Начало изучения истории Званного и национальная пр
Посвящается моей классной руководительнице Александре Лукьяновне Бартышевой
Всех, кого заинтересовала история села и кто желает дополнить ее своими сведениями, в том числе о своей семье, прошу отправлять материалы по электронному адресу ivansim1950i@mail.ru или найти Сущенко Ивана Михайловича на сайте "Одноклассники". Мои телефоны: д.8 71431 9-41-99; моб. 8 7777 959402. В конце "Истории..." есть кнопка "Рецензии" - вы можете нажать на нее и оставить свой отзыв или любой другой текст. Заранее благодарен всем, кто выскажет свое мнение об этой, во многом коллективной, работе.
Следует в самом начале сделать оговорку, что эта история адресована прежде всего жителям села Званного, а также уроженцам села, которые в силу обстоятельств живут за пределами своей малой родины, их детям и потомкам, всем, кто интересуется своими корнями, а также тем землякам, что проживают в соседних селах и поселках, основанных в XVII веке в одно время со Званным.
Начало изучения истории села положил в 60-х годах XX века директор Званновской школы Федор Константинович Глушко, он сделал запрос в Москву в Центральный государственный архив. В школу пришел ответ, из которого стало известно, что село упомянуто в документах в 1685 году. Так была установлена примерная дата основания. В ходе работы над историей нами было найдено документальное свидетельство о том, что село возникло раньше 1685 года, эта заслуга принадлежит соавтору данной книги Валентину Процевскому. В результате его поистине сенсационной находки история села становится почти на 30 лет старше – оно впервые упоминается в 1656 году! Скорее всего, это и есть дата основания. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Замысел написать историю своего родного села созрела у автора этого текста (Ивана Сущенко), давно. К 2009 году был написан ее черновик, еще очень несовершенный, в нем были использованы в основном устные предания, воспоминания, свои знания по истории, и многое строилось на догадках. Наиболее ценной частью первоначальной рукописи была его этнографическая часть и описание окрестностей села.
Рукопись была передана в город Курчатов моему однокласснику и близкому другу Николаю Шевченко. Он сделал несколько очень ценных критических замечаний и поправок, которые я внес в текст. В его отзыве был сделан верный вывод, что в истории не хватает архивных материалов и ссылок на научную литературу.
Так появился материал, описывающий историю Слободской Украины, в состав которой, по моим предположениям, входило Званное в период основания. Я не сомневался в том, что первопоселенцы нашего села и их потомки являлись украинцами и выходцами с Украины. На это указывал язык жителей села, песни, предание об основании села и многое другое. Моя бабушка Ульяна поговаривала: «Гарный дивчиньци, гарно и в ганчирци» - кто усомнится, на каком языке она говорила («ганчирка» – тряпка)? Но мое послевоенное поколение обучалось в школе на русском языке и поэтому уже вынуждено было спрашивать у дедушек и бабушек, что такое ганчирка, мы интересовались: почему то, что сияет в небе ночью, называют то зирка, то звезда - может быть, это разные небесные объекты? Нынешняя молодежь Званного вряд ли уже задается этим вопросом. Небесный объект они уверенно называют звездой. О зирке знают единицы.
У меня не было фактов, документов, подтверждающих мою версию. Публикация истории на сайте, а потом дополнение ее материалами по Слобожанщине, неожиданным образом дали аргументы и факты.
Помощь пришла из Украины. Вначале прислал материалы Александр Капитоненко из Сум – краевед и замечательный человек. Он предоставил карту 1725 года, подлинник которой находится во Французской Национальной библиотеке в Париже. На этой карте Званное обозначено на территории Слободской Украины в составе Сумского казачьего полка. Вслед за этим Капитоненко прислал историю города Белополья, расположенного неподалеку от села Званное. Из нее стало понятно, что на Слобожанщине селились не только выходцы из левобережной Украины, но и с правого берега Днепра, в том числе и с Западной Украины. Теперь круг поисков научных фактов определился. Надо сказать, что Капитоненко очень помог в сборе материалов для истории села. И за это ему низкий поклон!
Впоследствии нашлись аргументы, подтверждающие, что в Званном осели не только выходцы из Левобережной, как предполагал вначале автор, но и Правобережной Украины. Нашлись и воспоминания нынешних сельчан, подтверждающих этот вывод. В частности, подворье Юхтыных считают себя западными украинцами. Слава Ковалев (выпускник Званновской школы 1967 года) сообщил, что его бабушка была полячкой. Вполне возможно, что подворье Поляковых – выходцы из Польши. Очевидно, это украинская традиция - так называть выходцев из соседнего государства. Например, среди жителей села Красня Слобода бывшего Путивльского уезда « …есть четыре семейства, дед которых каким-то образом из Польши забрел, отчего эти семейства и по настоящее время прозываются Поляковы», сообщает на одном из сайтов начальник архивного управления Курской области Валентин Богданов.
До недавнего времени в говоре жителей Званного имелись отличия, что является доказательством, что основали село выходцы из разных мест Украины: основная часть званновцев, например, говорит «погналы корыв», но некоторые произносят: «погналы корив». В некоторых семьях к отцу и матери дети обращались на «вы», что характерно для жителей западных областей Украины.
Неоценимый вклад в собрание научных материалов внес Валентин Процевский, проживающий в Харькове. Валентин собрал много текстов и карт, а самое главное, летом 2011 года побывал в Киеве и переписал документ в Центральном истороическом архиве Украины «В полковую Лубенскую канцелярию доношение». С помощью этого материала восстанавливается история села с основания до 1726 года.
Нельзя не сказать и о тех, кто работал над историей в самом селе. Много для этого сделали в последнее время директор дома культуры Руденко Любовь Васильевна, ее сотрудник Губенко Лариса Борисовна, они собрали тексты по советскому периоду истории Званного. Нельзя не упомянуть директора званновской средней школы Мищенко Светлану Васильевну и учителей, которые занимаются школьным музеем, ими собран прекрасный материал по истории сельской школы. Ныне воспитатель детского сада Маруженко Елена Витальевна, будучи студенткой, написала работу по истории села Званное, ее факты по советскому периоду использованы в нашем труде. Неоценим вклад в сбор званновского фольклора и в развитии народного творчества Поливиченко А. В., руководителя краеведческого музея при сельском Доме культуры. Анатолию Васильевичу удалось получить и сохранить семейный архив одних из первых учителей сельской школы Курдюмовых.
В нашей работе также использованы исследования и документы, которые были собраны в Глушковском районном архиве и музее, в Курском областном музее и областной библиотеке имени Асеева. Помогали и краеведческие материалы разных авторов по истории Карыжа. В «Истории села Званное» широко представлен материал российских и украинских архивов, дореволюционных, советских и современных историков, сборники документов. Можно сказать, что история села в какой-то степени плод коллективного творчества - использованы воспоминания жителей, документы и родословные, предоставленные потомками званновцев, проживающих далеко за пределами села, в том числе и за рубежом России. Изложение интернетресурсов, правительственных и партийных документов советского периода в тексте дается без сносок, поскольку эти документы широко известны и доступны.
Данная работа не претендует на звание научной. Вместе с тем, это первый текст, в котором история села изложена со дня основания до наших дней. В последующем, в том числе другим авторам, можно будет дополнять, уточнять детали созданной исторической канвы. Кому-то могут показаться излишними страницы, в которых описывается панорама исторической эпохи, а не сама история села. На взгляд автора, этот материал необходим по многим причинам. Дело в том, что эту историю читают не только в селе, но и в других странах, где проживают выходцы из Званного и их потомки, но историю России не изучают. События, происходившие в селе, думается, будут более понятны на фоне общероссийской панорамы. Значительное место в связи с этим отводится и описанию Слобожанщины – о ней современники, живущие в селе, не имеют никакого представления.
Народное предание об основании села Званное
В Званном из поколения в поколение старики рассказывали предание об основании села и возникновении его названия. В нем говорится, что когда-то давно жили казаки, но запорожцами этих казаков предание почему-то не именует. Несколько семей из этих казаков решили поселиться на новом месте. Сели они в челноки и поплыли вверх по течению Сейма, а когда добрались до ныне званновских мест, то решили поселиться здесь, так как место показалось им очень красивым и удобным. Высадились первые поселенцы на полуострове между Скорозвой и Званкой, построили дома и стали звать к себе своих родных и знакомых. Поэтому село и получило имя Званное. Протока-старица Скорозва и залив Званка так же получили свои имена по этой причине, на их берега «скоро звали» поселиться. Все, что несло в себе народное предание, в результате изучения научной литературы и документов, подтвердилось. Народная память несет только правду.
Наши предки начали переселяться на берега Сейма в середине XVII века, они уходили из-под гнета польской шляхты, чтобы обрести казацкую свободу, бросали насиженные места, обихоженные земли, дома, вместе с домочадцами, женами и детьми уходили на новые земли, в неизвестность. Д. И. Багалей в своей книге «Колонизация и заселение Слободской Украины» приводит тексты песен, которые пели украинцы, покидая свои прежние места, эти песни лучше всего передают душевное состояние людей того времени. Не с легким сердцем уходили наши предки с обжитых мест:
Та йдуть люде, поселяне,
Все з дочками та з синами,
Покидають грунты своi,
Преславнii вжитки
I превтiшнii пасикi.
Та чогось луги потемнiли,
Наши поселяне посмутнiли,
Засмутнилися птиця,
Що назад не воротиться
На своi прежнii вжитки.
И все же они уходили, чтобы обрести желанную свободу, она их манила и кружила голову, вот как пели об этом тогда, в середине XVII века:
Пoкинь, бaтька, пoкинь, мати, пoкинь всю хyдoбy,
Iди з нами, кoзакaми, на Укpайнy, на слoбoдy.
Hа Укpайнi всьoгo мнoгo: i пашi, i бpаги.
He стoять там вpажi ляхi, кoзацькii вpаги;
Hа Укpайнi сyхa pиба iз шaпpанoм:
Бvдеш жити з кoзаками як з пaнoм,
A y Пoльшi сyха pиба iз вoдoю:
Бyдeш жити з вpaжим ляхoм, як з бiдoю.
Ради казацкой воли, свободы наши предки совершили настоящий подвиг. Мы, их потомки, должны понимать и ценить их порыв, их свободолюбие и хранить об этом память, как драгоценное наследство. Наши пращуры не только любили свободу, но и умели бороться за нее, в том числе с оружием в руках. Возможно, что некоторые из них участвовали в многочисленных восстаниях, которые проходили в то время на Украине против польского гнета, наверняка хотя бы часть из них воевала под знаменами Богдана Хмельницкого в национально-освободительной войне 1648-1654 годов. Личность этого легендарного государственного деятеля всегда была популярной в Званном, в некоторых семьях хранились его портреты рядом с р.пинской картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Предков нынешних коренных жителей Званного, уходивших от шляхетского гнета, приняло Русское государство, здесь они обрели новую родину, здесь они остались жить навсегда. В первые десятилетия после переселения получив казацкую вольность, здесь они в качестве наследства оставили своим потомкам прекрасное село, эти потомки чувствуют себя истинными россиянами.
История окрестностей села Званное до его основания
Село Званное расположено на левом берегу реки Сейм. На северо-западе, севере и северо-востоке от него простирается луг со старицами и пойменными озерами, поросшими камышом. За лугом поднимаются Будянские горы – начало Среднерусской возвышенности. В нескольких местах на них видно, как белеют меловые обрывы, меловые горы. С самого верха до пойменного луга спускаются с них овраги Санное и Глинное, поросшие лиственным лесом и орешником. Окоем с этой стороны ограничен, и солнце садится за эти «горы». С юго-востока и юга село окружают поля – отсюда когда-то начиналось «Дикое поле». Западный край Званного упирается в Карыжский лес. Все, что необходимо человеку для хорошей жизни, здесь есть. Привлекает местность и удивительной красотой природы.
Эта земля была заселена многие тысячелетия назад. Мы не можем с достоверностью сказать, какие племена жили здесь до того, как здесь появились восточные славяне. Случайные находки археологических артефактов все же позволяют утверждать, что эта прекрасная местность привлекала человека давно, он оставил много следов своего пребывания в этом уголке курской земли.
Первые люди появились на территории будущей Курской области около 100 тысяч лет назад, в эпоху "Великих оледенений". Это было время гигантских природных катаклизмов, когда ледяной щит покрывал огромные просторы Евразийского и Американского континентов.
Доходили льды и до современной Курской области, однако, протянувшиеся по ее западной части отроги Среднерусской возвышенности мешали их проникновению. Лишь во время самого мощного Днепровского оледенения (200 000 - 120 000 лет назад) ледяной поток прошел по территории современных Рыльского и Кореневского районов.
Сегодня на территории Курской области ученым известно 7 стоянок первобытных людей: Авдеевская (Октябрьский район), Пенская (Курчатовский район), стоянка Быки (Курчатовский район), Октябрьское 1 и 2 (Рыльский район), стоянки Курск-1, Курск-2 и Курск-3.
Самым изученным курским памятником каменного века является Авдеевская верхнепалеолитическая стоянка, расположенная в 28 км от Курска на берегу р. Рогозны. Существовавшее около 22 000- 23 000 лет назад поселение состояло из семи расположенных по краям жилой площадки жилищ-полуземлянок, между которыми находилось восемь ям, служивших для хранения разнообразных пищевых и хозяйственных припасов. На территории стоянки археологи обнаружили сотни кремневых орудий, изделия из рога, кости и камня.
Основным занятием древних "авдеевцев" была охота. Судя по обнаруженным при раскопках костям, охотничьей добычей были мамонты, шерстистые носороги, северные олени, лошади, овцебыки, сайгаки, бурые медведи и даже пещерные львы. Интересно отметить, что кости песца и волка в культурном слое сохраняют свой анатомический порядок. Это говорит о том, что их добывали исключительно ради меха, использовавшегося для изготовления одежды.
Добытые на охоте животные давали первобытным людям мясо для еды, их шкуры использовались при шитье одежды и постройке жилищ, из сухожилий изготовляли нити и веревки, а кость использовали как топливо и в качестве материала для изготовления орудий труда, украшений и даже музыкальных инструментов, подобно обнаруженному при раскопках 30-сантиметровому обломку флейты из лебединой кости.
Около 12 000 лет назад начался глобальный процесс потепления. Вместо растаявшего ледника возник лесной гигантский пояс, протянувшийся от Балтики до Тихого океана. Изменение растительного мира повлекло исчезновение крупных стад копытных животных и привело к дроблению крупных общин людей на мелкие группы.
В мезолите, 10 000 - 7 000 лет назад, основным охотничьим оружием стал лук, позволявший убивать добычу с большого расстояния, сделавший охоту занятием более безопасным, эффективным и не требующим участия большого количества людей. Наряду с охотой большое значение приобретает рыболовство, что подтверждают обнаруженные на стоянках кости рыб, гарпуны, рыболовные крючки и сетевые грузила.
В эпоху неолита, около 7 000 лет назад, люди научились разводить домашних животных и выращивать культурные растения, достигли небывалых высот в обработке камня (сверление, пилка, шлифовка), освоили производство ткани. Однако важнейшим изобретением этого времени стало появление посуды из обожженной глины. Слепленная от руки посуда была грубой, зачастую плохо и неровно обожженной, но сразу стала незаменимой в хозяйстве. С ее появлением впервые создались условия для приготовления достаточного количества вареной пищи и более надежного сохранения пищевых запасов.
Ни мезолит (10 000- 7 000 лет назад), ни неолит (7 000- 5 000 лет назад) на территории Курской области практически не изучены, несмотря на то, что в ходе археологических разведок выявлены десятки памятников неолитической эпохи. Появление около 5 000 лет назад первых медных орудий и украшений ознаменовало собой окончание "каменного века". Пришедший ему на смену энеолит (меднокаменный век) открыл новую эпоху в истории человечества - эпоху применения металлических сплавов.
Одно из первых косвенных доказательств древнего заселения местности, где расположено село Званное, было найдено после Великой Отечественной войны, когда званновские мужики копали корни деревьев (кички) вырубленного немцами леса. В одном из корней Иван Цегельник, живший у леса на улице Средней, обнаружил вросший каменный шлифованный топор. По рассказам очевидцев, потом эта находка была сдана в рыльский краеведческий музей.
Среди деревьев только уникальные экземпляры дубов в средней полосе России могут жить несколько тысяч лет. Так, например, Мамврикийский дуб, под которым по Библии Авраам встретил троицу (второе тысячелетие до нашей эры), стоит и поныне в городе Хевроне Палестинской автономии, в 30-ти километрах южнее Иерусалима. Дуб начал увядать в конце XIX века. Последний зеленый листок на нем наблюдали в апреле 1996 года. Одним из самых старых в Европе считается Сте;лмужский дуб. Этот официальный памятник природы растет в поселке Стелмуж в Литве, на границе с Латвией. Он по-прежнему зелен, хоть возраст его более 1500 лет. Можно предположить, что найденный каменный топор в Карыжском лесу относится к эпохе до нашей эры и мог быть чуть ли не ровесником библейского дерева.
На территории Курской и Сумской областей в бронзовый век (второе тысячелетие до нашей эры) проживали племена срубной культуры. Срубники хоронили мертвых под курганами, ям не копали, покойника осыпали охрой, клали на поверхности земли. Занимались эти племена в основном скотоводством. Большая часть рода оседло проживала на стоянке, остальные пасли стада в ближайшей округе, то есть основным занятием этих людей было пастушеское скотоводство. Подсобным занятием у них было земледелие. Сеяли они в основном ячмень и просо. В керамических горшках находят остатки этих зерновых. На стоянках археологи обнаруживают кремниевые и бронзовые серпы, мотыги, зернотерки. Жили эти люди в полуземлянках, посередине которых имелся очаг, обложенный камнями. Таких стоянок только в Курской области известно несколько десятков, а курганов – сотни. Во многих местах обнаружены сверленые каменные топоры этой эпохи (История Курской области. Воронеж, 1975, стр. 7).
Найденный Цегельником топор, возможно, бронзового века. Но есть исторические данные о том, что люди еще и в первых веках нашей эры использовали каменные топоры в ритуальных целях. Значит, несколько тысяч лет назад по нашей округе, где потом появились села Званное, Карыж, Ходяковка, уже ходили люди, возможно, пасли здесь скот, в лесу кто-то из них пытался срубить молодой дубок. В таком случае, когда дуб спили в наше время, ему могло быть несколько тысяч лет. Вполне возможно, что он являлся самым древним деревом в Европе, и немецкие оккупанты уничтожили уникальный экземпляр нашей родной флоры. Эта находка так же говорит о том, что карыжский лес существует как минимум много тысячелетий. До того, как помещик и промышленник Терещенко стал высаживать в нем хвойные деревья, он был чисто лиственным. В нем росли дубы, березы, осины, лещина. Сосной по преимуществу он был засажен после войны. Вот так раздвигается занавес времени, если поразмыслить над одним только этим фактом.
В IX-VIII веках до н. э. (железный век, начало скифского периода) весь запад Курской области был заселен племенами земледельцев-пахарей. В VII-VI веках до н. э. они на высоких мысах вдоль Сейма и других рек построили более полусотни укрепленных поселений. Рвы и валы этих городищ сохранились до наших дней. Возле большинства городищ располагались неукрепленные поселки-селища. (указ. соч., стр.8). В результате археологических экспедиций курских ученых в районе Лещиновки выявлены поселение и селище, а в пределах Будок имеется курган IX-VIII веков до н. э. Лещиновское поселение еще не раскопано археологами. (Глушковский краеведческий музей, филиал ОГУК «Курский областной краеведческий музей», документ №1-7).
Долгое время среди историков существовала гипотеза, что славян до начала нашей эры в бассейне Днепра быть не могло, но в последнее время среди ученых таких категоричных утверждений все меньше. Многие допускают, что предки славян в последних веках до нашей эры могли здесь обитать, значит и на берегах Сейма. Ну как не вспомнить при этом отца истории – древнегреческого Геродота, который среди народов, живших севернее скифов, упоминает Будинов. Может быть, это и наивно с научной точки зрения, но так и подмывает сказать: уж не предки ли это наших родных будян жили здесь в VI-V веках до нашей эры?! Конечно, это шутка. Но в ней есть доля истины: уж больно по-славянски звучит слово «Будины». Впрочем, Будки были основаны в новое время, причем поселений с таким названием в округе несколько. Однако, как в устах Геродота очень знакомо и по-родному звучит: будины…
К слову сказать, на колхозных полях Званного еще после войны западнее Чащей можно было различить небольшой курган, скорее всего скифского периода. В настоящее время он распахан и для археологов потерян. Так что имеются следы проживания людей в нашей местности и в то далекое время, когда царские скифы и подчиненные им племена насыпали курганы в Восточной Европе.
К первым векам н. э., когда сарматские племена, вытеснившие скифов, господствовали в Северном Причерноморье, относятся распространившиеся в западных областях Северного Причерноморья, Верхнего и Среднего Приднепровья и Приднестровья культуры «полей погребений» (зарубинецкая и черняховская культуры). Они принадлежали земледельческим племенам, знавшим металлургию железа, в числе которых, по мнению некоторых учёных, были и предки славян. Они вполне могли обитать и на берегах Сейма.
Были на территории села и находки уже явно славянского происхождения. В послевоенный период, по рассказам Ивана Мищенко, жившего на улице Центральной, во время рытья ямы под фундамент для насоса в районе урочища Дуброва на берегу Сейма колхозные мужики наткнулись на захоронение. Это было трупосожжение, так как кости находились в значительном слое золы и были подгорелыми. Возле черепа стояла глиняная чаша, вылепленная вручную. Скорее всего, чтобы соблюсти ритуал, ее здесь же из местной глины и вылепили. Колхозников удивили кости конечностей – они были очень большими. Рост покойника значительно превышал средний рост современного человека. Судя по найденным атрибутам, здесь был захоронен представитель древних восточных славян-язычников, это у них был обряд сожжения трупа на погребальном костре и обычай ставить ему в изголовье чашу. Такие захоронения совершались до принятия на Руси христианства, то есть до 988 года, и некоторое время после того.
Кто был этот богатырь, похороненный своими товарищами на берегу Сейма? Воин, погибший в стычке с врагом, а может быть, купец или кто другой, плывший по реке и умерший от болезни? – мы, очевидно, об этом никогда уже не узнаем. Последнее предположение ближе к истине, если исходить из того, что ритуальная чаша была изготовлена наспех на месте смерти, а так же учитывая тот факт, что Сейм в то время был судоходен, из Курска и Рыльска плавали в Десну и Днепр. Эта находка, к сожалению, документально не зафиксирована, но не вызывает сомнения (источника информации я знал, как достойного и честного человека – И. Сущенко), она позволяет утверждать, что восточные славяне в нашей местности побывали до принятия христианства.
В домонгольский период Киевской Руси не далеко от Званного, в устье речки Вир, впадающей в Сейм, был построен город Вирь возле нынешнего Белополья. Он контролировал переправы и часть территории между Сеймом и Сулой, стоял на пути кочевников печенегов и половцев, закрывая проход к городам Рыльск и Курск. Что касается Рыльска, отстоящего от Званного всего на 35 километров вверх по течению Сейма, то упоминания о нем в письменных источниках появляются с 1152 года, хотя основан он был значительно раньше. Этот город весь последующий период до нынешних дней не прекращал своего существования, пережив многие исторические катаклизмы, в том числе и монголо-татарское нашествие. В древнерусский период на правой стороне Сейма существовала система укреплений под началом Рыльска, в нее входило более 20 пунктов. Территория нынешних Карыжа и Лещиновки входили в эту систему. У Карыжа была переправа, а на Лещиновской горе было укрепление, наверное, наблюдательный пункт. Кто бывал там, тот замечал, что местность с этой точки прекрасно просматривается от Карыжа почти до Глушково, противника можно было легко обнаружить.
После похода Батыя на Русь в XIII веке на территории нашей округи еще некоторое время существовала Вирская волость, зависимая от Золотой Орды, но в XIV-XVI веках она была доведена татарами до полного запустения. Город Вирь (на этом месте теперь стоит Белополье) был разрушен. На территории Рыльского княжества в районе разоренного в результате нашествия Курска некоторое время во второй половине XIII века находилось поселение золотоордынцев. В 1287-1293 годах произошло восстание против баскака Ахмата, в ходе восстания курян татарское поселение было уничтожено. Некоторое время в южных районах нынешней Курской области существовала татарская «Курская тьма».
Каких либо сведений об этой местности до ХVII века почти нет. В русских летописях и документах ее, включая и земли значительно южнее, именовали «Диким полем», здесь кочевали золотоордынские тюркоязычные племена, из которых сформировались народности крымских татар и ногайцев. Еще в первой половине XVI века в районе нынешнего Белополья и Карыжа были поселения-стоянки – на сакмах (путях) степняков. Кстати, и название Карыж может происходить от татарского «кариш» - пядь (мера длины, в данном случае - пядь земли), на башкирском языке и у поволжских татар так же называется одна из речных маленьких рыб. В краеведческом материале по истории Карыж название этого села выводится из татарского языка как «двор у реки». В тюркских языках вода – «су», река – «узень». Авторы брошюры о Карыже, изданной в 60-х годах прошлого века, не указывают источник, откуда они взяли такое толкование слова «карыж». Кстати, в этой же брошюре татарское слово «сакма» трактуется не как степной путь, а как поселение. Можно сказать, что не только во взаимных набегах контактировали татары и славяне, но были и другие формы взаимоотношений, в ходе которых, возможно, и передалось название села Карыж. В русском и украинском языках полно тюркизмов: арбуз, кавун, чувал, сарай, телега и так далее. Есть скудные сведения, что к Карыжу приходили татарские купцы, а со стороны Рыльска - русские. Кочевники нуждались в ремесленных изделиях и продуктах земледелия, а оседлые русичи в продуктах животноводства. Кроме того, многие русские и украинцы побывали в татарском плену, где также усваивали язык поработителей, а после выкупа или удачного побега приносили новые слова к себе на родину.
В соседнем городе Судже работники городского музея считают, что их населенный пункт назван по имени реки – Суджа, что в переводе с тюркского означает «водяное место» (Уездные вести. 28 января, 2012 года).
По поводу поселка Глушково бытует легенда, что его наименование произошло от казака Глушко, который будто бы основал это поселение. Никаких ссылок на исторические источники у авторов, приводящих эту легенду, нет. Но правда в легенде присутствует - Глушково основали казаки. Валентин Процевский выдвинул свою версию. Среди Путивльских дворян в XVII-XVIII веках был целый клан помещиков Глушковых, некоторые из них имели земли на территории, где в настоящее время расположены Званное и райцентр. Валентин считает, что название Глушково произошло от имени этих помещиков. Версия логичная, и автор этих строк полностью с ней согласен. Вполне возможно, что и название Коровяковки происходит от фамилии помещика Коровяковского. Об «Афонасии Романова сына Коровяковского» упоминается в той же писцовой книге Курских дворян (А. А.Танков «Историческая летопись курского дворянства». Т.1, Москва, 1913г.). Возможно, такие же корни и в наименовании поселения Ломакино Рыльского района – помещики Ломакины упомянуты в том же первоисточнике.
Поселений на территории села Званное до XVII века не было. Сейм в этом месте был долгое время пограничной рекой Рыльского княжества, а впоследствии границей с татарами и такими государствами, как Литовское, потом Польско-Литовское. Современный литовский историк Эдвардс Гудавичус пишет, что в начале семидесятых годов XIV века к Великому Княжеству Литовскому были присоединены Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Рыльск и Трубчевск. В итоге походов Ольгерда на протяжения почти полутораста лет Курский край стал составной частью Великого Княжества Литовского, в котором проживала часть предков коренных жителей Званного. В это же время исчезла и татарская "Курская тьма". В 1506-1507 гг. крымский хан Менгли-Гирей выдал ярлык на владение на спорные с Москвой земли, в том числе на Путивль, Рыльск, польскому король Сигизмунду. ("Очерки истории Курского края от каменного века до Нового времени. Курск, 2008, с.373-379).
К XVI веку эти земли стали входить в состав Московского государства (с 1503 года). Впрочем, поляки и после 1503 года временами отвоевывали эту территорию у русских. Но левый берег реки Сейм все это время до XVII века не был заселен, а на правой стороне (где находятся теперь Будки и Лещиновка) - недоступной кочевникам, славяне, русские могли создавать поселения, особенно после того, как при Иване Грозном с 1571 года южнее Сейма появилась русская сторожевая служба. Мы упоминали, что там существовала застава и раньше, она была связана с Карыжским перевозом и входила в систему оборонительной линии русского государства.
Не надо забывать, что северо-восточные русские княжества длительное время были данниками Золотой Орды, они, хотя и управлялись своими князьями, все же признавали царем, верховным правителем золотоордынского хана. Князья ездили в столицу Орды Сарай на Волге, отвозили туда дань и решали спорные вопросы, получали там ярлыки на княжение. Территория Золотой Орды от Днестра до Иртыша была единым политическим пространством, где кочевали тюркоязычные племена, проходили купеческие караваны и дипломатические миссии под покровительством татарской власти. Впоследствии Крымское ханство, образовавшись в XV веке на обломках Золотой Орды, пыталось вести себя как правопреемник рухнувшей степной империи, тем более, что ханы Крыма были так же, как и золотоордынские правители, чингизидами, потомками Чингисхана.
Татаро-монгольское иго тяготело над северо-восточными русскими княжествами. В это же время территории Новгород-Северского, Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского княжеств и некоторых других древнерусских земель вошли в состав сначала Литовского, а затем польско-литовского государства. Без сомнения, предки званновцев проживали в это время на территории, где правил литовский князь, а затем польский король. В это время формируются отличительные черты русских, украинцев и белорусов в языке, быте, духовной культуре. Можно уделить некоторое внимание жизни украинцев XIV-XVI веков, чтобы понять, как шло формирование качеств этого народа, из которого вышли основатели села Званное, но объем и задачи нашей работы не позволяют этого. Приведу отрывок из книги Льва Гумилева «От Руси к России: очерки этнической истории» (издательская группа «Прогресс». 1992 год), в ней в сжатой форме имеется описание социального положения украинцев в составе Польши в XVII веке.
«…Крепостного права как такового в Польше не было: каждый крестьянин мог уйти от пана, если хотел. Но уйти означало бросить свое имущество, а часто и потерять личную свободу, потому что личная свобода крестьян ограничивалась жесткой системой налогов. Налоги платились помещику, и, если у крестьянина денег не находилось, он становился дворовым человеком. Как видим, отсутствие крепостного права создавало для крестьян условия жизни гораздо худшие, нежели при крепостном праве, имевшем место в Московской Руси. Парадоксально, но отсутствие крепостной зависимости крестьян обрекало их на полное бесправие. Налогами были обложены земли, водоемы, охотничьи угодья, сенокосы и даже православные церкви. Последнее особенно возмущало православных: еврей-фактор (управляющий поместьем шляхты – прим. авт.) пользовался ключами от церкви так же, как ключами от амбара, открывая храм для службы по своему желанию в зависимости от уплаты прихожанами соответствующей суммы (стр.244-245 указ. соч.)
О национальной принадлежности первопоселенцев села Званное
В то время, когда первопоселенцы переселялись из Украины и основывали село Званное (вторя половина XVII-начало XVIII веков), за украинцами еще не закрепился их этноним (национальное имя). Поляки именовали жителей Украины русинами. Наверное, поэтому объясняется тот парадокс, что званновцы и другие потомки украинцев-переселенцев XVII века, проживающие ныне в Курской, Белгородской и Воронежской областях Российской Федерации, не считают себя украинцами. Когда они переселялись на территорию бывшего «Дикого поля», получившего после их переселения название «Слободская Украина», украинская народность уже сформировалась: был свой язык, единая территория проживания, культура, быт. Украинцы уже четко отличали себя от окружающих народов – татар, поляков, евреев, немцев. Но у них сохранялось чувство родства с русскими: была общая история проживания в едином Древнерусском государстве, где их называли русами, языки были близкими и понятными, связывала единая православная религия. Наверное, именно в то время и сложилась традиция: входя в избу или хату, искать взглядом икону и креститься на нее, показывая этим, что пришел единоверец, православный, а не иудей, мусульманин или католик. Хозяевам при этом неважно было, кто пришел: москаль ли из Будок, или хохол из Ходяковки, главное, что он был единоверцем. Традиция эта еще сохранилась до 50-60-х годов XX века, но с распространением атеизма ушла в прошлое.
Можно согласиться с Львом Гумилевым, что русские, украинцы и белорусы в то время (XVII век) составляли суперэтнос, хотя и проживали в разных государствах. Сформировавшись уже как самостоятельные народы, они, вместе с тем, чувствовали свое определенное единство.
Надо сказать, что религия в период средневековья имела очень большое значение, как для конкретного человека, так и для определенного человеческого сообщества, религия значила даже больше, чем национальная принадлежность, тем более, что процессы формирования народностей тогда еще не были завершены. Религиозная принадлежность была для человека ясной и понятной, а национальная - несколько размытой. Надо знать, что в то время все были поголовно верующими в отличие от дня сегодняшнего, и вся жизнь человека от рождения до смерти проходила по канонам той веры, к которой он принадлежал.
Если говорить о первопоселенцах Званного, то, хотя украинцами они себя и не называли, но ими они были. В официальных документах русской администрации того времени украинцев (не имевших тогда этого этнонима – национального имени) как только не именовали: севрюками, черкасами, литовскими людьми (выходцами из польско-литовского государства), казаками, посполитыми, а позже - малороссами. Их предки в древнерусском государстве были русами, поляки их именовали русинами, что почти одно и то же, что и русский.
Официальные именования в народе не всегда почитаются. В своей местности, русско-украинской среде люди нынешнего Глушковского района в XVII веке, когда все были подданными русского царя и православными, и в настоящее время главным отличием считалось и считается не принадлежность к народности, а к поселению: глушковец, званновец, карыжанин, будянин, лещиновец, белополец. Эти православные люди в прошлом не чувствовали значительной разницы между собой, язык имел отличия, но был понятным для земляков, живших через Сейм. Чтобы как-то определить явные отличия будян от званновцов (москальское аканье в языке будян и явный украинский говор звановцов), иногда применялись именования, определявшие народность: званновцы – это «хохлы», а будяне – «москали», «кацапы». Конечно, эти названия носили (и носят) оттенок прозвища, клички. Но вы вряд ли найдете кого-то из званновцев, чтобы он лещиновца называл русским вне государственного учреждения, или будянина, который называл бы званновца на улице – украинцем. В дружеском кругу, где есть званновец и будянин, всегда можно услышать иронически-ласковое: «Ах, ты хохол!», «Эй, ты! Кацап!». Ну, а если отношения осложняются, то эти же слова уже звучат и как оскорбление.
Вот так - уже украинцы, но еще без этого имени, с территории Украины, но еще не носившей своего государственного названия, и переселились предки званновцев туда, где основали Званное. В дореволюционной России их еще именовали официально малороссами, но в советский период этот факт позволит званновцам легко стать «русскими». В 1928 году был введен «пятый пункт» и в свидетельствах о рождении и паспортах стали писать национальность. Поскольку «хохлы» Званного, Карыжа, Ходякивки, Кульбак и других сел (основатели которых когда-то переселись из Украины в Слободскую Украину) вошли со своими поселениямим в состав РСФСР, то их записали русскими. Никто из жителей этих сел и не возражал, поскольку «русськими», как произносят в Званном, себя чувствовали, хотя говорили на украинском языке, отличном, конечно, от литературного. Жители соседних поселений, вошедших в Украинскую ССР: белопольцы, стецковцы, хотинцы, из ворожбы, мирополья и других – стали законными украинцами. Так потомки переселенцев одной волны с Украины стали представителями разных наций. Этот факт лишний раз подчеркивает, насколько близки русский и украинский народы. Только не надо забывать своих корней, чтобы лучше знать о себе.
В российских документах в XVII-начале XVIII веков жителей Званного именовали черкасами, в 1834 году в ревизской сказке уже называли малороссами, как и остальных украинцев в то время. В советский период, когда в паспорта была введена графа «национальность», у чиновников появились трудности с определением национальной принадлежности званновцев. Некоторое время их писали то украинцами (по национальной принадлежности), то русскими (по месту рождения в РСФСР). Так, например, Мирошниченко Неонила Дмитриевна, высланная в начале 30-х годов вместе со своей раскулаченной семьей из Званного в Караганду, в документах указывается то русской, то украинкой (Архивная справка Департамента Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан по Карагандинской области от 16.11 2009 года, № с/3-3405, основание – следственные дела №№ 03292, 04873).
В июле 2011 года автор этой книги побывал в ЗАГСе Глушковского района, его работники твердо заявили, что у жителей Званного в документах до 1928 года в графе национальность писалось «украинец». К сожалению, все эти документы были уже переданы в область, а читальный зал областного архива летом был закрыт на ремонт.
Но какие сомнения могут быть, когда до появления радио и кино, до введения уроков пения в школе, в Званном пели одни украинские песни («Роспрягайтэ, хлопци, конив», «Ой, ты Галю», «Цвитэ тэрын», «Посияла огирочки» и т.д.), говорили по-украински, рассказывали украинские байки и притчи (я их стал читать недавно, купив с рук фольклорный сборник «Украина смеется.» Юмор и сатира (на украинском языке)», Киев, 1960г.). Старики, родившиеся до революции, употребляли в быту украинские пословицы и поговорки: «Прыстав як шевска смола». Инструменты назывались по-украински, например, шило – швайка, топор – сокира, мел – крэйда, предметы быта – ослын (лавка) и т. д. До начала 30-х годов в школе Званного учили украинский язык. Мои родители рассказывали мне стихотворение, выученное ими в начальной школе:
Я бычив, як витыр бырэзу зломыв,
Дырэвья порушыв, гилле покрутыв.
На тый же бырэзи мытэлык сыдив,
Крыло пырыбытэ на сонеци грив.
Весь досоветский период в государственных документах жителей Званного именуют черкасами и малороссами, как именовали украинцев в России в те времена. В 1934 году Званновский сельский Совет назывался «Звановська сильска рада» - это ясно видно на штампе документа, выданном Елизавете Курдюмовой о смерти ее матери (документ хранится в музее на общественных началах званновского Дома культуры).
Советское правительство до начала 30-х годов придерживалось в национальной политике правила: позволять изучать родной язык народностям, компактно проживающим на границе с союзной республикой, где эта нация является титульной. Политика украинизации закончилась в 1933 году, когда в Украине с должности наркома образования сняли Скрипника, который вскоре покончил жизнь самоубийством. В Украину прибыл П. Постышев вместе с тысячами партийных функционеров и начали выполнять задание Сталина, которое было изложено в пресловутой телеграмме, направленной в Украину в декабре 1932 г. В этой телеграмме было требование: «Прекратить украинизацию», она объявлялась националистической контрреволюцией. Было резко сокращено количество украинских школ. Произошли изменения украинского алфавита, грамматики и словаря (они приближались к российским), сокращался процент украинских учителей. Начались репрессии украинской интеллигенции. Закрылись также все украинские школы и издания за пределами Украины. В Званном украинский язык перестали изучать.
В конечном итоге, всем, рождавшимся в Званном, в свидетельстве о рождении в графе «национальность» стали писать «русский». Очевидно, председатели сельсоветов получили соответствующее указание (в сельсовете выдавались эти свидетельства). Возможно, будущие историки села установят дату, когда такое указание было дано.
В принципе четкого определения национальности в науке нет, часто ее смешивают с гражданством. Например, чистокровный араб-алжирец, получив гражданство во Франции, считается французом, поскольку в этом государстве национальность определяется по гражданству. В некоторых других странах национальность определяется по крови, как это было в СССР, а теперь во многих странах СНГ и Балтии: какой национальности папа или мама – такой же национальности и дети. Проблема возникает у тех, кто рожден в межнациональных браках. Поэтому самым надежным определителем национальной принадлежности является самоидентификация – кем ты себя чувствуешь.
Жители Званного привыкли в советское время чувствовать себя русскими, не утрачивая в быту свой украинский язык, фольклор, традиции, привычки и менталитет. Типичный званновец в отличие от простоватого и прямого «кацапа» всегда поразмыслит, прежде чем что-то скажет или сделает, он всегда себе на уме. Он прижимист иногда до жадности. Хотя, конечно, люди бывают разные во всех нациях и народностях.
Можно подвести итог нашему рассуждению по поводу национальной принадлежности коренных жителей Званного. Они, несомненно, украинцы и предки их – выходцы из Украины. Своей работой мы постараемся это доказать. Современная местная пресса делает иногда попытки объявить родной язык жителей Званного, Карыжа, Ходякивки, Кульбак и ряда других сел (основанных когда-то выходцами из Украины) разновидностью русского говора. Высказывания подобного характера я встречал в курской прессе. Такие мнения, скорее всего, проистекают от незнания истории и еще потому, что у местных жителей размытое национальное самосознание, они признают себя и русскими и «хохлами» одновременно. Когда надо назвать свою национальность в государственном учреждении, они говорят и пишут то, что у них имеется в свидетельстве о рождении и паспорте – «русский», и даже не задумываются, что это не так. Долгое проживание в составе России сказывается. Когда они начинают говорить с кем-то вне своего села на родном языке и их называют хохлами, они не возражают – от своей сущности никуда не денешься.
После того, как черновик этой книги был выставлен на сайте «Проза.Ру», с ней уже ознакомились тысячи человек в том числе молодые жители Званного. Мне запомнился разговор в нашем селе летом 2011 года с другом моего племянника, который стал интересоваться историей села. В конце разговора он подвел итог: «Так мы все же украинцы…». Очень хорошо, что это стали понимать и местные органы власти. До недавнего времени на фестивалях народного искусства, которые проходили в Курске, были секции почти всех национальностей, проживающих в области, кроме украинской, но недавно появилась и украинская, и теперь званновский хор со своими родными песнями и танцами занимает там не последнее место. Возродилась традиция всем селом праздновать Ивана Купала, он стал почти международным: поучаствовать в нем приезжают не только несколько тысяч жителей ближайших сел, но и из Украины и Белоруссии – это настоящий праздник братства славян! Большая заслуга в этом местной сельской администрации и энтузиастов сельского Дома культуры. Было бы большим делом, если бы в Званновской школе, хотя бы факультативно, стали изучать украинский язык и литературу. Народная дипломатия только способствует взаимному уважению и, не побоюсь сказать это, - любви другу к другу двух соседних братских стран и народов. Такими эти отношения в идеале и должны быть.
Расскажу об одном случае, который произошел со мной на Западной Украине. Я лечился по курсовке в конце 70-х годов в городе Моршине. По курсовке, в отличие от путевки, надо было жить не в санатории, а на частной квартире. С хозяйкой частного дома - «западенкой», у которой поселился, я разговаривал по-украински. Однажды в ходе разговора обмолвился: «Мы хохлы». И моя хозяйка преподала мне урок национальной гордости. «Это слово – сказала она, - ругательство. Так нельзя себя называть. Мы – украинцы». Я пытался оправдаться, заявив, что употребленное слово произошло от «хохлов» на головах запорожских казаков. Но хозяйка была непреклонной: «У них на головах были оселедци, а хохлами нас обзывают». Мне крыть было нечем. Я впервые встретил такое отношение к употребленному мною слову, которое было уже родным и близким. Для меня и других жителей села оно не носило негативного оттенка. Меня поразили и неприятие этого слова, и категоричность, даже некоторая горячность, с которой отнеслась к моей оплошности хозяйка, она говорила, как с хорошим, но провинившимся мальчишкой, и я этот эпизод запомнил на всю жизнь, он стал для меня уроком. Категоричности у меня не прибавилось, но мнение западной украинки принял к сведению.
Есть необходимость уточнить, что территория нынешней Украины в XVI-XVII веках еще так не называлась и входила в состав разных государств. Это наименование закрепилось ближе к нашему времени. Украинами, украиной в это время в Русском государстве называли южные территории, граничившие с «Диким полем». Так, например, в начале 90-х годов XVI века московское правительство вело обширный розыск о крамоле в южных уездах государства. В документе того времени по этому делу говорится, что у виновников были единомышленники, «многие простые люди украинские». Власти перехватили крамольников «не токмо в оном граде (Алексине), но и по всей украине». Понятно, что речь идет не о нынешней Украине (ее территория еще не входила в то время в Московское государство) - речь идет о южных уездах русского государства, пограничных с «Диким полем». Тогда это выражение было постоянно в ходу по отношению к этим землям: украинные земли, украина. Что касается Украины, то ее земли поляки так же называли украинными, а ее население именовали русинами, а территорию гетманства Богдана Хмельницкого - русской.
Свидетельство о публикации №212101800445