Памятование

Память может быть определена как способность мозга к сохранению информации вкупе с

порождённой ею аффективной реакцией. Осуществление этой функции становится возможным

благодаря осуществлению следующих процессов: запоминание, хранение (помнение) и

воспроизведение.

Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Качество непроизвольного

запоминания главным образом зависит от глубины переживания того или иного события.

Хорошо запоминаются то, что становится объектом поисковой деятельности.
   

В этом вопросе тоже далеко не всё в порядке с однозначностью в терминологии.

Проанализируем следующее определение понятия «память», приведённое в весьма солидном

издании. «Как отмечает Шапутье (Chapouthier, 1973), «память можно определить как

совокупность информации, приобретённой мозгом и управляющей поведением»»(Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. с. 348) . На самом

деле, память – это способность запоминать, помнить и вспоминать информацию. Неверно

считать память совокупностью информации, и неверно считать, что упомянутая совокупность

управляет поведением. Поведением управляет ЭЦ, используя среди прочего и информацию,

приобретённую мозгом.


Следующая цитата отвечает на вопрос о том, какие виды памяти различают в науке.

«Различают три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную» . Далее идёт

объяснение того, что такое сенсорная память. «Как следует из её названия, сенсорная

память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг

(Sperling, 1960) показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время –

порядка ; секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечёт ли ретикулярная

формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам» . Неверно утверждение о

том, что «сенсорная память – это примитивный процесс». Сенсорная память – это

способность сенсорных органов сохранять возбуждённое состояние, и после прекращения

раздражения. Так что, память – это способность, никакой не процесс. И тут же следующее

предложение: «Именно этот кратковременный след, существующий на уровне рецепторов и

низших нервных центров, называется сенсорной памятью» . Теперь сенсорной памятью

предлагается называть оставленный внешним раздражителем след. Мы наблюдаем

синкретическое восприятие понятия «сенсорная память», с очевидным неразличением между

способностью к чему-либо, самим действием и его результатом. Имеет место перенос

значения на смежные понятия. Фактически, значение понятия «сенсорная память» «дрейфует»

вдоль незримой линии, перескакивая с одного предиката на другой (рядоположение). 


«В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она

может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг её

обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная

информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. <…>  Было

установлено, (Peterson, Peterson, 1959), что кратковременная память действует в течение

примерно 20 секунд» .


Здесь важно отметить только, что внимание не есть функция мозга, также как не являются

ею мысли и эмоции.


«Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то

снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная

же память больше похожа на архив: в ней определённые элементы, выбранные из

кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или

менее длительное время» (Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. с. 350).

Для всех трёх стадий памятования характерен субъективизм. Запоминается то, что вызывает

эмоции или то, что считается значимым с точки зрения аффективности. Стадия хранения

также не является простой консервацией. «Всем нам кажется, что мы точно запоминаем

происходящее, но на самом деле такое случается крайне редко. Мы всё время пытаемся

осмыслить происходящее, и наша память приспосабливается к этому: если информация не

укладывается в сложившуюся схему, мы изменяем её до тех пор (разумеется, неосознанно!),

пока противоречия не исчезнут. Этот процесс Бартлетт, один из первых психологов

изучавших память, назвал стремлением к осмысленности» (Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию: – М.: Изд-во Эксмо, 2003. с. 245).


Забывание также является неотъемлемой частью памятования. Нельзя в нём видеть только

негативную сторону. Умение забывать то, что потеряло актуальность, позволяет освобождать

оперативную память для решения актуальных задач. И потом, то, что человек забыл какую-то

информацию не означает бесполезность усилий, приложенных им в период добывания этих

знаний.

«Но мы знаем, что процесс запоминания протекает следующим образом: запоминаемое

впечатление воздействует на нас как на личность, вызывая ее определенную модификацию в

виде соответствующей установки. Следовательно, мы имеем не только переживание данного

впечатления в виде определенного феномена сознания, но и соответствующую ему установку

как состояние субъекта. Переживание вне установки не возникает, поскольку оно всегда

подразумевает субъекта, который его испытывает. Однако установка - это диспозиция,

которая может существовать всегда, то есть всегда возможно, чтобы субъект развернул свою

активность в направлении данной установки. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют

следующие экспериментальные данные. Установка, созданная во время гипнотического сна,

действует и после пробуждения, несмотря на полную постгипнотическую амнезию субъекта, то

есть на уровне сознания он ничего не помнит о тех впечатлениях, под воздействием которых

у него возникла данная установка.


Следовательно, я могу совершенно не помнить выученное в детстве стихотворение, в

сознании от него ничего не осталось, но созданная под его воздействием установка как

диспозиция в том или ином виде сохраняется, то есть до тех пор, пока моя личность

остается неизменной, возможность актуализации этой установки, развертывания поведения в

ее направлении не исключена» (Узнадзе Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. с. 263.).


«С учетом и этого второго значения забывания никак нельзя сказать, что мы напрасно

тратили время и энергию в школе. Тот факт, что мы не может репродуцировать выученный в

детстве материал, совершенно не означает, что у нас от него ничего не осталось, так как

наше Я, наша личность со всеми ее установками, на основе которых в общем развертывается

наша активность, продолжает существовать! Ведь по существу как обучение в целом, так и

каждый его отдельный акт - скажем, заучивание наизусть того или иного стихотворения -

подразумевали и подразумевают именно развитие личности, становление ее определенной

структуры. Мы учим стихотворение вовсе не для того, чтобы помнить его вечно, а потому,

что его заучивание имеет воспитательное значение - это способствует возникновению у нас

определенной установки, долженствующей стать одним из элементов нашей личности. И когда

цель, которую преследовало заучивание стихотворения, достигнута, то уже не нужно помнить

его наизусть, и потому оно должно быть забыто»Узнадзе Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. с. 263). .



«Таким образом, забывание бывает двояким: забывание знания как содержания сознания и

«забывание» установок, сформированных у личности под воздействием прошлых впечатлений.

Имеющиеся в психологической литературе данные касаются только первого понятия забывания,

являющегося предметом интенсивных экспериментальных исследований вплоть до сегодняшнего

дня»(Узнадзе Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. с. 263). .


Рецензии
«Всем нам кажется, что мы точно запоминаем

происходящее, но на самом деле такое случается крайне редко. Мы всё время пытаемся

осмыслить происходящее, и наша память приспосабливается к этому: если информация не

укладывается в сложившуюся схему, мы изменяем её до тех пор (разумеется, неосознанно!),

пока противоречия не исчезнут. Этот процесс Бартлетт, один из первых психологов

изучавших память, назвал стремлением к осмысленности»

Это отвечает на вопрос, почему для основной массы людей характерна интеллектуальная недобросовестность. Заучивание наизусть стихотворений в школе этому как раз способствует. Подобно гипнотической установке, зубрёжкой мы вбиваем в мозг определённые схемы мышления без сознательного анализа таковых. В итоге мы начинаем подчинять "своему смыслу" факты реальности.
С уважением,

Владислав Крылышкин   01.10.2013 09:12     Заявить о нарушении
Согласен с вами. Я и сам замечал, что можно целой серией убедительных доводов поставить человека в тупик и заставить отказаться от убежденности в какой-то идее, но через некоторое время всё, что не соответствует его убеждениям стирается и он возвращается к прежним предрассудкам.
С уважением


Зубаир Османов   01.10.2013 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.