Золотина

               

          В ручьях и речках Южной Якутии встречались очень интересные минералы: вишнево-красные гранаты, мелкие розовые кристаллы рубина в голубоватой породе, крохотные аквамарины в белоснежном кварце и необычайной красоты кристаллы горного хрусталя, своей прозрачностью и формой напоминающие алмазы. Такой хрусталь впервые был описан в Карпатах и получил название по месту находки  -  мармарошские диаманты. Некоторые кристаллы этого хрусталя были пронизаны горными шестигранниками мориона, что придавало им неповторимую декоративность.
            На южно-якутских реках артели старателей  мыли золото. Мне очень хотелось найти хотя бы крупинку этого прославленного металла в природных условиях. Сколько ни всматривался в прибрежные пески и галечник  -   золото не встречалось. А сколько в детстве было прочитано о нем в книгах Джека Лондона, Мамина-Сибиряка, Ивана Ефремова!  И вот как-то на берегу реки пришла мысль – сделать пробные промывки песка. Деяние это было подсудное, но вспыхнувший азарт я уже не мог остановить. У меня всегда с собой была  глубокая походная алюминиевая миска. Она и была моим промывочным прибором. На этот раз не повезло. С тех пор, когда мне удавалось быть на речке, я всегда делал промывку песка. И результат был всегда один и тот же  -  на дне миски оставались самые  тяжелые минералы: темные крупинки магнетита, красноватые зерна агата, иногда серебрились листочки молибдена. Вскоре мне эта затея надоела и я прекратил промывку. В окрестностях, где я жил было место. Где сливались две речушки. Во время весеннего паводка большая территория здесь заливалась водой, а летом там находилось небольшое озерцо, где я любил отдыхать. Там хорошо ловились гольяны. В то время отпуск мне не полагался, поэтому
воскресные дни  я проводил в тайге: собирал ягоды, грибы, лекарственные растения. Однажды решил сходить на рыбалку на свое излюбленное место. И вот я на озере. Погода великолепная. Розовеют молодые шишечки на лиственницах, звенит в речках вода. Воздух настолько прозрачен, что Становой хребет кажется рядом. В тот день все было удачно: гольяны ловились как никогда, уха получилась необыкновенной. Сверкало солнце, ветерок разносил ароматы цветущих растений. И вот отдохнув, спускаюсь к озеру помыть миску, и тут внутренний голос мне шепчет: «Промой песок». Наполнив песком миску, медленно вращаю ее в воде.  Легкие частички в виде облачка отделяются, а на дне чернеют знакомые зерна магнетита. Внимательно всматриваюсь и замечаю, как в этом  крошеве сверкает желтоватая искорка. Осторожно палочкой раздвигаю крошки. И о счастье! На дне миски лежит крохотная овальная лепешечка золота, так называемая золотина. Тщательно заворачиваю в газету и прячу в спичечный коробок. Затем лихорадочно начинаю промывать песок. Результат нулевой. У себя дома поместил золотину в пузырек из-под витаминов и приклеил гордую наклейку  АU. Два года подряд хвастался перед друзьями  своей находкой , но однажды золотина выскользнула из ладони и упала на лохматый палас. Каждый волосок был осмотрен, но золотина так и не нашлась. Золото очень подвижный и ускользающий металл…


Рецензии