Эпоха Вырождения
Теперь пробросим мост к современной эпохе и «новой» готике, далеко не единственному культурному течению, но достаточно массовому. Конечно, не стоит сближать средневековую готику с современной субкультурой, но что-то общее в названии, мрачности, сближающее два течения в культуре и искусстве, есть между ними. С завершением эпохи Просвещения, можно так сказать, закончилась вера в человека и его развитие… И здесь снова приходится говорить о промышленной революции, становлении крупного частного капитала в XIX столетии и повсеместном его распространении в Европе к концу столетия и капитализма, как такового. Не зря поэты обращаются к теме демона - символа непокорности, эгоистичности, духу разрушения и антипода Бога, как созидающего начала. Истоками декаданса, упадничества и целого направления в культуре «декаденства» можно считать творчество Байрона с его демонизмом и неприятием действительности, Бодлера, и выпуск знаковой книги «Цветы зла» в 1842г., мрачные рассказы Эдгара По. Декаданс, как идея, как «идеология», как мировоззрение, в той или иной степени просуществовал до сегодняшнего дня. И думается, крайне популярен. Можно говорить о культивировании упадничества. Особенно явно дух упадничества проявился в периоды между двумя мировыми войнами. То, что было достигнуто европейской культурой за 500-600-700 лет, стало отвергаться. Вероятно, сегодня правомерно говорить о Вырождении, антигуманизме.
Подражание, эпигонство, римейки, ремиксы, пародии и т.д. – в последние десятилетия становится абсолютной нормой. То ли творческая интеллигенция и интеллектуалы сами себя убедили в том, что ничего нового уже придумать невозможно, то ли, действительно, все придумано и изобретено до нас…
Массовая культура, начиная со второй половины XIX века, пытается во всей красе преподнести животную натуру человека, предварительно обнажив ее и возведя в максимум. Скандалы, преступления, поиск криминала – берут начало с середины позапрошлого столетия, когда журналистику затронула коммерциализация, политики становилось все меньше, а криминальных сюжетов, репортажей все больше. Периодика пошла в массы. Массовая культура породила обратный эффект – потребность скандалов, криминальных сводок, развлечения.
Коммунистическая идеология искусственным путем нейтрализовала коммерциализацию общества, свободный рынок, построив новую идеологию. Наполнив ее новыми идеями, содержанием. И, например, страны Скандинавии – это социально ориентированные государства.
С падением Советского Союза, крушением идеологии, многие ценности обесценились, идеи улетучились. В мире не осталось больших и новых идей. Общественные движения не могут наполнить целостным содержанием мыслеформы. Призрак коммунизма так и остался бродить призраком.
В живописи, за неимением новых идей, нечто подобное произошло после «высокого Возрождения», названное позднее «маньеризмом». Но в отличие от декадентства и современного декаданса, маньеризм не отрицал человеческие ценности и идеалы, хотя в нем и проявился кризис гуманистической культуры. Маньеризм просто пользовался достижениями предшествующих поколений, не считая себя в чем-то ущербными по отношению к первопроходцам.
Вот и получается, что идейная пустота приводит к деградации, декадансу, эпохе Вырождения. Эпохе, в которой человеку чуждо человечное и человеческое.
…Может быть, прав был Освальд Шпенглер, предрекавший закат Европе?
2008
Свидетельство о публикации №212101800858
писали о "мистических глубинах немецкого духа", они не имели в виду того, что и кто за ними последуют. Условно говоря, популяризация - это смерть идеи.
Сесиль Монблазе 18.06.2014 16:39 Заявить о нарушении
Интересная мысль.
Лев Агни 19.06.2014 14:17 Заявить о нарушении