Дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде

Основание Альгамбры (от арабского ал-Хамра, что значит «Красная») – правительственной резиденции Насридов связано с именем первого эмира Гранады Мухаммада ал-Галиба ибн Ахмара (1230-1272). Однако дошедшие до нашего времени  дворцовые и административные сооружения относятся к XIV в., периоду правления просвещенных гранадских государей Йусуфа I (1333-1354) и его сына Мухаммада V ал-Гани (1354-1359,1362-1391). В то время Гранадский эмират был самым богатым государством Перинейского полуострова,  о чем и должно было напоминать великолепие резиденции его правителей.

Средневековое искусство стран мусульманского Востока отличает во многом особое, обостренное чувство красоты. Представление о красоте  связывается  с безупречной изысканностью формы, с трепетом живых ярких красок, но сильнее всего со светом. Огромную роль в создании образа играют свет и цвет, свет и тень, эффекты отражения архитектурных и природных форм в воде. Дворцы Альгамбры, их залы и дворы, галереи и колоннады, фонтаны и сады отличаются подчеркнутой картинностью. Принцип кулис создает прихотливую ритмическую смену гладких и узорчатых, то ярких, то погруженных в тень архитектурных  плоскостей, которые расступаются, преграждают путь, находят друг на друга, образуя слоистую структуру пространства.

Причудливые и утонченные архитектурные формы, окутанные неуловимыми, мягкими переходами света и тени, непрекращающееся мерное падение струй воды в журчащих фонтанах создают совершенно особую атмосферу неги, пассивности и созерцательности, когда существующее представляется, как об этом говорят стихи, украшающие фонтан Львов, «не более как белым влажным туманом».

Поэтический настрой Альгамбры  возвышает душу и приобщает  к чувству прекрасного. Дворец воплощает определенную философию бытия, которая находит последовательное отражение в его художественном образе. Это целое ожерелье окруженных двориками прекрасных построек, каждая из которых является подлинным шедевром мавританской архитектуры.  Их невозможно охватить сразу одним взглядом. Осознать и почувствовать необычайное очарование Альгамбры можно только после длительного созерцания. Любые словесные описания, любые фотографии остаются безжизненными и условными.

Горный воздух Гранады, ее свет, который  входит в открытое пространство дворов и прочные проемы окон, голубой свод неба, отраженный плоскостями водоемов, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечнозеленые кустарники, множество цветов с сильным  душистом запахом  составляют как бы живую среду  существования обитателей дворцового комплекса. (http://proza.ru/2012/10/18/382)

Являясь внутри местом отдохновения, снаружи Альгамбра предстает в образе мощной крепости. Оборонительная система резиденции  с ее стенами и высокими башнями  плотным кольцом (длина 1400 м) замыкают холм ал-Сабика. Самый величественный фасад обращен к долине Дарро. Стены и башни разных масштабов словно вырастают на гребне  обрывистого ущелья. Главенствует могучая квадратная зубчатая башня Комарес (высота 45 м). (http://proza.ru/2012/10/18/372)

Горожанин, входя в Альгамбру с севера через ворота Оружия и двигаясь  по узкой дороге между стен, попадал в систему, расположенных на одной оси открытых дворов. Главным из них является двор Мачуки (23 на 23 м).  На него выходит фасадом административное здание Мешавр (оно подверглось при испанцах сильной перестройке), с задней стороны к которому примыкает мощенный мрамором двор Куарто Дорадо (позолоченная комната) с круглой чашей фонтана посередине (http://proza.ru/2012/10/18/398).

Композиционным центром дворца  Комарес служит Миртовый двор. (36,5 на 23, 4 м). Большую его часть занимает прямоугольный водоем, обсаженный по длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. По продольной  оси двора  на юге и на севере расположены колонные портики из семи подковообразнвх арок с изящными  ажурными тимпанами (http://proza.ru/2012/10/18/406).
 
С дворцом Комарес, использовавшимся для официальных церемоний, соседствует Дворец львов, где протекала частная жизнь эмира. Центром его композиции служит небольшой (28,5 на 15,7 м) Львиный двор (http://proza.ru/2012/10/18/410).

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии
Об Альгабре можно говорить бесконечно. Чудо этого места создаётся архитектуцрой, игрой света, журчанием воды в фонтанах и зеркалами бассейнов. Магия Альгамбры вдохновляла многих поэтов, писателей и композиторов. Создавались стихи, балеты, прекрасная музыка... В качестве подарка хочется предложить Вам послушать "Воспоминание об Альгамбре" Франсиско Тарреги (1896)
http://umorina.info/track/воспоминания%20об%20альгамбре
Очень хорошая гитарная музыка. Всего Вам самого доброго! С уважением и теплом, Виктор

Виктор Афсари   16.12.2015 17:46     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за подарок! Прослушал несколько раз с огромным удовольствием. Прекрасная попытка передать красоту архитектуры в музыке.

Константин Рыжов   16.12.2015 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.