Учеба в Ленинграде

               
    Осенью 1933 года заканчивалась моя срочная служба, нужно   было определять дальнейшую жизнь. Я подал заявление в военную авиашколу и уже прошел мандатную комиссию.
    Но жизнь рассудила иначе. Меня вызвал начальник политотдела дивизии и сказал: Ты будущий талантливый политработник, мы решили направить тебя в военно-политическую школу при Высшем военно-инженерном училище им.Дзержинского в Ленинграде. Я дал согласие и с направлением политотдела отправился в Ленинград. После экзаменов меня зачислили на 2-ой курс(школа была двухгодичная).На изучение военно-морского дела мне приходилось обращать особое внимание. Практику мы проходили на линкоре «Октябрьская революция» и в школе подводного плавания. В Ленинграде я познакомился с прекрасной девушкой комсомолкой, школьной пионервожатой Клавой, с которой прожил всю жизнь.
   Из всех событий за время учебы в Ленинграде мне запомнилось участие в параде вооруженных сил, посвященном 17-му съезду ВКП(б).Для подготовки к параду сводный полк моряков, сформированный исключительно из курсантов военно-морских училищ, был освобожден от классных занятий. Целыми днями мы занимались строевой подготовкой на площади Урицкого. Командир полка  тов. Дубина отрабатывал с нами печатный шаг, которым ходят на парадах. В Москву мы прибыли отлично  подго-товленными, в прекрасном обмундировании, ребята все рослые, крепкие, как на подбор. У идущих в первых рядах на груди блестели боцманские дудки, на руках у всех белые перчатки. Наш полк стоял напротив Гума.
Ровно в 10 часов из Спасских ворот верхом выехал нарком обороны К.Е.Ворошилов и  начал объезд колонн с приветствием. Подъехав к нашему полку, он весело поздоровался:
«Здравствуйте, товарищи военные моряки!» Мы так громко и дружно ответили, что лошадь под наркомом вздыбилась. Когда мы входили на Красную площадь, капельмейстер сводного оркестра решил перейти на новый марш, в строю началось замешательство, сбились с ноги, потеряли равнение. Вмешался один из наблюдавших военноначальников, он скомандовал: моряки, слушай мою команду: ать, два!...- мы  быстро выровнялись и вступили на площадь, четко чеканя шаг и вызвав большое оживление на трибунах. с мавзолея нам улыбались Сталин и Ворошилов, а стоящий на ступеньку ниже Буденный показывал Ворошилову большой палец правой руки: вот, мол, как идут моряки! Миновав мавзолей, наш полк под оркестр запел песню:  «Вставай, вставай, кудрявая…» - и песня покатилась по всей площади, этим мы окончательно всех покорили.
    После возвращения с парада, когда мы пообедали и отдохнули, нам объявили, что комиссия, наблюдавшая за парадом, присудила нашему полку 1-е место и что правительство и реввоенсовет приглашают нас в гости в Кремль. Под вечер наш полк строем под звуки песен прошагал по улицам Москвы в Кремль. Москвичи удивлялись, откуда появилась такая масса моряков в столице? Прием начался с торжественной части, в зрительном зале расположился наш полк, в президиуме - члены правительства и рев военсовета. К.Е.Ворошилов передал привет от тов.Сталина и его извинение, что он не может присутствовать на приеме в силу большой занятости. Речь Ворошилова была посвящена задачам вооруженных сил, запомнились его слова: «Я как нарком обороны одинаково отношусь ко всем родам войск, но признаюсь, что когда вы проходили мимо трибуны, у меня под ложечкой приятно щекотало. Вы показали, что моряки умеют хорошо ходить не только по морю, но и по суше, никого на Красной площади так хорошо не встречали, как вас. Это говорит о том, что народ как-то особенно любит военных моряков». После торжественной части мы были приглашены на ужин. Угощали нас щедро. За столами вместе с моряками сидели члены реввоенсовета, завязалась беседа, нашлись земляки. Заиграл баян,  образовался круг, ребята начали лихо отплясывать яблочко. Затем в зрительном зале для нас был дан большой концерт, который затянулся надолго. Выступали артисты Москвы. Далеко за полночь наш полк выходил из Кремля через Спасские ворота.
   Учеба продолжалась, военно-политическую школу я закончил с отличием и мне было предоставлено право выбора места работы на флотах. На комиссии по распределению я заявил, что готов ехать туда, где есть необходимость, а трудностей не боюсь. В результате я был направлен политруком в учебный отряд Тихоокеанского флота.
Приказ о моем назначении был подписан маршалом Советского Союза Тухачевским, заместителем наркома обороны.


Рецензии