Страсти по Вагнеру
Первые дни осени, а в Линдерхоф она еще не заглядывала. Безмятежно зелена трехсотлетняя красавица липа, в честь которой и назван этот дворец Людвига Второго, построенный на месте охотничьего домика его отца – короля Максимилиана Второго. Изумрудны холмы, с террас которых широкой лентой по мраморным ступеням каскадами, как мощная музыка Р. Вагнера, (любимого композитора баварского короля) несется вода к голубому гроту, из которого выступает статуя Нептуна, управляющего буйными конями. По-летнему ярки, нарядны, причудливы орнаменты клумб.
Цвет осени только в позолоте фигур фонтанов. Под яркими лучами солнца в брызгах мощных струй как будто нежится Флора, окруженная амурами. Крылатая Молва вдохновенно поет миру, над которым парит, гимн красоте Линдерхофа. Озорной Амур, метко прицелившись, посылает любовную стрелу в чье-то сердце.
Беломраморные лестницы, украшенные греческими вазами, ведут меня на самую высокую террасу королевского парка, где в ротонде сияет красотой Венера, в ее руках стрелы любви, и шаловливые Амуры просят богиню пополнить их колчаны стрелами.
С этой высокой точки парка открывается великолепный вид на Линдерхоф, который похож на Версаль (именно его образ перенес сюда, в Альпы, Людвиг Второй).
Суета, людское многоголосье вокруг блещущего барочной красотой дворца – все осталось в долине Грасвангталь, а здесь в тишине как будто слышатся звуки сонат Вагнера.
Сажусь на теплые ступени ротонды, подставляю лицо яркому солнцу и нежному ветерку. То ли красота пейзажа затмевает разум, то ли горный воздух рассеивает все желания, кроме одного, - вот так сидеть и сидеть, любуясь лесистыми Альпами, красотой дворца, хрупкими фиолетовыми крокусами, над которыми порхают лимоннокрылые бабочки, и слушать звучащую в душе музыку.
Но вот неожиданно вернулось тревожное ощущение времени; оно напоминает: нужно спускаться вниз. Дорожка парка ведет к тоннелю, густо увитому диким виноградом.
После сумрака галереи удивленно замираю.
Что за мираж?
Передо мной неожиданно возник мавританский дворец. Золотом сияет чешуйчатый купол, окруженный четырьмя башенками, украшенными шпилями с полумесяцами; сверкают мозаичные цветные окна; тонкий золотистый орнамент запечатлен на стенах дворца. Обхожу его. Вот и вход… Он, подобно театральной сцене, закрыт малиновым занавесом, скрывая необычное зрелище - восточную сказку Шахерезады. Под ажурным кружевом свода в центре зала - Павлиновый трон, над которым три царственные птицы веерообразно распустили хвосты, переливающиеся разноцветными огнями богемского стекла, - вот почему этот трон носит такое название. Зал освещен светильниками, которые создают ощущение наступающих сумерек. Сверкая, переливаются струи многоярусного мавританского фонтана. В восточных вазах белеют орхидеи. Король Баварии приходил сюда в костюме шаха слушать пленительные арабские сказки.
Надо признать, что Людвиг Второй обладал ярким режиссерским талантом, он обожал ставить спектакли для своей одинокой души.
От мавританского павильона совсем недалеко - Грот Венеры, у входа в который столпотворение. Впереди нашей группы – шумная молодежь из Хорватии, за нами выстроились китайцы, потом группа из Англии. Девушка нажимает на пульт, и скала раздвигается, образуя узкий вход в пещеру. Грот Венеры – это своеобразный театр для опер Р.Вагнера, первоначально для «Тангейзера». Пещера напоминает сцену, где богиня любви удерживала своими чарами поэта и певца Тангейзера. Удивительно, но этот грот рукотворен: справа - водопад, с потолка спускаются сталактиты, в центре пещеры глубокое трехметровое озеро. Во время спектаклей на озере искусственно воспроизводились волны, вода подогревалась, и в ней плавали актрисы-наяды. На острове располагался оркестр, и лучшие певцы из столичных театров пели любимые арии короля из опер Вагнера. С помощью специального вращающегося механизма с цветными стеклами менялось освещение сцен спектакля. Чаще всего Людвиг Второй был единственным зрителем этих грандиозных театральных представлений. Сейчас, как и при баварском короле, в Гроте Венеры звучит музыка Р.Вагнера, а на бирюзовых волнах озера качается позолоченный челн в виде раковины точь-в-точь как в древней немецкой легенде о бесстрашном и благородном рыцаре Лоэнгрине.
Думается, что эти спектакли устраивал Людвиг Второй не только для своей музыкально искушенной души, он мечтал, что вторым искушенным зрителем когда-нибудь будет его любимый композитор. Но Вагнер так ни разу и не посетил Линдерхоф, где все было наполнено его музыкой, где его так ждали.
Почему? Это загадка не только для посетителей Линдерхофа, но и для биографов великого композитора и баварского короля...
Свидетельство о публикации №212101801230
Герман Солоков 07.03.2013 14:20 Заявить о нарушении
С глубоким уважением.
Людмила Береснева 09.03.2013 20:50 Заявить о нарушении