              « Писать или  не писать?».  Послание молодым авторам.
                ( теоретические размышления о труде писателя.)

   Вопрос возник  у меня (и уже не в первый раз)  в результате прочтения статьи Любови Царьковой, автора нашего сайта, о творчестве ещё одного нашего автора Александра Чашева.
Статья очень интересная, познавательная, и вроде бы жизнеутверждающая. Однако на меня она навеяла грустные мысли.
 Вот цитата из статьи, а вернее её заглавие и последняя фраза.

«Любовь Царькова
Александр Чашев - Новеллы цикла "Заотнё" - Обзор

Так и Александр Чашев, отработав честно всю жизнь, как и многие будущие литераторы, стал на склоне лет писателем».

  Кто хочет подробнее узнать о творчестве Александра Чашева, прочтёт саму статью, и сами его новеллы,  но я сейчас хочу сказать не об этом. Меня поразила  в статье именно последняя фраза: « ….стал писателем на склоне лет».
   А. Чашев, который так прекрасно разбирается в фольклоре народов северо-запада России, который мог бы даже роман написать о жизни глубинки  на диалектах этих народов и народностей, на языке уже ушедшем или уходящем от нас, и возможно, что этот роман  встал бы в один ряд с такими известными произведениями, как « Россия молодая»  Юрия Германа, или «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, или повести  и очерки Дмитрия Мамина-Сибиряка,  работал всю жизнь, и стал писателем ТОЛЬКО НА СКЛОНЕ ЛЕТ. И возможно, что новеллы А. Чашева и встанут ещё в один ряд с перечисленными мною  произведениями. Почему нет?  Но не исключено, что автору просто не хватит жизни, чтобы они заняли то место в литературе, которое должны занять. Ведь не секрет, что успех любого писателя,  часто зависит от его долголетия;)).
  Вот и возникают у меня вопросы.  Почему только на склоне  лет? Почему раньше не стал писателем? Может быть потому, что не хотел? Возможно. Такое бывает, но думаю, что не из-за этого. Ключевыми  в заключительной фразе статьи  ( лично для меня) являются слова «отработав всю жизнь».
 Каждый сам выбирает, как и когда стать ему писателем или  не стать. Но иногда жизнь заставляет нас зарабатывать  и содержать  себя и свою семью, и не даёт нам права заниматься любимым делом или призванием. Не многие способны на то, чтобы терпя лишения материальные и моральные, чётко придерживаться своего призвания. Ведь часто это отречение не только от собственного благополучия, но отрешение от благополучия близких тебе людей. Это выбор, и он не простой!
 Кстати, заранее хочу извиниться и перед Любовью Царьковой, и перед Александром Чашевым. Мысли, которые я высказал и ещё выскажу, не относятся напрямую к ним обоим, а имеют только обобщающий характер.  Я не знаком лично ни с одним из них, а потому мои рассуждения, это всего лишь  мои личные впечатления. А творчество  указанных выше авторов послужило лишь катализатором к тому, чтобы мои чувства и мысли обрели наконец-то законченную форму виде данного опуса, который является лишь теоретическим рассуждением о становлении писателя вообще, и о возможности проявления таланта в раннем возрасте. 
И так! Возможно, что человеку нужно прожить долгую жизнь, или многие десятилетия, чтобы набравшись опыта, осознать, что он способен на что-то, и в том числе на написание новелл, повестей, романов. Возможно, что человек не чувствует в себе своего призвания, и своего таланта многие годы, и находит его на склоне лет. Конечно, это возможно! А возможно, что жизненные обстоятельства просто не дают ему возможности заняться любимым делом в молодости. Не дают из-за не престижности самого дела, из-за его не прибыльности, из-за его сложности постижения, и огромных усилий, которые не гарантируют успеха в конце пути.  Но я хочу сказать о том, что в нашей современной жизни слишком мало предпосылок для того, чтобы человек смог даже почувствовать  всё то, о чём я сказал выше.   Да и не только в настоящей, но и в прошлой тоже.
 Писательство никогда не приносило и не приносит денег, на которые человек может жить нормально.  Это факт! А потому перед молодым человеком всегда стоит выбор – писать или не писать. И если писать, то стоит ли это занятие тех жертв, которые нужно приносить?  Стоит ли начинать и учиться профессии, которая, по сути,  и профессией-то не является? Ведь нет в законодательстве страны такого понятия как «профессия - писатель». Металлург - есть, и есть слесарь-сантехник. А писателя, извините, нет;)). И поэтому, оказавшись на приёме у кого-то из чиновников, вы не скажите: «Я писатель!». Это вызовет смех. А вот если скажете: «Я слесарь-сантехник», то это будет воспринято нормально;)).  И это ОЧЕНЬ ЯРКО говорит об отношении самого общества к делу, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ!
 И поэтому поводу вспоминается суд над  будущим Нобелевским лауреатом Иосифом Бродским. Когда его судили за тунеядство, он с гордостью сказал, что  он поэт. Но суд не учёл этого, и вынес ему обвинительный приговор.
 Сейчас происходит что-то подобное, но другими средствами. Молодому человеку, стремящемуся стать писателем,   сам уклад жизни, пустой карман, кричащая с экрана телевизора реклама, а так же многочисленные сериалы, которые показывают в перерывах  между ней, указывают, что он Лузер. Что он – неудачник. Неудачник потому, что не имеет современного авто, много денег, и красивого просторного  дома с  шикарной обстановкой.
 И становится писательство пристанищем пенсионеров и чудаков;)).  И сразу возникает следующий вопрос: «А возможно, что это и необходимо для того, чтобы пройдя горнило испытаний, остались лишь избранные?».
 И нет ответа на этот вопрос. У меня нет. Но есть множество примеров, таких как спорт, как балет, как профессия актёра. Они тоже требуют и упорства, и преданности делу, и ежедневной многотрудной работы. Но в них хотя бы понятен вектор движения,  понятна поддержка имеющихся педагогов или тренеров, понятны  (может быть хоть в общих чертах)  условия и причины взлётов и побед, неудач и поражений.
 Так почему же писательство  -  это не профессия?  Ни одна страна в мире не нуждается в писателях и поэтах?  Никто в этом бренном мире не заинтересован, чтобы талантливых писателей и поэтов стало больше? Чтобы они были более развитыми  и более содержательными?  Нет экономической необходимости?
  Наверное, так и есть!  Нет, и никогда не было Экономической целесообразности и необходимости в профессии писателя. Потребность народа была, а необходимости не было. Парадокс?
 Экономический закон гласит, что спрос рождает предложение. Значит, по экономическим законам спроса на талантливых писателей нет? Или же спрос есть,  и он полностью покрыт?
 В настоящий момент мне кажется более правдоподобным тот факт, что спрос полностью покрыт  потребностями читателей. Количество книг в мире таково, что необходимости в создании новых нет. Нет необходимости в литературе, которая вновь создаётся! А вот была ли она вообще хоть когда-нибудь?
 Только вот когда она возникнет, эта необходимость, то её нельзя будет уже восстановить за короткое время. Это тоже факт!
 Или же можно будет? Покроют за счёт авторов, которые выложили свои произведения в мировую сеть, и почили всуе. Из большого количества произведений,  созданных уже ушедшими в мир  авторов,  всегда можно найти  кого-то, кто будет воспринят читательской средой, кто произведёт фурор, и кого, как сейчас,  например,  Василия  Гроссмана, можно будет назвать «новым Львом Толстым», а кого-то ещё - «новым Чеховым»;)).
 Один из знакомых мною членов Союза писателей, прекрасный поэт, как-то сказал: « Литература – дело кровавое, и всегда посмертное».
 Так к чему же все эти мои рассуждения? Да, честно говоря, я и сам не знаю!
 Хотелось бы донести до молодых авторов, что писательство это тяжкий труд, это крест, боль и надежда. И что писать надо, как говорил когда-то Э. Хемингуэй, только когда не писать просто невозможно…
Буду рад выслушать все мнения по поводу моих не совсем «стройных» мыслей.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.