Мы крещены в одной купели

   Блестящие новенькие  колокола  стоят на траве  недалеко от  дверей храма. Скоро Горнальский  Свято-Николаевский  монастырь  во весь мощный свой голос  возвестит на всю округу, что  он  не сломлен, жив, поднимается и возрастает в прежнюю силу. Аисты снова прилетели в Горналь, в своё старое гнездо. Аистиха деловито кормит  троих малышей из клюва, а те изворачиваются и  пощипывают друг друга, словно шаловливые мальчишки.

   Святитель Николай с  настенной фрески благословляет паломников. Их здесь множество, в одежде преобладает   белый цвет. Светлое  Христово воинство. Автобусы с паломниками приехали из Курска, Суджи, Белгорода, Губкина и Старого Оскола. Неудивительно, что много знакомых лиц. Нынешний крестный ход с чудотворной «Пряжевской» иконой Божией Матери – одиннадцатый в новейшей истории. И седьмой международный. Скоро закончится  служба в единственном пока храме обители, и мы снова пойдём  в украинское село Мирополье. В седьмой раз. Сколько всего было за эти годы: и стихия испытывала нас на крепость то невыносимой жарой, то  холодом и дождём, то разливался Псёл, и до последнего  момента было неизвестно, состоится ли крестный ход по его пойме…

   Однажды в Гуево отказали тормоза у автобуса с паломниками, и он чуть было  не врезался в толпу у ограды храма. Но под единый молитвенный вздох паломников водителю удалось проехать по дороге, никого не задев, и остановить автобус перед взгорком.Сила Божия неизменно защищала нас, и  ограждала, и укрепляла  вере. И каждый раз, несмотря ни на что, мы встречались на границе  с украинскими братьями. Вот уж поистине: место встречи изменить нельзя.

   Заколыхались хоругви в руках у  монахов, пошли вперёд священники в праздничных облачениях, и, наконец, показался  тёмный  Лик  Пресвятой Богородицы на иконе старинного письма. По  киоту - гирлянда из зелени и белых роз. Два игумена  несут чудотворный образ – отец Питирим, наместник Горнальского и отец Панкратий – наместник Рыльского  монастыря. За иконой с посохом в руке идёт  архиепископ Курский и Рыльский Герман. Мощный хор  духовенства служит молебен. Легко и быстро спускаемся вниз. « Крута гора, да забывчива»,- вспоминаются мне слова  моей знакомой по храму, будто специально  о горнальской горе Фавор сочинённые. В прошлом году моя знакомая еле- еле из последних сил дошла  назад, а сегодня  снова здесь. Да и сама я, грешница, сетовала, что труден был в прошлом году путь. Но, видно, действительно, сила  Божия в немощи совершается.

   Всё то же: та же тридцатиградусная жара, та же пыль, те же уступы и крутой спуск, а  усталости нет, летишь, словно на крыльях. Душистая росная трава по колено, а то и по пояс. Для крестного хода её аккуратно скосили, получилась широкая тропа. Идём вдоль  берега  Псла, поросшего  невысокими деревьями и кустарником. Где- то  в зарослях спряталась кукушка и  встречает нас многолетием  на своём  птичьем языке. Граница между Россией и Украиной проходит по мосту через Псёл. В этом году построили-таки новый мост, свежие доски блестят на солнце.

    Украинский крестный ход уже  ждёт нас с хлебом- солью и цветами. Впереди два  украинских архиерея: архиепископ Глуховский и Конотопский Лука и епископ Сумский и Ахтырский Иларий. Владыку Германа они приветствуют братским целованием. А затем  прикладываются к  чудотворной иконе. Украинские паломники  поют «Многая лета». По украинской земле идём вместе, молимся, поём величание Божией  Матери, славим Бога за то, что дал  возможность  испытать ещё раз радость общей  соборной молитвы, подышать чистым  воздухом, напоённым ароматом луговых цветов и трав, побыть в этой красоте  православия и  летней расцветшей природы. В этом соединении  полнота и сила жизни. И нас, крестоходцев,  невозможно  отделить  друг от друга, похожие славянские лица, общий церковно-славянский язык, одинаково понятный всем, одна вера, общая для всех святыня.


    В 1867 году, узнав, что  государь император Александр II избежал гибели от теракта в Париже, курские  крестьяне впервые подняли    «Пряжевскую» икону и  пошли крестным ходом в Мирополье, славя  Бога и  Матерь Божию. Так  родилась традиция  соборной молитвы об укреплении государства. Прерванная в  годы советской власти, она  была возрождена  в  конце XX века, когда  граница  разделила  два соседних района – Суджанский и  Краснопольский, а вместе с ними и людей, которые  несколько веков  были  добрыми соседями, братьями. И снова понадобились  молитвенные подвиги верующих, которые никак не могут смириться с этим насильственным  разъединением.

   ...Нынешний крестный ход был, наверное, самым легким, расстояние почти в 8 километров  преодолели на едином дыхании, без усталости, за полтора часа. Мирополье встречало звоном колоколов,  у первых же домов были выставлены  традиционные вёдра и банки с холодной колодезной водой. Миропольцы Любовь и Александр Тимченко  не успевают набирать воду для паломников.

- Я сама родилась в Курской области,- рассказывает Любовь Дмитриевна,- а теперь не так-то просто  на Курщине побывать. Нет, не нравится мне это.

- Мы одна нация, русские, украинцы, белорусы. Все мы русские, все мы славяне, один у нас  корень- Киевская Русь.- добавляет сумчанка Наталья Кириченко.


   У следующего дома знакомлюсь с еще одной четой местных жителей.  Женщина средних лет рассказывает: «Сама я украинка, а мои сёстры  вышли замуж в Россию ещё давно, до разделения. Мы любим друг друга, встречаемся, но хотелось бы быть вместе, в одном государстве».
- А вы как относитесь к этому разделению?- спрашиваю  у  её  мужа.
- А я ни  с кем не разделялся. Это за нас всё решили.

   Николаевский храм в Мирополье  заполнен  верующими, здесь служат молебен  о мире во всём мире, о благоденствии и единстве  братских  славянских   народов. Неслучайно этот храм стал центром соборной  молитвы. Он был построен в начале XX века по  благословению  царя- страстотерпца Николая  II, который  выпил чашу  страданий за свой народ, но  не позволил развязать гражданскую войну. В  30-е годы  здесь приняли мученическую кончину за православие два священника. Они похоронены у храма.



   Ещё с XYII-го века  в Мирополье спасались от униатов  православные Западной Украины. Сумщина  во все  времена была  оплотом  истинной веры. Но вот снова ересь униатства  угрожает  расколом Украине. Во время Великой Отечественной войны в Судже  формировалась 204 стрелковая дивизия. 200 суджан погибли в ожесточённых  боях за Мирополье. Украинские братья погибли  за освобождение русского города Суджи. А ныне – битва незримая, духовная с грехом разделения, со злобой и враждой мира.  Братья по вере  снова рядом.


- Я чувствую радость,- говорит владыка  Герман.- Нас встретили с любовью. И не только верующие, но и два моих украинских собрата – владыка Лука и  владыка Иларий. И в этом- образ Церкви Небесной.  Всех нас объединяет единая вера, единая святыня. Соединяет  благодать и предстательство  Божией Матери. Так было и  так  будет всегда.


- Какие бы границы и разделения не существовали между нашими государствами, мы подтверждаем, что этих границ нет  между людьми.И несмотря на политическую обстановку  мы остаёмся детьми одной  православной церкви, которая будет стоять до скончания века. – Это мнение владыки Луки.


- Я впервые  участвую в этом крестном ходе, хотя много слышал о нём, - рассказывает владыка Иларий. – Чувствую огромную радость от благодати, которую дарит нам  Матерь Божия. Радует чувство соборности, которым жива церковь. Знаменательно, что чудотворная икона принесена к нам в год 1020- летия Крещения Руси.  Мы все крещены в одной купели, мы служим одному  Господу, мы едины.


Недолго  разрешено пробыть крестному ходу  со святыней на украинской земле. Мы отправляемся в обратный путь. Идём по  лугу, солнце, общее для всех, в самом зените, плещет волнами яркого света. По небу собираются  дождевые тучи.  Низко летают ласточки, над травой порхают  мотыльки и бабочки. По пути четыре моста через извилистый  спокойный и многоводный Псёл, три на территории Украины, один, новый, - в России.


   -Да, три мостика не мешало бы отремонтировать, - замечает  пожилой мужчина.
   - Да чего их наводить, вон обстановка какая, -  с горечью отвечает ему спутник.
    - Однако русские построили новый.
Переходим через крепкий, ещё пахнущий свежим деревом  мост, и мы- на русской стороне. Вверху белеет угорье Фавора. Да, крута гора, да забывчива, лиха беда, да  избывчива. Не зря  придумал это мудрый наш народ. Пройдёт время, и на украинской  стороне тоже построят  новые мосты или отремонтируют старые. Не  зря же мы молимся вместе уже семь лет об одном и том же? А молитва не бывает напрасной.               
 


Рецензии