Башня времени. Часть шестая
«Механизм времени, расположенный на вершине башни состоял из трех элементов – будущего, настоящего и прошлого. Будущее представлялось лучом света, идущим с неба. Это - мысль, идея, направляющая движение, мечта, дающая энергию. Луч, наполненный силой духа, врывается в материю, вызывая водоворот всех существующих элементов, связывая их в единое целое, творя из них жизнь и этим создавая время. Словно касаясь невидимыми пальчиками, передвигая все вокруг, он собирает окружающий мир по схеме, известной лишь ему. И лишь это движение и можно назвать временем. Сам же луч духа находится вне времени, его идея вечна и безгранична, ему все равно, когда осуществиться им задуманное. Мне даже показалось, что духу интереснее рассмотреть все возможные варианты и комбинации его затеи. Он расплющивает неудачный вариант материи, словно пластилин и лепит новое, более качественное, более совершенное. И так виток за витком он строит то, к чему стремится. Я всматривался вглубь луча, пытаясь угадать, какую мысль он несет с собой, но его даль располагалась вне пределов моего взора. Тогда я обратил внимание на настоящее – на поверхность круглой плиты, вовлеченную в постоянное нескончаемое движение жизни. Там, где луч дотрагивался до нее – образовывалась гигантская воронка, окруженная морем брызг и пены. И каждая из капель - это чья-то жизнь. Я рассматривал их одну за другой: люди рождались, жили, воспитывали детей, умирали. Во многих из этих жизней не было никаких целей. Они кружились в водовороте материи, наслаиваясь на луч духа, питаясь его энергией, производя новую материю, которая так же быстро исчезала. Сначала я не мог уловить смысла этого процесса. Лишь когда охватил взором все пространство, понял – материя ограничена. Как хороший скульптор берет для своей статуи лишь необходимое количество материала, так и творец жизни взял лишь столько – сколько ему понадобится для конечного результата. Но начальная материя не соответствует тому, что должно получиться и, для осуществления задуманного, духу приходится постоянно менять ее, двигать, перестраивать. Но не все двигалось одинаково – были места на плиты, которые не принимали участия в водовороте – они не менялись, жизнь словно оберегала их от изменений, хранила так, будто это играло огромную роль в достижении ее цели. Это были книги, картины, скульптуры, музыка, достижения науки и философии, знания медицины, великие исторические события. Авторы этих творений сумели победить время, создав то, над чем оно невластно. Зато вокруг «неприкосновенных мест» жизнь бурлила с ужасающей силой, то отрывая от них кусочки, то наслаивая новые. Даже иногда мне казалось, что они возвышаются над уровнем всей поверхности настоящего – опережают время, являются стержнем, основой будущего, задают направление движения жизни. Энергия луча шла в эти места сильнее, а с обратной стороны с обратной стороны настоящего – в прошлом – клубы тумана были образованы в большей части именно их существованием. Остальная дымка рассеивалась, лишь чуть успевая оторваться от поверхности.
Как и любого человека, настоящее привлекло меня больше, чем все остальное. Материя нашего времени была скорее похожа на жидкость, чем на твердое вещество, настолько текучей и изменчивой была ее форма. Услышав раньше такую фразу, я бы возмутился – большинство предметов окружающего меня мира твердые. Но сейчас понимание времени и движения материи изменили мою точку зрения. Я объясню вам, в чем заключается текучесть материи. Человеку в обычных условиях свойственно видеть каждый момент жизни, словно отдельный остановившийся миг. Мы не способны уловить движение жизни в полном объеме, а всегда делим его на отдельные картинки. И не потому, что не можем разглядеть движение, а потому, что время – одно, а движущихся в нем пространств бесконечное множество. Я понимаю, сейчас вы скажите, что это не возможно, о каких таких незаметных глазу пространствах я говорю. Я не смогу объяснить это, так как не имею достаточно знаний. Но наблюдая в водовороте жизни за обычным прыжком лягушки, я видел не просто перемещение ее в пространстве, но и как циркулируют клетки крови по ее сосудам, как импульсы передаются от одной мышце к другой, вызывая их сокращение, как что-то двигалось в самих клетках. Даже удалось разглядеть в них более мелкие структуры, о наличии которых я и не предполагал раньше. И каждое из этих пространств жило своей собственной жизнью, выполняя одну общую цель – прыжок лягушки. Мы можем рассматривать эти пространства сколько угодно, расчленяя их на части, но увидеть всю их совместную деятельность не сможем. Есть еще одна особенность нашего мозга – он привык замечать действие по факту свершения, а не «здесь и сейчас». Как мы говорим: лягушка сидит, лягушка прыгнула. Но это является лишь результатом движения. А ведь именно весь процесс – от возникновения желания переместиться до расслабления последней мышцы, когда лягушка уже коснулась земли и является моментом «здесь и сейчас». Словно размах руки, приготовленный для броска нельзя «разобрать» на части – не получиться силы полета меча – так и момент «здесь и сейчас» невозможно распределить по минутам – он един. У кого-то это действительно только этот миг, исчезающий при повороте головы в противоположную сторону, а у кого-то начинается с постановки цели и не завершается до ее выполнения, иногда охватывая целую жизнь. И лишь тот, чьи идеи выходят за пределы собственной жизни – остается вне времени, побуждая других людей в течение многих веков стремиться к его мечте. И чем дальше в прошлое мы делаем «размах», тем сильнее будет «бросок» в будущее, тем дольше будет длиться момент «здесь и сейчас». Именно такими были остающиеся неизменными, важные моменты жизни. Многие ли удостоились такой чести – быть спутниками жизни. Нет, лишь избранные, лишь получившие власть над временем. Большая же часть материи исчезает безвозвратно.
Меня заинтересовало, как одним людям удается сохранить свое влияние и значение не только при жизни, но и после смерти, другие же уходят безвозвратно, даже не оставив следа в воспоминаниях следующих поколений. И вот, что я заметил: исчезают бесследно не те, кто постоянно находится в жизни, а те, чье существование представлено в виде капель, отростков, брызг. Вот они - вроде были только что, и растворились в воздухе, даже не вернувшись назад в основную массу материи. Я рассматривал их, пытаясь понять, что они из себя представляют. Часто это насыщенные, яркие жизни, имеющие цель и стремление. Почему же они настолько чужеродны для духа? И все же мне удалось уловить связь с возникновением этих капель. Это - мысли будущего и прошлого, планы, не имеющие значения для идеи жизни, желание, идущие вразрез с собственным предназначением, с замыслом духа. Это – чьи-то исполненные мечты, имеющие предел и неспособные на продолжения. Концы капель и отростков замкнуты, люди сами заключают свое существование в определенную, отграниченную от жизни форму. И такая исполненная мечта – это трагедия. Ведь человек взял на ее исполнение энергию своего предназначения. И после ее реализации в душе возникает непонятная пустота. Человек оглядывается на свою жизнь и понимает, насколько бессмысленны были его стремления, глупы мечты, пусты цели, тщетны старания, неосознанны желания. И в этот момент он задумывается о смысле жизни, он возвращается к вопросу о духе, об идее, о предназначении. Он понимает – жизнь придется строить заново, но сил на это уже осталось меньше. Как жаль, что он растратил их не на то, что было на самом деле необходимо. Так происходит с тем, кто попался в ловушку чужой мечты. Но хуже, когда человек живет прошлым. Эти замкнутые отростки устремляются по ходу тумана и отрываются от реальной жизни – словно человек перестает жить, словно о нем забывает весь мир и лишь благодаря тому, что его тело еще двигается по инерции вместе с водоворотом, он еще существует. Эти люди не имеют возможность полноценно оценивать данную минуту жизни. И если тот, кто имеет мечту, хоть что-то строит, приобретая опыт в этом направлении, то живущий прошлым лишь безнадежно разрушает то, что окружает его, своей неспособностью увидеть настоящее».
Свидетельство о публикации №212101801789