Воспоминания из серии Как мы жили

Мои воспоминания – не классический учебник об истории советского периода.
Это описания жизни и быта, основанные сугубо на личном восприятии.
Думаю, что многие читатели моего поколения узнают себя и свою жизнь.
А молодым, которые родились и выросли уже в другой стране и в другое время, быть может,  будет просто любопытно узнать о прошлом.


Часть 1.
Как ухаживали за собой советские женщины.

Надеюсь, что у меня хватит энтузиазма написать в дальнейшем и другие части своих воспоминаний. А пока вспомню, что было у советских женщин для того, чтобы ухаживать за собой. Мои воспоминания касаются поколения моей мамы, иными словами, речь пойдет о периоде: конец 60-х –начало 80-х.
Дальнейший период – это уже мое поколение, которому тоже есть что вспомнить.
Так вот, как бы там ни было, а женщины всегда умудрялись как-то ухаживать за собой и иметь кое -какие средства для ухода.
У моей мамы всегда была помада и духи.  Наверное, именно  от нее я унаследовала страсть к духам.  Впрочем, я отвлеклась.
 Так вот.
Где-то до середины 70- х годов французских духов не было. Во всяком случае, в широком доступе.
Были духи «Красная Москва», « Красный мак», « Каменный цветок». Может,  выпускались и другие, но я их не помню.
 Кстати, как я потом узнала историю фабрики «Новая Заря», она была основана французом еще в 19 веке, и знаменитые духи «Красная Москва» - были изобретены французским парфюмером до революции  в честь императрицы. В дальнейшем от этих духов осталось одно название, запах уже не имел ничего общего с тем, который я запомнила в раннем детстве.
Были разные по объему флаконы: самый маленький стоил 2рубля 50 копеек, затем средний – 5 рублей, а самый большой – 10 рублей. Это уже была роскошь.
 Я помню, как собирала деньги, чтобы потом подарить бабушке и маме маленькие флаконы на 8 Марта. Приходила в магазин с мешочком мелочи по 5 копеек, 10 копеек, а то и по 3 копейки.
Помню тушь для ресниц, которая выпускалась Ленинградской фабрикой. Это был черный кусочек краски в бумажной коробочке. К нему прилагалась пластмассовая щеточка, и надо было намочить эту краску, щеточкой растереть и так нанести на ресницы. Помады  тоже были. Наверное, разных цветов. Но мне почему –то запомнилась только ярко-алая помада, которую очень любила моя бабушка, и  бледно –розовую у мамы. Были также пудры рассыпчатые.
Крема  для лица выпускались в алюминиевых тубах. Кстати, не исключено, что они были довольно неплохими по качеству.
О.. Первые французские духи, которые появились в Союзе- это Клима ( 25 рублей) , Фиджи, Сиким, Эллипс (по 30 рублей) , чуть попозже Мажи Нуар ( 45 рублей).
 Кстати, Сиким и Эллипс я больше нигде не встречала. Видимо, их давным-давно сняли с производства. Что сказать? Это были не просто духи, это было нечто иное,  будто бы воздушное послание, запечатанное во флакон,   с другого мира, такого завораживающего и недоступного.
Без разрешения трогать флаконы я не имела права. Зато, когда мама душилась, я «путалась» у нее под ногами, и мне тоже перепадало счастье.
В 1975 году, когда был осуществлен космический полет «Союз-Аполлон», в честь него были выпущены духи, совместного производства. Изумительный запах. Помню до сих пор. Это была ограниченная партия, которая больше не выпускалась.
Кстати, с одноименным названием были выпущены и сигареты. Впрочем, я сейчас не о них.

Где-то в 70-х годах стала появляться польская косметика.
И очень модными стали польские духи «Может быть» и «Быть может». Но вторые почему-то не пользовались большим успехом, и в памяти многих остались только духи «Может быть».  Вместе с духами,  появился крем для лица  в синей стеклянной баночке « Пани Валевска».
Я помню, как часто видела у многих эти баночки. Да-да, женщины потом еще долго хранили пустые баночки.
Видимо масок в продаже не было.  И моя память хранит, как мама наносила на лицо то кефир, то яичный белок с соком лимона, затем яичный желток с медом, то просто протирала лицо огурцом, клубникой, помидором.
Она еще варила мыло для лица, добавляя всякую всячину. Кстати, в ранней молодости я тоже его варила.
Где-то в конце 70-х, начале 80-х годов французская косметика таки дошла и до Союза. Это был Ланком, но поначалу были только тушь, пудра, набор теней.  Крема появились гораздо позже, уже во времена перестройки, тогда же был открыт первый магазин «Золотая Роза» под гостиницей «Москва». 
К 1990 году были открыты еще и первые  магазины Ив Роше и Эсти Лаудер. И началась уже совсем иная эпоха для советской женщины.

Часть 2.

«Счастье» советского человека …
Я знаю, что сегодня многие люди либо вообще не смотрят телевизор, потому как смотреть там особо нечего,  либо вообще его не покупают. И вовсе не потому, что он недоступен, а потому, что в Интернете есть все, и это гораздо удобней.
Не будет преувеличением, если скажу, что во времена моего детства иметь телевизор – это было счастьем.
Самый первый телевизор, который я помню в раннем детстве -это огромная тумба с малюсеньким экраном. Уж что там показывали, не помню, зато помню другой, тоже черно-белый, уже с большим экраном. Этот телевизор в родительском доме прожил очень долго, под конец, когда он почему-то отказывался показывать, надо было подойти и стукнуть кулаком по крышке, и  каким-то странным образом, изображение появлялось. В чем был фокус, не знаю до сих пор.
Цветные телевизоры поначалу были роскошью, и  только у одной девочки в классе дома был такой. О, какое было счастье, по воскресеньям ходить к ней в гости и смотреть «В гостях у сказки». Для советского ребенка –это была единственная передача раз в неделю, когда показывали фильм- сказку. Правда до показа, тетя Валя ( известная телеведущая Валентина Леонтьева) долго –долго говорила, показывала детские работы, рисунки, которые другие детишки присылали в студию. Я помню, как все это было для меня неинтересно и скучно, и как детское сердечко все ждало, когда  же, наконец, покажут сказку.

Проигрыватель  вместе с радио тоже поначалу  был в виде тумбы- помню, как он стоял на ножках, крышку надо было открывать и ставить пластинку. Первые пластинки на моей памяти были очень –очень хрупкими, я помню свой страх, когда  аккуратно брала ее в руки, знала, что если разобью, получу жуткий нагоняй от мамы, что   и бывало пару раз.
Пластинка хрипела, запись была только на одной стороне.
Как я сейчас предполагаю, это были арии из итальянских опер, тогда я в этом ничего не понимала, но меня завораживал сам процесс.
 Уже в подростковом возрасте появились виниловые пластинки.
О них, а также о магнитофоне с бабинами – можно писать целую историю. Вот, пожалуй, и все радости.
Еще было другое «счастье» в виде ковров, чешского хрусталя, мебельного и кухонного гарнитура, но, честно говоря, тема эта скучна.


Рецензии
Всё так.
Когда исчезают поколения в могилах, то всё что их окружало, стенки, хрусталь, радиолы и плюшевые жакеты оказываются на помойке.

Сильвестр Строганов   05.04.2020 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Раньше я вот , наверное, тоже бы не стала думать и выкинула, а теперь, с годами, пришло понимание того, что то все -история. И ее надо хранить и передавать следюущему поколению. Разумеется, я не имею сейчас в виду хлам, как таковой, а в целом, хотя тот же самый хрусталь и т.д. это же ведь тоже интересно и это тоже история.
Спасибо!

Айко Ри   05.04.2020 16:46   Заявить о нарушении
Какая такая история.
Весь это пожелтевшее стекло выкинуть к чертям собачим. Единственное что может заинтересовать внуков и правнуков, это фамильные золотые ложки и бриллианты

Сильвестр Строганов   05.04.2020 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.